Найти в Дзене
Memento mori

"Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россiя"

На днях, 4 марта, случилась годовщина торжественного открытия памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, надпись с которого я вынесла в заголовок. В далеком 1818 году эта скульптурная композиция была поистине новаторской идеей, ведь до нее в Российской империи не существовало ни единого памятника, который был бы посвящен "обычным" людям, то есть не правителям. Собирали на возведение памятника по стране, жертвовали все: крестьяне, купцы, дворяне, а Александр I внес самый весомый вклад — 20 тысяч рублей. Общая сумма сборов составила 136 тысяч! Это поистине всенародный памятник.

Первоначально статуя планировалась для установки в Нижнем Новгороде, но выигравший конкурс на ее создание Иван Мартос настоял, чтобы его работа находилась в Москве, и не где-нибудь, а на Красной площади. А собранные нижегородцами 18 тысяч вернули обратно, на эти деньги был установлен обелиск на территории Кремля.

Обелиск был открыт 15 августа 1828 года, архитектором стал Авраам Иванович Мельников, а барельефы создал вездесущий Мартос.

Обелиск в честь Минина и Пожарского
Обелиск в честь Минина и Пожарского

Но недавно историческую справедливость восстановили: 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде была установлена чуть уменьшенная копия московского памятника, идею воплотил в жизнь Зураб Церетели.

По преданию, с паперти церкви Рождества Иоанна Предтечи, которую вы видите на снимке за памятником, земский староста Кузьма Минин призывал народ встать как один на борьбу с иностранной интервенцией. К тому времени Москва была захвачена польскими войсками, и первое ополчение особо ничего не добилось. И вот осенью 1611 года Кузьма Минин и начал свои воззвания.

Этот момент отразил Константин Егорович Маковский в своей картине, только церковь в те года была еще деревянной. В камне ее построили только в 1683 году, впрочем, за прошедшие века из-за многочисленных перестроек церковь Иоанна Предтечи практически утратила свой первоначальный вид.

"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям", К.Е. Маковский, 1896г.
"Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям", К.Е. Маковский, 1896г.

Кстати. На самом деле точно неизвестно, где именно Минин созывал народ, так что всё вышенаписанное является историческим мифом, включая установку памятника именно перед церковью (а ведь даже эту площадь назвали — Народного Единства).

Как вы знаете, после того, как призывы Минина увенчались успехом, возглавить второе ополчение позвали князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Он как раз залечивал раны после первого ополчения неподалеку в имении. И не сразу-то и согласился, поскольку действительно нуждался в длительном лечении. Но кому-то же нужно было вести людей, а Минин был прекрасный организатор и оратор, но никак не военачальник. Так что Пожарского в итоге уломали, а Минина он оставил при себе, заведовать хозчастью ополчения.

К октябрю 1612 года столица была очищена от поляков. 21 июля 1613 года Михаил Федорович Романов был венчан на царство, положив начало новой династии.

"Минин и Пожарский", М.И. Скотти, 1850г.
"Минин и Пожарский", М.И. Скотти, 1850г.

Все вышенаписанное, по сути, являлось предысторией. Я хотела бы рассказать, где похоронены Минин и Пожарский, как сохраняется память об их останках, а не только об их деяниях.

И Кузьма Минин, чья дата рождения даже неизвестна, как и неизвестен род его, кроме того что отца звали Мина... Так вот, Кузьма Минин, волею судеб и по повелению Михаила Федоровича ставший думным дворянином, после тех смутных событий прожил, увы, недолго. Скончался он 21 мая 1616 года и был поначалу похоронен в небольшой приходской Похвалинской церкви, но в 1672 году его прах был перенесен на территорию Нижегородского Кремля, в Спасо-Преображенский собор. Собор, как было тогда принято, являлся усыпальницей нижегородско-суздальских князей, вы только представьте, какую честь оказали останкам обычного человека, гражданина Минина!

Вскоре было решено строить новый собор, так как старый существенно обветшал, он "был выстроен в 15 саженях от прежнего храма" к 1632 году, но освящен только спустя 20 лет. Старый собор простоял еще 40 лет, а перед его разборкой в 1672 году в новый Спасо-Преображенский собор были перенесены все останки, включая прах Минина. И если бы всё на этом!..

В 1829 году собор 1632 года разобрали, вновь в связи с обветшалостью, и через год на его месте воздвигли новый храм. Осенью 1834 года очередной новый Спасо-Преображенский собор был освящен, а многострадальные останки вновь переехали, в подклет нового здания.

В 1874 году над прахом Минина освятили часовню, выстроенную по проекту архитектора Льва Владимировича Даля.

Часовня над прахом Кузьмы Минина
Часовня над прахом Кузьмы Минина

После революции все закрыли, к 1929 году разобрали колокольню, а сам храм взорвали. Ныне на его месте высится уродливое серое здание.

