Сограждане Рунета, вас не захватывала Скорость?
Я уже рассматривал тему особенностей психологии, связанных с конспирологией, а теперь хочу остановиться на другом ее аспекте - «delirium furiosum».
Фраза заголовка принадлежит французу - Эмилю Левассору: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!». Он изрек ее в 1895 году после победного финиша в гонке Париж-Бордо-Париж - второй в мире «большой» гонки самодвижущихся экипажей, поставив первый рекорд скорости (неофициальный) на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.
Первая же гонка - Париж-Руан, состоялась 22 июля 1894 года, и во время нее были сбиты семь собак и один велосипедист, хотя скорость 21 экипажа участников гонки едва достигала 20 километров в час. Правда, руль был только у одного, у Альфреда Вашерона. Да, … у остальных были рукоятки, явно кривые.
А первый официально зарегистрированный абсолютный рекорд скорости в 63,149 км/ч установил 18 декабря 1898 г. граф Гастон де Шаслу-Лоба на электромобиле конструкции Шарля Жанто на дистанции 1 км.
И, памятуя о своих обещаниях разоблачать фейки:
Некоторые журналисты и блогеры называют маршрутом первой гонки Париж-Руан-Париж. Как, например, этот. Это фейк. Вот распорядок гонки: 08:00 – старт из Порте-Майо, 12:00–13:30 – обед (!) в Манте, 20:00 – финиш в Руане. Экипажи стартовали независимо друг от друга. На финише просто суммировалось время, затраченное участниками на каждую часть гонки.
Мнение о безумии, порождаемом скоростью, имели некоторые ученые мужи в первой половине XIX века, когда поезда появились и начали бегать со скоростями 30-40 км/час. Они даже определили психологическое расстройство, которое получило легитимный статус в академических кругах и даже обрело настоящее научное название «delirium furiosum» («дикое безумие»). Это название появилось из исследования 1835 года, проведенного Königlich Bayrisches Obermedizinalkollegium (Королевским баварским высшим медицинским колледжем). Из исследования:
«Передвижение при помощи паровых машин любого типа должно быть запрещено в интересах здоровья населения. Быстрое движение не может не вызывать у пассажиров душевного волнения, т.е. «delirium furiosum». Даже если допустить, что путешественники добровольно подвергаются этой опасности, государство должно, по крайней мере, защитить сторонних наблюдателей, поскольку вид паровоза, мчащегося на полной скорости, достаточен, чтобы вызвать эту ужасную болезнь. Поэтому крайне важно, чтобы с обеих сторон рельсов был поднят забор высотой не менее 1.8 метра».
Как полагаете, Сограждане Рунета, воздействие скорости на мозг действительно приводит к психологическому расстройству? Судя по статистике ДТП на дорогах и их причинах, в мнении ученых мужей есть зерно истины. А сколько энтузиастов не только «потеряли» голову, но и сложили ее в гонке за рекордами скорости? Их немало …
И, тем не менее, проигнорировав мнение ученых, ещё до окончания XIX века на автомобиле была преодолена скорость в 100 км/ч. 29 апреля 1899 года Камиль Женатци, создатель рекордного электромобиля «Всегда недовольная» («La Jamais Contente»), показал скорость 105,876 км/ч. Это был уже шестой за 4,5 месяца официальный рекорд скорости для автомобилей, добытый в напряжённой борьбе за рекорды между французом Гастоном де Шаслу-Лоба и бельгийцем Женатци.
А человечество продолжило болеть «delirium furiosum». И с заборами сильно припозднилось. Причем, упорная гонка за абсолютными рекордами скорости на земле шла не только между автомобилями. Паровозы тоже активно участвовали в этом безумии.
Скорость в 24 км/час показал в Великобритании еще в 1825 году паровоз «Локомоушен» (Lokomotion №1) инженера Джорджа Стефенсона, построенный на его собственном заводе в Дарлингтоне для железной дороги Стоктон – Дарлингтон. Через четыре года, в 1829 году знаменитый паровоз «Ракета» Стефенсона поставил первый официальный рекорд скорости – 38,6 км/ч (по некоторым источникам – 46,4 км/ч). В следующем году он же показал скорость 56 км/час (правда, официально не подтвержденную).
В 1848 году в США паровоз «Антилопа» (не путать с «Антилопой Гну», которая и не паровоз, и не рекордсмен, и вообще не существовала!) первым показал доказанную скорость в 60 миль/час (96,6 км/ч). В 1850 году паровоз «Great Britain» достиг скорости в 125,6 км/ч. В 1890 году во Франции паровоз «Кремптон» промчался со скоростью 144 км/ч.
Красавцы паровозы – это отдельная песня, я к ним еще вернусь.
А 23 октября 1903 года в Германии опытная электромотриса фирмы Siemens&Halske, получающая питание от 3-фазной контактной сети, показала на рельсах скорость 206,7 км/ч, доказав, что будущее - за электрификацией. Через 5 дней такая же электромотриса, но уже фирмы AEG, превысила этот рекорд на 3,5 км/ч.
Автомобили перехватили пальму первенства в 1922 году - 17 мая в Бруклендсе на автомобиле Sunbeam 350hp ирландец Кенельм Ли Гиннесс показал скорость 215,17 км/ч. Это был последний в истории рекорд, поставленный на автодроме. И это был первый абсолютный рекорд скорости на суше, установленный нерельсовым транспортным средством. Автомобили обогнали паровозы – наконец официально.
Видите пальму? А она там есть!
Хотя, автомобилями 200-километровый рекорд скорости был достигнут уже в 1910 году - 23 апреля 1910 года американец Боб Бёрман на Blitzen Benz разогнался до скорости 227,513 км/ч, но так как замер делался на миле, европейцы в лице федерации AIACR его не признали. Чехарда с правилами тогда часто отдавала победу гонщикам, показавшим не лучший результат.
Кстати, о паровых двигателях – 26 января 1906 года американец Фред Марриотт на специальном рекордном паровом автомобиле Stanley Rocket разогнался до 195,65 км/ч. Он без труда мог обогнать не только любой паровоз, но и аэроплан. И этот рекорд для паровых автомобилей был побит лишь 103 (!) года спустя, в августе 2009 года; побит всего на 28 км/ч, и для этого группе инженеров пришлось изрядно потрудиться.
Больше информации о рекордах скорости на автомобилях XIX – начала XX вв. можно найти здесь. Однако, там тоже есть … ну, не фейк, но неточная информация:
"Автомобиль Женатци «Всегда недовольная» ..... сохранился до наших дней и постоянно экспонируется в Национальном автомобильном музее в Компьенском дворце (Пикардия, Франция). Он на ходу и иногда принимает участие в заездах старинных автомобилей". Этот электромобиль действительно находится в этом музее во дворце, по соседству с музеем Второй империи, но в заездах иногда участвует его реплика, построенная студентами в 1993-94 годах.
В воздухе и на воде тоже шла смертельная гонка за рекордами скорости. И разве не показатель дикого безумия («delirium furiosum») от скорости тот факт, что в современном мире больше всего востребованы не сверхроскошные лимузины, а именно сверхбыстрые машины, гиперкары - Bugatti Chiron, Koenigsegg Agera RS, Hennessey Venom GT, Nio EP9, Rimac C_Two, Ferrari LaFerrari, Porsche 918 Spyder, McLaren P1? Роскошь не щекочет нервы, не заливает по уши адреналином и не пьянит безумной скоростью.
Продолжение темы этого безумия в следующей статье.
Всем Удачи! И «тапок в пол» критическому мышлению!