Лучшая актриса второго плана - Давайн Джой Рэндольф ("Оставленные")
Образ разочарованной в жизни и покинутой всеми матери-одиночки всегда цеплял зрительскую аудиторию: на этот раз смогла проникнуться и киноакадемия, вручив статуэтку Давай Джойн Рэндольф за образ Мэри Ламб в рождественской комедии Александра Пэйна "Оставленные". Достойная победа - для малоизвестной актрисы, снимавшейся ранее лишь в маленьких телевизионных и стриминговых проектах
Лучший короткометражный анимационный фильм - "Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко"
Антивоенные истории захлестнули новой волной популярности не только полнометражное кино, но и анимационные проекты: одним из фаворитов киноакадемии на сегодняшнем "Оскаре" была сентиментальная притча Дэйва Маллинза, повествующая о силе дружбы, человечности и эмпатии, даже на кровопролитном поле боя. Предсказуемая, но полностью заслуженная победа
Лучший анимационный фильм - "Мальчик и птица"
Одна из самых напряжённых номинаций нового "Оскара" - за заветную золотую статуэтку боролись сиквел анимационного "Человека-паука" и новый проект Хаяо Миядзаки: у обоих проектов были равные шансы, но в конечном итоге награду вручили именно японскому аниме-мейкеру. "Мальчик и птица" - трогательная и сентиментальная притча об утрате и принятии смерти, которую Миядзаки усыпает своим фирменным сказочным колоритом, помещая персонажей в новый уникальный сюрреалистичный сеттинг. К слову, для режиссёра это уже второй "Оскар" в карьере - первым были "Унесённые призраками"
Лучший оригинальный сценарий - "Анатомия падения"
Жюстин Трие и Артур Харари написали историю одной из самых нестандартных психоаналитических драм (вперемешку с нотками юридического судебного процедурала) современности, перевернув весь жанр вверх тормашками и сломав практически все известные Голливуду шаблоны. Французская "Анатомия падения" - фильм об обмане сознания и человеческом эскапизме, из-за влияния которого люди часто выдумывают выгодную для себя информацию, выдавая её за правду для всего мира. Блестящая сценарная работа - и очередная заслуженная победа на "Оскаре"
Лучший адаптированный сценарий - "Американское чтиво"
Пожалуй, главная ирония на всей церемонии, ведь дебютная полнометражная работа Корда Джефферсона - это прямолинейное высмеивание американского потребительского общества, поклоняющегося шаблонным историям и показушным творческим церемониям награждения. Киноакадемия явно смогла уловить в "Американском чтиве" сатиру на злободневную индустрию современности и, если быть честным, рискнула многим, отдав статуэтку в руки режиссёру главной прошлогодней сатиры. От того становится вдвойне радостнее: ведь академия наслышана о второй волне популярности мета-иронии в кинематографе двадцать первого века
Лучший грим и причёски - "Бедные-несчастные"
Пожалуй, за последние несколько лет 2024-й - самый сложно-угадываемый "Оскар" по части технических номинаций: однако все лавры решили отдать шедевру Йоргоса Лантимоса, оттеснив на задний план даже "бедного-несчастного" Брэдли Купера за грим экранного Леонарда Бернстайна в его байопике "Маэстро". Хотя как тут невозможно пропустить мимо внимания невероятную работу гримёров в фильме Лантимоса: чего только один Уиллем Дефо стоит!
Лучшая работа художника-постановщика - "Бедные-несчастные"
Восхититься невероятной технической составляющей фильма Лантимоса не составит никакого труда: всего за пару минут ограниченного хронометража художники-постановщики "Бедных-несчастных" создали уникальный и неповторимый сюрреалистичный сеттинг в стиле викторианского стимпанка: и это впридачу выстроенным с нуля декорациям. Что сказать - полностью заслуженно!
