В ушах стоял турбореактивный вой, сиденье подо мной тряслось, перед глазами навстречу неслась с немыслимой скоростью не такая уж ровная, какой казалась, поверхность пустыни Блэк Рок … Да, я попробовал «delirium furiosum» на ощущения …
Однако, я забегаю вперед … Продолжу все же по порядку тему «дикого безумия» («delirium furiosum») скорости, начатую в прошлых статьях. И в этой статье представляю вам сверхбыстрых огнедышащих чудищ на Земле, рожденных гением инженерной мысли и маниакальным упорством чокнутых энтузиастов в безумной гонке за абсолютными рекордами скорости на суше.
После затянувшейся с 1947 года 16-летней рекордной паузы началось обострение болезни, и действо перешло в сакральную стадию. Целая стая чудовищ ломанулась паломничеством за чудом на волю в пампасы просторы соляных озер, огласив их ревом и воем. Покажу только самых-самых могучих из них …
Первым, после пробных заездов в 1962 году и модернизации, 5 сентября 1963 года в Бонневилле обрекордился трехколесный реактивный монстр Spirit of America с наездником Крейгом Бридлавом (Craig Breedlove), разогнавшись до скорости 657,114 км/ч двигателем General Electric J47 от истребителя F-86 Sabre (противника МиГ-15 в небе Кореи). Однако, автомобильная федерация FIA отказала этому монстру в праве называться автомобилем и рекорд не засчитала. Он был наречен…. «мотоциклом с коляской» - мотоциклетной федерацией FIM, быстренько подсуетившейся умыкнуть сей рекорд скорости. А чего вы хотели от маньяков? Ну, не Харлей, конечно, но зато с пальмой …
Следом, 17 июля 1964 года отметился рекордом в 648,782 км/ч на соляном озере Эйр в Австралии мастодонт Bluebird-Proteus CN7, с газотурбинным сердцем с табун лошадей в 4450 голов, но с приводом на 4 колеса. Управлял им одержимый Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell), сын одержимого Малкольма Кэмпбелла, которого я уже поминал в прошлой статье. Как и отец, Дональд стал (третьим в истории) обладателем рекорда скорости для автомобиля и одновременно рекорда скорости на воде. Рекордов скорости на воде он установил целых семь штук, и разбился насмерть в возрасте 45 лет, во время очередной попытки побить рекорд 7 января 1967 года на катере Bluebird K7.
Рекорд Bluebird-Proteus CN7 продержался недолго. 2 октября 1964 года в Бонневилле очередной монстр - Wingfoot Express с авиационным турбореактивным двигателем Westinghouse J46 установил 50-ый рекорд скорости для автомобиля – 668,027 км/ч. К тому времени FIA, поскребя в затылке или еще где, переписала свои правила, признав реактивных чудищ автомобилями (а 4х-колесность Wingfoot Express достиг просто сдвоив переднее колесо при общей схеме, аналогичной Spirit of America). Пилотом был Том Грин (Tom Green), инженер-конструктор этого монстра. До него Том ни разу в жизни не ездил со скоростью более 130 миль в час (210 км/ч), но … совершенно очевидно, что «delirium furiosum» его не миновало: «…обивка сидения обнимала меня, как скафандр, при 275 миль/ч у меня было странное чувство, что над кабиной идет снег!»
На Бонневильском соляном озере стало тесно, монстры выстроились в очередь…
Уже через три дня (!) рекорд был побит «Зеленым монстром» (The Green Monster), который на самом деле был красным. Похоже, кто-то был дальтоником. У монстра был более совершенный движок General Electric J79, так что он пробежал контрольную дистанцию побыстрее, показав 699,01 км/ч. В его кабине был Арт Арфонс (Art Arfons), блестящий и интуитивный механик, для монстра сам отремонтировавший списанный реактивный двигатель от истребителя F-104 Starfighter, друг и соратник Грина. Интересно, что обе машины – и Wingfoot Express, и The Green Monster проектировал наряду с Грином и Артом Арфонсом брат Арта – Уолт Арфонс.
Там же через неделю,13 октября 1964 года, адаптированный под требования FIA монстр Spirit of America - Sonic 1, с таким же движком J79, разогнался до скорости 754,330 км/ч. В кабине нового «Духа» был тот же Крэйг Бридлав.
Еще через 2 дня, 15 октября 1964, «Дух» обновил рекорд до безумной отметки 846,861 км/ч и …. угодил в Книгу рекордов Гиннеса за самые длинные следы заноса - в конце своего второго пробега он потерял тормозные парашюты, сжег тормозные диски, проскочил пять миль через ряд столбов и нырнул в пруд с рассолом на скорости около 200 миль/час (320 км/ч). Чудом уцелевший промокший Крэйг Бридлав вылез из кабины, заявив: "А теперь для моего следующего акта я собираюсь поджечь себя". Ну, не маньяк?
Однако, бонневильские монстры не угомонились. Еще через неделю с хвостом, 22 октября 1964, Wingfoot Express Уолта Арфонса, вместо реактивного двигателя напичканный по уши самолетными твердотопливными ускорителями (изначально полтора десятка в заду, потом еще по 5 штук по бокам), с пилотом Бобби Тэтро, разогнался до 933 км/ч, но не добрался с этой рекордной скоростью до конца измерительного участка. Пиковая мощность и ускорение были огромны, но их нельзя было поддерживать достаточно долго, ускорители слишком быстро выгорали. Неудача ...
Еще через 5 дней, 27 октября 1964, все там же и тот же «Зеленый (который красный) Монстр» (The Green Monster) с тем же Артом Арфонсом установил новый рекорд в 863,791 км/ч, всего лишь «отпустив вожжи».
Бонневильская схватка титанов и маньяков продолжилась в следующем году. 2 ноября 1965 года Крэйг Бридлав на еще усовершенствованном Spirit of America - Sonic 1 поставил 55-ый рекорд скорости для автомобиля – 893,966 км/ч, став первым «выехавшим» из 500 миль/ч.
Через пять дней, 7 ноября 1965 года, Арт Арфонс обновил рекорд на все том же, но тоже модернизированном, The Green Monster, разогнавшись до 927,872 км/ч, после чего благоразумно вышел из гонки за рекорды и спокойно дожил до 81 года.
А Крэйг Бридлав через неделю, 15 ноября 1965 года, на всё том же мощном «Американском Запахе» Spirit of America - Sonic 1 установил новый, 57-ой рекорд скорости в 966,961 км/ч.и увез с собой пальму первенства, После чего в схватке наступило относительное затишье на 5 лет – для новой битвы нужно было уже очень серьезно вооружить монстров.
Но, о новых и последних великих битвах монстров уже в следующей статье.
Всем Удачи и Упорства в достижении цели!
Часть материала почерпнута тут, здесь и там. Все фото из открытых источников.