В продолжение темы «delirium furiosum», которая предмет последних трех статей…
«Дикое безумие» скорости не обошло стороной и СССР. Да, если вы думаете, что советские граждане были поглощены исключительно энтузиазмом строительства развитого социализма и мечтами о коммунизме, то вы ошибаетесь. Были и такие, что заразились безумием скорости и мечтали, ни много, ни мало, оседлать ракету и первыми одолеть скорость звука на колесах. Плевать, что рекорд скорости для автомобилей в СССР составлял всего 311,4 км/ч, показанных в 1963 году экспериментальным авто «Пионер-2М» с газотурбинным двигателем мощностью 160 л.с. Ведь, для своего класса 1 группы VIII это на тот момент было выше соответствующего международного рекорда!
Еще раньше, ГАЗ СГ-3 «Стрела» с турбиной от истребителя МиГ-17 с тягой 2600 кгс на испытаниях 1954 года на ВПП Горьковского военного аэродрома преодолел барьер в 300 км/ч. Строили его для скорости 800 км/ч, но не было соответствующих шин. Испытания закончились аварией, проект был свернут, хотя на тот момент это был первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем.
Но, одержимые скоростью не перевелись, невзирая на критику прагматичных товарищей, полагавших, что это пустая трата времени, ибо в социалистическом хозяйстве ездить на таких скоростях незачем и некуда – не в булочную же за хлебом, на то такси есть. В 1968 году в стенах Лаборатории скоростных автомобилей (ЛСА) Харьковского автодорожного института начала витать мысль о постройке сверхзвуковой машины. Машина не появилась даже в чертежах, но все мысли маньяков сотрудников уже были о рекорде скорости звука. А едва постройка чуда на колесах началась, как проект ХАДИ-9 стал предметом информационного безумия: в ЛСА писали письма, приезжали журналисты со всех уголков мира. А как иначе? «Русские строят самый быстрый автомобиль в мире»! Под руководством упоротого большого энтузиаста Владимира Никитина студенты ХАДИ, сотрудники ЛСА и подключившиеся коллеги из авиационного института, набивая шишки опыта, смонтировали на раме кузова, к которой крепились элементы гидравлической подвески, авиационную турбину РД-9БФ от истребителя МиГ-19 с тягой в 3750 кгс (на форсаже). Масса «сухопутной ракеты» составляла 2,5 тонны. За остановку машины отвечали воздушные тормоза, парашюты, и возможность турбины работать на реверс. А «подарком» студентов-авиаторов стала хитрая система управления аэродинамикой. Игловидный датчик в носу машины передавал информацию о набегающем воздушном потоке и автоматически менял геометрию «крыльев». Разработка переросла тех, кто изначально писал по ней диплом. Круто?
Заокеанские бонневильские вести о новом рекорде Гэри Габелича и воодушевляли (аналогичной конструкцией машины), и добавляли скептицизма из-за хилой, в сравнении, тяги движка. Но, вера в «авось» толкала вперед. Заезд по бетону Чугуевского аэродрома в 1978 году обнадежил.
И вдруг (ох уж, это вечное «вдруг») обнаружилась незадача – на необъятных просторах Родины не нашлось десяти километров ровного куска земли для рекорда! А чем раньше думали? По Харькову собирались гонять? Прям, как с коммунизмом – бронепоезд есть, а пути нет, один запасной тупик. Вся долгая работа коту под хвост? Но, спас … кинематограф. Советский монстр стал главным героем фильма «Скорость», вышедшего на экраны в 1983 году, и поставил, таки, рекорд - виртуальный! А во время съемок, говорят, каскадеры без спроса разогнали ХАДИ-9 на оставшемся ровном участке соляного озера Баскунчак до 500 км/ч. Как измеряли скорость, и было ли это на самом деле, или это фейк, уже не установить. А монстра в итоге завялили, забыв вымыть от соли, и он за пару лет сгнил, брошенный на задворках, не добравшись даже до музея…
Однако, вернемся из советского кино в американскую явь. Но, ... в следующей статье ...
Удачи всем безумным пионерам!