Лучшие костюмы - "Бедные-несчастные"
На этот раз нешуточная борьба разыгралась между "Бедными-несчастными" и "Барби" Греты Гервиг: однако работа костюмеров в последнем главном фильме ушедшего года настолько сильно покорила академиков, что жюри "Оскара" согласились отдать абсолютно все технические номинации именно ленте Йоргоса Лантимоса: внешними образами персонажей Эммы Стоун, Марка Руффало и Уиллема Дефо невозможно не восхититься
Лучший иностранный фильм - "Зона интересов" (Великобритания)
Жестокая антивоенная драма, осветившая кровопролитные события Второй Мировой войны с точки зрения нацистской семьи, живущей по соседству с бесчеловечным концентрационным еврейским лагерем Освенцим. "Зона интересов" - простое и прямолинейное кино, но именно в прямолинейности и кроется вся прелесть работы Джонатана Глейзера. Хаотичная банальность зла в сюрреалистичном сеттинге, сбежавшем будто бы из самого страшного кошмара реальности: только монстрами выступают не антропоморфные чудища, а самые настоящие люди. И по-своему прекрасно, что именно "Зона интересов" воскресила желание авторов создавать новые нестандартные антивоенные фильмы, заглядывающие под корень того страшного промежутка истории под несколько иной точкой зрения
Лучший актёр второго плана - Роберт Дауни младший ("Оппенгеймер")
Образ Льюиса Штраусса в исполнении Роберта Дауни младшего стал одной из многих визитных карточек "Оппенгеймера": пожалуй, это действительно лучшая роль за всю карьеру актёра, к которой он кропотливо подбирался долгие двадцать лет. Пройдя путь от мелких второсортных ролей, образов Шерлока Холмса у Гая Ричи и Тони Старка у медиа-франшизы Marvel, Дауни младший подобрался к своему магнум опусу - самому проекту маэстро Кристофера Нолана. Остаётся лишь поздравить Роберта с победой и надеяться на то, что актёру ещё чем удивить нас в будущем
Лучшие визуальные эффекты - "Годзилла: Минус один"
Спустя столько лет киноакадемия начала выделять в отдельных номинациях зарубежных авторов: новая "Годзилла" была снята всего лишь за 15 миллионов баксов, что для голливудских проектов про тех же кайдзю - копеечная сумма. Но даже при таких скромных деньгах и маленьком производственном составе (над спецэффектами трудилось всего тридцать пять человек) "Минус один" привлёк внимание академиков в свою сторону. Не порадоваться за японцев в этот момент просто невозможно
Лучший монтаж - "Оппенгеймер"
Монтаж в фильмах Кристофера Нолана можно либо любить, либо ненавидеть, однако его воздействие на повествование "Оппенгеймера" лишь сделало фильм крепче и выдержаннее: не в последнюю очередь благодаря двум параллельным сюжетным линиям, сцены между которыми переключается в настолько бешеном и динамичном темпе, что три часа хронометража буквально пролетают на одном дыхании. Действительно ли лучшая монтажная работа в карьере Нолана? Сложно с этим поспорить
Лучший короткометражный документальный фильм - "Последняя ремонтная мастерская"
Номинация "Лучшей документальной короткометражки" на "Оскаре" часто присуждается наивным, но от того не менее добрым и приятным проектом, один из которых - "Последняя ремонтная мастерская". История нескольких оркестровых секций и её студентов, чья рутинная серая жизнь стала чуточку краше и приятнее благодаря появлении в их жизнь музыке. А с точки зрения самих музыкальных инструментов наблюдение за "Мастерской" может легко скрасить просмотр любому зрителю
Лучший документальный фильм - "20 дней в Мариуполе"
Очень жаль, что первый "Оскар" украинцы получили за создание настолько тяжеловесного проекта, в каждом кадре которого ощущается беспомощность и отчаяние простых людей, оказавшихся зажатыми меж двух противоборствующих огней. Мы не можем повлиять на происходящие события: единственное, что мы можем сделать - надеяться лишь на светлое будущее. Именно в этом и был заложен смысл данного проекта. И никак иначе
Лучшая операторская работа - "Оппенгеймер"
В фильмах Кристофера Нолана можно не наслаждаться монтажом, можно не восхищаться нелинейными запутанными историями, но не восхититься потрясающей работой оператора нельзя уж никак. В "Оппенгеймере" присутствует самая технически отточенная ручная операторская работа за весь прошлогодний кинематографический год: а чего только стоит сцена с испытанием боеголовки "Тринити", от видов которого сердце может пошатнуться даже спустя несколько ресмотров
Лучший короткометражный фильм - "Чудесная история Генри Шугара"
