Найти тему
Мысли о России

О различии между государством и бандитской шайкой

Один из читателей в комментариях к недавней статье высказался о том, что нет сущностной разницы между государством и бандитами. Мол, и разбойники, и чиновники одинаково грабят население. Публикую свои возражения на эту тему.

Бандитизм - это насилие, не ограниченное установлениями. А государство с древних времён отличалось сводом письменных законов, гласным судом, социальными обязательствами, строительством инфраструктуры, корпусом чиновников и т.д.

Архиерейский собор РПЦЗ в 1933 году определил сущность государства следующим образом.

"Что такое государство? Это высшая форма общежития, какой достигло до сих пор человечество. Судя по тому, что государственное устройство существует с незапамятных времен у всех исторически известных народов, следует заключить, что идея государства глубоко заложена в самой природе человеческого общества и, что государство по существу своему есть установление Божественное. Назначение государственной власти состоит в тoм, чтобы убеждением или принуждением обуздывать зверя в человеке и организовывать общественный порядок, обеспечивающий свободу и справедливость как для каждого человека в отдельности, так и для всего общества. Власть необходима для падшего человека, как противодействие греху. Без нея жизнь превратилась бы в хаос, даже почти в ад, как мы то видим в периоды анархии. В этом смысле государственная власть есть "нечто удерживаюшее", как ее называет апостол (2 Сол. 11, 7)", - из послания собора.

Государство - это институт монопольного насилия. Подданные принуждались платить дань и нести прочие повинности. Ключевая разница между бандитами и государством состоит в размере изъятого добра. Если бандиты считали возможным изымать всё, что могут унести, то государство всегда изымало долю, размер которой был прописан в налоговом кодексе (иногда отдавая сбор налогов на аутсорсинг). Поэтому население всегда и везде предпочитало государственную власть бандитской анархии.

В этом смысле ранний большевистский режим был совершенно бандитским, не признавая никаких законов. У большевиков в годы Гражданской войны даже не было уголовного кодекса. Решение об аресте, расстрелах, пытках и изъятии имущества принимались на основании "революционного правосознания" (аналог бандитских понятий). Большевики не взымали налоги, а буквально отбирали у порабощённого населения всё до последнего зёрнышка.

красный террор, картина Владимирова
красный террор, картина Владимирова

Большевики начали эволюционировать от бандитской шайки в сторону нормального государства только после замены продразвёрстки налогом в 1921 году и принятия уголовного кодекса в 1922 году. В конце 1920-х годов Сталин снова вернул страну во времена революционного бандитизма. Ленинско-сталинский период условно закончился в 1953 году с декларации о том, что "социалистическая законность неприкосновенна". С этого времени начался отход от крутости революционного маразма.

"Причем порой бандит оказывается более гуманным и его налоги более реальными и не большими?"

Если бандиты были более гуманными, чем представители государства, то почему же разбойничьи шайки в итоге не заменили собой государства? Все "пиратские республики" существовали очень короткое время.

"Ну, а в лихие времена, налет, экспроприация, отъем в чью то пользу, всегда было нормой"

Эти методы характеризуют большевиков как грабителей и террористов. После захвата власти большевики перенесли эти уголовные методы на государственный уровень.

"Вы лучше сами, раз утверждаете о грабеже при СССР, расскажите, прямо вот здесь или тут, как и когда, а главное где, ВАС ЛИЧНО, ограбило государство СССР, особенно при Ленине и Сталине"

Ленинско-сталинское государство ограбило моих родственников, лишив их имущества, уморив их голодом и подвергнув незаконным арестам и казням.

"Вы обвиняете государство в уголовном преступлении, а раз так, то по всем законам юриспруденции, законодательства, обязаны представить доказательства, либо будете, не сильно конечно, по статье лжесвидетельствования. За других отвечать не надо, ответьте только за себя"

Я обвиняю большевиков в насильственном захвате и удержании власти, что было преступлением по Уголовному уложению 1903 года. Конечно, любая революция создаёт собственную легитимность. Но даже согласно советской конституции подмена Советов партийными органами являлась преступлением. Именно поэтому конституционный суд РФ в 1992 году признал лидеров коммунистов виновными в незаконной узурпации власти.