Найти в Дзене
Нескучная летопись

Был ли морганатическим брак княгини Ольги и князя Игоря

Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой

Именно так Александр Сергеевич Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" описал времена правления князя Владимира Красно/Ясно Солнышко ("...Владимир - солнце пировал...").

А мы с Вами заглянем еще немного поглубже и обратим внимание на дедушку и бабушку пушкинского героя - Игоря Рюриковича и княгиню Ольгу и первый исторически зафиксированный брак русского (все таки, условно русского, т.к. в Игоре была варяжская кровь) правителя.

Княгиня Ольга на картине М.В. Нестерова
Княгиня Ольга на картине М.В. Нестерова

Ни одна из признанных достоверными летописей не сохранила для нас имена жен Рюрика и Олега, которые перед Игорем управляли русскими землями с момента призыва варягов на Русь. Спорная Иоакимовская летопись, на которую в своих трудах ссылался В.Н. Татищев, упоминает, что матерью Игоря была дочь новгородского посадника (или норвежская княжна) Ефанда, но так как кроме самого историка никто больше Иоакимовскую летопись в глаза не видел, а другие летописи (которые остальные видели) ничего про жену Рюрика не говорят, доказанным данный факт считать мы не можем.

Итак, можно ли считать брак Игоря и Ольги морганатическим? Кого наследник Рюрика взял в жены - простолюдинку или женщину благородного происхождения?

Наиболее полно про происхождение и судьбу Ольги рассказывают различные Жития, так как княгиня была канонизирована Русской православной церковью и именуется Святой:

Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто. Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ (Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. — Второе, исправленное изданіе. — СПб.: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 276-278).

Таким образом, согласно данному источнику Ольга, как и Игорь, варяжского происхождения, а родители ее -"из простых". Не князья и не вельможи.

Само имя "Ольга" - от варяжского "Хельга", не было характерно для славян, поэтому варяжские корни княгини не оспариваются никем из ученых-историков. А вот была ли она "из простых"? 

Игорь и Ольга на картине С. Ефошкина
Игорь и Ольга на картине С. Ефошкина

Многие помнят историю из школьных учебников о том, как Игорь познакомился с Ольгой на переправе. Девушка управляла лодкой, перевозившей молодого человнка на другой берег. Только вот сегодня среди историков практически нет сторонников этой версии. Кто-то ссылается на разницу в возрасте Ольги и Игоря ( по Устюжской и Новгородской летописям будущей княгине на момент брака было 10 лет, а это возможно обычно только в случае династического брака), кто-то, ссылаясь на другие летописи, делает вывод, что Ольга выбрана в невесты Игорю князем Олегом Вещим (и тут тоже вряд ли красота девушки имела решающее значение, скорее ее происхождение и приданое).

Кстати, упомянутая в вышеприведенном отрывке "плесковская страна" трактуется и как древний Псков (Плесков) и как Плиска (город в Болгарии). И если рассматривать Плиску, то так издалека привезти опять же могли только ценную, династически правильную невесту.

Обратимся к Повести временных лет, самому любимому источнику учебников истории. Она тоже косвенно подтверждает непростое происхожение княгини. Повесть впервые упоминает имя Ольги не в связи с браком, а в связи с договором, который заключает Игорь с византийцами:

"Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги...".

Обратите внимание, у Ольги, наряду с наследником Игоря Святославом, есть свой посол Искусеви. То есть в 945 году княгиня уже не просто мать наследника (тоже упомянутого в Договоре Святослава), а женщина, имеющая некие властные полномочия и экономические интересы. Свои собственные, иначе зачем личный посол? Далее в Повести мы прочитаем, что оказывается, у Ольги были свои земли, как минимум город Вышгород и село Ольжичи, которые были подарены ей еще Олегом в личную собственность! Для простолюдинки слишком щедрый подарок, вам не кажется?

Следующее упоминание Ольги Повесть дает сразу после убийства Игоря:

"Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, ... Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим".

Вряд ли древляне собирались сделать Святославу что-то хорошее. А вот Ольга для них представлялась ценностью настолько, что ее даже женой князя сделать хотели, лучших людей призывали, князя своего расхваливали. Только мы знаем, что не вышло ничего у древлян со сватовством. И посольства, и города древлян Ольга практически уничтожила.

Лаврентьевская летопись. Сватовство древлян к Ольге
Лаврентьевская летопись. Сватовство древлян к Ольге

После древлянского князя у Ольги появился еще один кандидат в мужья - византийский император Константин, который,

"увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей".

Византийские императоры, конечно, очень редко, но брали в жены женщин незнатного происхождения. Однако оборот, который использовала Повесть ("достойна ты царствовать"), позволяет предположить, что Ольга на самом деле обладала такими дстоинствами, как образованность и мудрость. Могла ли простолюдинка на Руси быть настолько образованной, чтобы поразить византийского императора?

Икона Святой Ольги
Икона Святой Ольги

Итак, исходя из имеющихся источников, можно предположить, что Святая княгиня Ольга была отнюдь не простого происхождения, а принадлежала, как минимум, к знати, наиболее вероятно, варяжской. Соответственно, брак Игоря и Ольги нельзя отнести к морганатическим.

А как вы думаете, уважаемые читатели?

Для справки - о разнице мезальянса и морганатического брака можно прочитать здесь.