Иронично, что свой дебютный "Оскар" визионер Уэс Андерсон получил не за полнометражную, а за короткометражную работу: "Чудесная история Генри Шугара" - история в лучшем духе режиссёра, где совместились все его самые главные приёмы и нашли место наработки из всех предыдущих работ. От того и не удивительно, что академики решили наконец-то почтить маэстро заветной статуэткой: он заслужил её ещё со времён "Гранд Будапешта"
Лучший звук - "Зона интересов"
Между проектом Джонатана Глейзела и "Оппенгеймером" Кристофера Нолана разыгралась нешуточная борьба за первенство в гонке за заветной "звуковой" статуэткой. Однако "Зона интересов" представила настолько сильную и мощную работу с саунд-дизайном, что не наградить её было попросту невозможно: вся атмосфера фильма кроется в его звуке, где тихий и умиротворённый покой в доме нацистской семьи протагониста соседствует с мрачными и душераздирающими адскими криками, доносящимися из-за стен Освенцима
Лучший саундтрек - "Оппенгеймер"
Не зря Людвиг Йоранссон является идеальным наследователем творчества Ханса Циммера: за последние шесть лет Йоранссон стал одним из самых перспективных и дорогих композиторов для всего Голливуда, и "Оппенгеймер" - его карьерный магнум опус. Каждая музыкальная композиция дл фильма Нолана была написана от сердца, и во время просмотра это чувствовалось не один десяток раз: один из сильнейших кино-саундтреков последнего времени
Лучшая песня - "What Was I Made For?" ("Барби")
Можно ли назвать преступлением игнорирование трека Райана Гослинга для "Барби"? С одной стороны, да. Но с другой - киноакадемия не раз доказывала на деле, что верна творчеству Билли Айлиш и готова выдавать ей каждую готовую статуэтку. Хотя, будем честны, несколькоминутное выступление Гослинга и его труппы актёров из "Барби" перед вручением награды запомнилось зрителям в несколько раз сильнее, чем новая песня Айлиш
Лучший актёр - Киллиан Мёрфи ("Оппенгеймер")
Как и Йоранссон с Дауни младшим, Мёрфи медленными шажками подбирался к "Оппенгеймеру" на протяжении всей своей карьеры: в конечном итоге, именно его Кристофер Нолан решил взять на образ создателя ядерной боеголовки. Глупо спорить, что именно Киллиан Мёрфи и его актёрская работа в фильме - главнейшая визитная карточка всей картины, а сам актёр невероятно передал образ прототипа реального Оппенгеймера на большие экраны. Лицевая мимика, сочащаяся через экран харизма, прожигающий взгляд, тяжёлые и проникновенные диалоги - все эти качества Киллиан Мёрфи смог подарить аудитории через экраны. С победой!
Лучший режиссёр - Кристофер Нолан ("Оппенгеймер")
Нолан подбирался к заветной золотой награде, немногим-немалым, всю свою карьеру: ещё со своей дебютной работы в 1999-м году. После этого режиссёру лишь один раз вручали номинацию на "Оскар": за антивоенную драму "Дюнкерк" в начале 2018-го года. Однако самый недооценённый в массах критиков постановщик смог преисполнить эмоциями даже жюри главной мировой кино-академии: с победой, Кристофер! И с нетерпением ожидаем все твои следующие проекты
Лучшая актриса - Эмма Стоун ("Бедные-несчастные")
Между партией Стоун и Эммы Гладстоун из "Убийц цветочной луны" разыгралась нешуточная борьба: даже самые прожорливые киноведы не могли предсказать точную победу одной конкретной актрисы. В конце концов, даже не смотря на современные голливудские квоты, академия вручила статуэтку Эмме Стоун: её огненный актёрский перформанс в "Бедных-несчастных" - это настоящее совершенство для актрисы, к которому она подбиралась все эти долгие годы. Раскрепощённый и раскрытый образ Беллы Бакстер явно надолго впился в головы зрителям: и в этом - полностью заслуга Стоун, для которой, к слову, победа на "Оскаре" стала уже второй в карьере
Лучший фильм - "Оппенгеймер"
Ожидаемая ли победа? Безусловно. Предсказуемая ли? Пожалуй, самая что ни на есть предсказуемая на всей сегодняшней церемонии. Заслуженная ли? Совершенно точно да! Ведь Кристофер Нолан создал свой внеочередной шедевр, который через определённое количество времени точно станет культовой работой для всего мирового кинематографа. За три часа нам раскрыли тяжёлый и многогранный образ "отца" ядерной бомбы, фаршируя сюжет из политических заговоров, щепоток триллера и ноток настоящего хоррора, после просмотра которого погружаешься в полную фрустрацию от происходящего в нашей с вами реальности. Самая заслуженная победа на "Оскаре" в главной категории за последние несколько лет: и точка!
Итоги:
- "Оппенгеймер" - 7 статуэток
- "Бедные-несчастные" - 4 статуэтки
- "Зона интересов" - 2 статуэтки
- "Анатомия падения" - 1 статуэтка
- "Оставленные" - 1 статуэтка
- "Американское чтиво" - 1 статуэтка