Найти тему
Feikofob

Монстры и маньяки скорости

В ушах стоял турбореактивный вой, сиденье подо мной тряслось, перед глазами навстречу неслась с немыслимой скоростью не такая уж ровная, какой казалась, поверхность пустыни Блэк Рок … Да, я попробовал «delirium furiosum» на ощущения …

Однако, я забегаю вперед … Продолжу все же по порядку тему «дикого безумия» («delirium furiosum») скорости, начатую в прошлых статьях. И в этой статье представляю вам сверхбыстрых огнедышащих чудищ на Земле, рожденных гением инженерной мысли и маниакальным упорством чокнутых энтузиастов в безумной гонке за абсолютными рекордами скорости на суше.

После затянувшейся с 1947 года 16-летней рекордной паузы началось обострение болезни, и действо перешло в сакральную стадию. Целая стая чудовищ ломанулась паломничеством за чудом на волю в пампасы просторы соляных озер, огласив их ревом и воем. Покажу только самых-самых могучих из них …

Первым, после пробных заездов в 1962 году и модернизации, 5 сентября 1963 года в Бонневилле обрекордился трехколесный реактивный монстр Spirit of America с наездником Крейгом Бридлавом (Craig Breedlove), разогнавшись до скорости  657,114 км/ч двигателем General Electric J47 от истребителя F-86 Sabre (противника МиГ-15 в небе Кореи). Однако, автомобильная федерация FIA отказала этому монстру в праве называться автомобилем и рекорд не засчитала. Он был наречен…. «мотоциклом с коляской» -  мотоциклетной федерацией FIM, быстренько подсуетившейся умыкнуть сей рекорд скорости. А чего вы хотели от маньяков? Ну, не Харлей, конечно, но зато с пальмой …

Крейг Бридлав возле своего "мотоцикла с коляской".1963.
Крейг Бридлав возле своего "мотоцикла с коляской".1963.

Следом, 17 июля 1964 года  отметился рекордом в 648,782 км/ч на соляном озере Эйр в Австралии мастодонт Bluebird-Proteus CN7, с газотурбинным сердцем с табун лошадей в 4450 голов, но с приводом на 4 колеса. Управлял им одержимый Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell), сын одержимого Малкольма Кэмпбелла, которого я уже поминал в прошлой статье. Как и отец, Дональд стал (третьим в истории) обладателем рекорда скорости для автомобиля и одновременно рекорда скорости на воде. Рекордов скорости на воде он установил целых семь штук, и разбился насмерть в возрасте 45 лет, во время очередной попытки побить рекорд 7 января 1967 года на катере Bluebird K7.

Bluebird-Proteus CN7. 1964.
Bluebird-Proteus CN7. 1964.

Рекорд Bluebird-Proteus CN7 продержался недолго. 2 октября 1964 года в Бонневилле очередной монстр - Wingfoot Express с авиационным турбореактивным двигателем Westinghouse J46 установил 50-ый рекорд скорости для автомобиля – 668,027 км/ч. К тому времени FIA, поскребя в затылке или еще где, переписала свои правила, признав реактивных чудищ автомобилями (а 4х-колесность Wingfoot Express достиг просто сдвоив переднее колесо при общей схеме, аналогичной Spirit of America). Пилотом был Том Грин (Tom Green), инженер-конструктор этого монстра. До него Том ни разу в жизни не ездил со скоростью более 130 миль в час (210 км/ч), но … совершенно очевидно, что «delirium furiosum» его не миновало: «…обивка сидения обнимала меня, как скафандр, при 275 миль/ч у меня было странное чувство, что над кабиной идет снег!»

Wingfoot Express в Бонневилле. 1964.
Wingfoot Express в Бонневилле. 1964.

