Уроженца Ярославской губернии Юрия Макарова судьба нещадно покидала по миру. Из дворян Любимского уезда, выпускник Ярославского кадетского корпуса и Павловского военного училища. Служил в лейб-гвардии Семёновском полку. В 1907-1910 годах прошёл обучение на офицерских курсах восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. Вдобавок к английскому и французскому языкам выучил турецкий, персидский и арабский. В 1910-1911 годах совершил несколько служебных поездок в Турцию, Персию и Ирак. С 1911 года – на службе в МИД. Вернулся с отчётами о состоянии турецкой армии и топографическими съёмками нескольких важных дорог.
С началом Первой мировой войны снова вступил в Семёновский полк. Храбро воевал, несколько раз был ранен, награждён боевыми орденами. После революции приехал в родной Ярославль, участвовал в июльском восстании 1918 года. Сумел выбраться из осаждённого города и добрался до Кубани, где вступил в Добровольческую армию. С 1920 года – в эмиграции: Турция, Болгария, Франция, Аргентина. Умер в 1949 году.
Уже после смерти Макарова вышла книга его воспоминаний «Моя служба в Старой Гвардии. 1905−1917», в которой несколько страниц уделены Ярославлю. Есть и страницы о футболе, правда, не о ярославском, а петербургском, но они замечательно подходят к нашему недавнему эпизоду про футбол. Но передаём слово Юрию Владимировичу. Итак, 1907 год. Летний лагерь л.-гв. Семёновского полка под Петербургом:
«…в высоких сферах пожелали “ввести в войсках гвардии игру в футбол”. <…> Что такое есть футбол и как в него играют по-настоящему, сами инициаторы имели разумеется, весьма приблизительное понятие. <…>
Через две недели в воскресенье был объявлен «матч» между нашей командой и кавалергардской. <…> Кавалергардская команда с офицером пришла раньше. Офицер оказался наш знакомый и человек понимающий. Мы с ним с первого слова договорились.
- Я, - говорит кавалергард, - четыре года учился в школе в Англии и три года, играл там в футбол. Все, что они здесь желают устроить, есть гнусный балаган. Где уж нам к чорту «матчи» устраивать, когда наши игрочки из пяти ударов два бьют в землю, а два в ногу товарища... Ваши знают свисток?
- Единственно, - отвечаем - что они хорошо знают, это свисток. По свистку даже смирно становятся. <…>
На этом и порешили. Начался матч, и что это был за «матч» — не поддается описанию. Первые десять минут, пока не разогрелись, все шло еще прилично, но потом пошла писать губерния...
Мы все трое, «рефери», как бешеные носились по полю и то и дело оглашали воздух свистом. Иногда и свисток не действовал. В пылу азарта, для приведения в чувство, некоторых игроков приходилось хватать за плечи и трясти...
Не обошлось и без потерь. Одному кавалергарду повредили колено, а одному нашему свихнули руку. Тому, что на поле битвы не осталась половина бойцов, команды обязаны исключительно нашему самоотвержению. <…>
Часа через два этот, с позволения сказать, «матч» кончился. Команды пошли пить чай с булками и с колбасой, а Азанчевский и я, охрипшие и уставшие, как собаки, взяли кавалергарда в уже опустевшую палатку и допили с ним оставшуюся «виску». А когда кончили бутылку, послали в Собрание за второй.
Недели через три к нам пришла играть Конная Гвардия. <…> Матч вышел еще скандальнее, т. к. конногвардейский офицер понимал в футболе еще меньше нашего.
Не очень по душе пришлись матчи и самим нашим солдатам-семёновцам, которые в игре находили немного удовольствия, а смотрели на дело с узко-патриотической точки зрения, «набить ряшку» долговязым гостям и тем поддержать честь своего полка».
Яркий фрагмент, согласитесь! Кстати, о футболе мы говорили в 54-м выпуске историко-краеведческого подкаста "Место силы. Золотое кольцо", который называется "Футбол в Российской империи: от Стокгольма до Ярославля". В разговоре затронули такие темы:
- Как в Россию попала игра в футбол?
- Что можно назвать английской сборной Российской империи?
- Где в Ярославле до революции гоняли мяч?
- Почему русские футболисты скандально провалились на Олимпиаде в Стокгольме?
- Кого в ранней истории русского футбола называли контролёром?
- Зачем ярославцы организовали свою Олимпиаду?
- Кто из ярославских выходцев стоял у истоков ленинградского «Зенита»?
- Что такое ярославская дачная лига? И можно ли было попасть в неё через газету?
Выпуск можно слушать в ВКонтакте, Apple Podcast, CastBox, ЛитРес и Яндекс-Музыке.