Найти тему
@uspeh_rebenka

Снижайте внутренний гнев семьи, который толкает подростка в интернет зависимость

Одновременно с установлением системы отношений с миром, в этом возрасте происходят в развитии воображения. Происходит как бы поворот, где дети фантазируют, размышляют о себя. Могут возникать новые интересы. То есть личность как бы открывает себя, свою взрослую, отдельную от семьи часть.

Это возраст развития двух новообразований – рефлексии и на ее основе самосознания. Без этих настроек способность к саморегуляции очень низкая. Человеку сложно управлять собой. Он видит стимул, в его голове появляется образ какой-то деятельности, его увлечения, и возникает тяга, с которой очень сложно справиться. Поэтому ограничение, как единственный инструмент помощи на этапе вовлечения, малоэффективно. Специалисты рекомендуют психотерапию. Но в рамках обычной семьи нормальный школьник впадет в негодование, когда ему предложат пойти к психологу, чтобы «разобраться в себе». Родитель – вот человек, который способен это сделать.

Трудности и конфликтные ситуации в семье, как правило возникают из-за проблем в успеваемостью или нежеланием учиться. Но ключ ко всем проблемам психологического развития, по мнению Л.С. Выготского лежит в сфере интересов.

Семья же, чаще всего, ни о каких новообразованиях, ни о рефлексии, ни о развитии самосознание ничего не знает. «Вот домашняя работа опять не сделана, пока не будет результатов, никакого компьютера ты не получишь!»

Все наши слова и действия оказывают влияние на один из важных интересов возраста – к собственной личности. И на решение вопроса: «Что я такое?»

И вот тут идет развилка. Когда подросток просто тусуется в интернете в свободное время. Или полным ходом идет вовлечение в цифровой мир, формирование психологической зависимости. Как это понять?

Тусовка со сверстниками, где интернет является надстройкой реального общения.

Родительское сообщество, особенно поколение, которое формировалось в прошлом веке, имеет устойчивое представление, что любое взаимодействие с виртуальной средой опасно и негативно влияет на детей. Но реальность немного другая.

У большинства представителей цифрового поколения присутствуют интересы, связанные с технологиями. Дети осваивают киберсреду, делают это очень активно. Спроси любого школьника – он без труда расскажет все сетевые игры, всех персонажей и сколько стоят скиллы, которые родители, конечно запрещают покупать.

Технологии и система коммуникации оказали влияние на способе досуга наших детей. Если раньше они тусовались во дворе, то сейчас они используют возможности сети, в том числе компанией играют в онлайн игры.

Каждый подросток испытывает потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств. Они находятся в режиме постоянного обмена информацией.

Мы вообще не представляем, что это такое, но это сложно, когда на тебя постоянно обрушиваются какие-то новости, детали, кто с кем и что не поделили, поругались, помирились. Это целая жизнь, которая, естественно заполнят внутреннее пространство, дети живут в этом инфокоммуникационном контексте.

Эту потребность в общении многие реализуют через чаты, форумы. А также, со своими сверстниками играя в сетевые игры, как наше поколение в войнушку во дворе.

Если школьник не может пойти гулять, или рядом просто нет друзей, потому что все живут далеко, то недостаток общения прекрасно компенсируется тусовкой в интернете. Это текущая реальность.

Например, компания сверстников, сделав все дела, созваниваются в групповом чате, и развлекаются вместе.

При этом подходе интернет является надстройкой к реальному общению сверстников.

Когда ты с друзьями, сидя дома, используешь технологии в сфере своих интересов.

Вот это наилучший вариант, потому что по мере взросления, и увлечения поменяются. И в окружении будут уже другие темы – отношение с противоположным полом, поиск средств к самоутверждению.

При этом в цепочке «Старший подросток-гаджеты» образуются нормальные привычки, когда личность способна рационально использовать технологии, в том числе для развлечений в свободное время. В этом нет ничего страшного.