На Бонневильском соляном озере стало тесно, монстры выстроились в очередь…

Уже через три дня (!) рекорд был побит «Зеленым монстром» (The Green Monster), который на самом деле был красным. Похоже, кто-то был дальтоником. У монстра был более совершенный движок General Electric J79, так что он пробежал контрольную дистанцию побыстрее, показав 699,01 км/ч. В его кабине был Арт Арфонс (Art Arfons), блестящий и интуитивный механик, для монстра сам отремонтировавший списанный реактивный двигатель от истребителя F-104 Starfighter, друг и соратник Грина. Интересно, что обе машины – и Wingfoot Express, и The Green Monster проектировал наряду с Грином и Артом Арфонсом брат Арта – Уолт Арфонс.

Арт Арфонс и его The Green Monster на солончаке Бонневилль.
Арт Арфонс и его The Green Monster на солончаке Бонневилль.

Там же через неделю,13 октября 1964 года, адаптированный под требования FIA монстр Spirit of America - Sonic 1, с таким же движком J79, разогнался до скорости 754,330 км/ч. В кабине нового «Духа» был тот же Крэйг Бридлав.

Крейг Бридлав возле своего монстра Spirit of America - Sonic 1.
Крейг Бридлав возле своего монстра Spirit of America - Sonic 1.

Еще через 2 дня, 15 октября 1964, «Дух» обновил рекорд до безумной отметки 846,861 км/ч и …. угодил в Книгу рекордов Гиннеса за самые длинные следы заноса - в конце своего второго пробега он потерял тормозные парашюты, сжег тормозные диски, проскочил пять миль  через ряд столбов и нырнул в пруд с рассолом на скорости около 200 миль/час (320 км/ч). Чудом уцелевший промокший Крэйг Бридлав вылез из кабины, заявив: "А теперь для моего следующего акта я собираюсь поджечь себя". Ну, не маньяк?

Однако, бонневильские монстры не угомонились. Еще через неделю с хвостом, 22 октября 1964, Wingfoot Express Уолта Арфонса, вместо реактивного двигателя напичканный по уши самолетными твердотопливными ускорителями (изначально полтора десятка в заду, потом еще по 5 штук по бокам), с пилотом Бобби Тэтро, разогнался до 933 км/ч, но не добрался с этой рекордной скоростью до конца измерительного участка. Пиковая мощность и ускорение были огромны, но их нельзя было поддерживать достаточно долго, ускорители слишком быстро выгорали. Неудача ...

Wingfoot Express Уолта Арфонса на твердотопливных ускорителях. 1964.
Wingfoot Express Уолта Арфонса на твердотопливных ускорителях. 1964.

Еще через 5 дней, 27 октября 1964, все там же и тот же «Зеленый (который красный) Монстр» (The Green Monster) с тем же Артом Арфонсом установил новый рекорд в 863,791 км/ч, всего лишь «отпустив вожжи».

Бонневильская схватка титанов и маньяков продолжилась в следующем году.   2 ноября 1965 года Крэйг Бридлав на еще усовершенствованном Spirit of America - Sonic 1 поставил 55-ый рекорд скорости для автомобиля – 893,966 км/ч, став первым «выехавшим» из 500 миль/ч.

Через пять дней, 7 ноября 1965 года, Арт Арфонс обновил рекорд на все том же, но тоже модернизированном, The Green Monster, разогнавшись до 927,872 км/ч, после чего благоразумно вышел из гонки за рекорды и спокойно дожил до 81 года.

А Крэйг Бридлав через неделю, 15 ноября 1965 года, на всё том же мощном «Американском Запахе» Spirit of America - Sonic 1 установил новый, 57-ой рекорд скорости в 966,961 км/ч.и увез с собой пальму первенства,  После чего в схватке наступило относительное затишье на 5 лет – для новой битвы нужно было уже очень серьезно вооружить монстров.

Но, о новых и последних великих битвах монстров уже в следующей статье.

Всем Удачи и Упорства в достижении цели!

Часть материала почерпнута тут, здесь и там. Все фото из открытых источников.