Ситуация требует внимания, если школьник тусуется в сети один. Компании общения у ребенка нет. Вот тут семье нужно сосредоточиться и принять меры.

Но не на том, чтобы физически вырвать из цифрового болота. А понять, что нужно, чтобы развивать социальные навыки? Как помочь своему ребенку найти реальный круг общения. Что мешает сыну или дочери получать радость от тусовки со сверстниками?

Нужно стараться не допускать ситуации, когда компьютер или незнакомые френды из сети по факту становятся единственным кругом общения.

То есть для цифрового ребенка интернет с чатами и групповыми звонками, с совместными играми является средством общения и совместного досуга. Даже в случаях, когда ребята играют в шутеры.

Абсолютно другая ситуация складывается, когда погружение в цифровой мир является следствием потребности ухода от реальности.

Например, сидит школьник в компьютере, а у родителя тем временем растем внутренняя тревога и скрытый гнев.

«Я не успокоюсь, пока он не закончит играть и за уроки не сядет!». Вся воспитательная модель оказывается в турбине ежедневного конфликта вокруг экранных интересов. Ни о какой системе взаимоотношения подростка и внутренней рефлексии говорить не приходится.

Семья находится в зоне турбулентности. Где взрослые испытывают сильнейший стресс, связанный с чрезмерным увлечением гаждетами. Общение перестает быть теплым, насыщенным эмоциями. Когда мы способны искренне поинтересоваться новостями, в том числе тем, что произошло в чате.

Чем больше жизнь семьи сосредотачивается на одной единственной проблеме – борьба с цифровым увлечением, максимальный контроль и недоверие, тем больше взрослые переживают состояние, когда экранная тусовка вызывает раздражение.

А значит, пока ребенок онлайн, у взрослых растет внутренний гнев, который они сами могут не осознавать, не рефлексировать.

Тем не менее, дети прекрасные эмпаты, которые улавливают большую часть через состояние и настроение взрослого. Кто сам рос в алкогольной семье, прекрасно помнит. Что твоя (мальчика или девочки) линия поведения будет зависеть от одного взгляда. Когда ты увидишь в каком настроении заявился домой папа, нужно не показываться на глаза, чтобы не нарваться на неприятности.

Ровно по той же схеме они понимают состояние взрослого, который может виду не показывать, а внутри закипать от собственного недовольства. У такого ребенка может появиться чувство неадекватности, стыд за себя. Чувство вины, что я подвожу мать или отца, которые страдают из-за моего поведения.

Причем на внешнем, социальном уровне семья может производить благоприятное впечатление. Но по факту спокойной жизни нет, потому что твое поведение строиться в зависимости от внутреннего гнева одного из родителей, от того, как он себя в этом состоянии поведет.

Вот из таких микроскопических деталей вырастают корни зависимости. Но объединяет их одно условие – подросток часто находится в состоянии «Мне плохо». При этом никто не способен разделить эти чувства, просто об этом поговорить. Потому что взрослый обычно сам в состоянии стресса из-за внутреннего гнева.

Вот она разница – довольный и активный школьник, у которого по всем фронтам все хорошо, нормально или даже более-менее. И родители, которые дают повеселиться с друзьями, а интернет - средство общения.

Или семейная атмосфера, когда над тобой постоянное давление, когда тебе приходится подстраиваться под настроение и состояние взрослого. Когда со временем ты на столько привыкаешь зависеть от чужих негативных чувств, что понимаешь, что с тобой уже что-то не так.

И вот тут появляется увлечение, с которым дети просто не могут справиться.

Потому что оно сильнее собственного «Я», да и мир вокруг не такой уж классный, и киберсреда помогает снять это ощущение собственной неуспешности и давящего чувства вины, что ты всех подводишь, но по факту по другому уже не можешь, и это эмоциональная зависимость.

Понятна эта разность? Как способ коммуникации формирует личность?

_________________________

Весь материал по теме по ссылке. Успейте купить по минимальной цене.

«Интернет зависимости.net. 50 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото» – Марина Николаевна Алексеева | ЛитРес