Княжеские и архиепископские могилы тогда вскрыли лишь частично, найденные останки передали в Губмузей. "...Ввиду того, что не было надежды найти интересный материал в других погребениях, Комиссия решила приостановить работы и вскрыть остальные погребения впоследствии… Также точно пока не вскрыта и гробница Минина, представляющая из себя монументальное сооружение, требующая для разборки достаточную рабочую силу".

Короче, храм взрывали, не разбирая гробницу Минина.

Но и на этом еще не всё. Когда начали рыть на месте уничтоженного собора фундамент под Дом Советов, то об останках Кузьмы Минина внезапно вспомнили и передали их всё в тот же музей. И только в 1962 году они были перезахоронены в Михайло-Архангельском соборе, который также находится на территории Кремля.

Там они находятся и поныне, хотя на самом деле не факт, что рабочие после взрыва отрыли именно бренный прах Кузьмы Минина. Возможно, он до сих пор лежит под толщей земли в том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор.

Пока я там фотографировала, очередной пришедшей группе экскурсовод рассказывал, что косточки эти не просто лежали в подвалах музея, а тридцать лет хранились дома у кого-то из сотрудников.

Прямо представила в красках:
— О, а что у тебя тут на полке?
— Да кости народного героя, выкинуть как-то жалко.

Мда.
Прежде чем мы закончим с Нижним Новгородом и переместимся в Суздаль, хочу отметить, что в Михайло-Архангельском соборе сохранилось и несколько древних захоронений нижегородских князей конца XIV — начала XV вв.

А вот куда делись остальные останки, извлеченные перед взрывом Спасо-Преображенского собора, — великого князя Андрея Константиновича (скончался в 1365г.), великого князя Василия Дмитриевича, кстати родоначальника Шуйских (ск. 1403г.), Нижегородского митрополита Филарета (ск. 1694г.) и других, — я так и не поняла. Лежат в музейных подвалах?

А теперь переместимся в Суздаль, где похоронен Дмитрий Михайлович Пожарский. В отличие от Нижнего Новгорода, где о национальных героях вспоминаешь на каждом шагу, в Суздале как-то с этим потише. Около Спасо-Евфимиевого монастыря, где и был похоронен Пожарский (в родовой усыпальнице), установлен посвященный князю бюст. Ну и все на этом.

Несколько видовых снимков монастырского комплекса:

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) происходил из захудавшего дворянского рода, который, однако, вел свою родословную от Всеволода Большое Гнездо, то есть в жилах Пожарских текла кровь Рюриковичей.

Тем не менее, для столь слабого по влиянию и положению рода, которым являлись Пожарские к началу XVII века, был лишь один путь для службы начинать практически с низов. Тем более что отец семейства скончался, когда Дмитрию не было и 10 лет, и четверых детей воспитывала мать Ефросинья (в девичестве Беклемишева). Уникальная по тем временам была женщина: мало того, что она сама получила первоклассное образование, так еще и дала его всем своим детям, перебравшись с семейством в Москву.

В 1593 году Дмитрий Пожарский поступил на дворцовую службу на должность "стряпчего с платьем" при Борисе Годунове. Он оставался на службе и при Лжедмитрии I (дворецким), и при Василии Шуйском (отлично показав себя в военных действиях против Лжедмитрия II). Начало Смутного времени он встретил на должности зарайского воеводы.

И если предыдущие смены власти он признавал, так как был верен присяге, то после решения Семибоярщины впустить в страну интервентов посчитал себя освобожденным от клятв, и решительно вступил в противоборство с поляками. И начал с того, что привел зарайские войска в Рязань, под руководство местного воеводы Прокопия Ляпунова. Вместе они очистили рязанские земли, и выдвинулись к Москве. Тем временем к Москве со всех сторон подходили войска из Нижнего Новгорода, Казани, Владимира и других городов. 19 марта 1611 года на улицах Москвы началось всеобщее восстание: слишком уж хотелось избавиться от ненавистных поляков. Те в ответ подожгли Москву. Пожарский был тяжело ранен и переправлен в нижегородское имение Юрино, на лечение.

Тем временем противостояние Прокопия Ляпунова и Ивана Заруцкого, предводителя казаков, привело к тому, что ситуация ухудшилась, и первое ополчение сошло на "нет". Заруцкий провозгласил будущим правителем сына Лжедмрития и Марии Мнишек, а тем временем в Пскове уже объявился Лжедмитрий III, Великий Новгород захватили Шведы, Смоленск сожгли поляки... Юное государство чуть было не прекратило свое существование. Если бы не второе ополчение, где Дмитрий Михайлович Пожарский встал во главе войск.

"Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году", Э. Лисснер
"Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году", Э. Лисснер

После воцарения на престоле новой династии Пожарский долго и верно служил новому государю, и был похоронен в родовой усыпальнице, рядом с отцом и матерью, в Спасо-Евфимиевом монастыре.

Род Пожарских прервался по мужской линии в 1685 году со смертью внука Дмитрия Михайловича. И тут происходит странное. Если останки Минина благодарные потомки бережно туда-сюда перемещали, то усыпальница Пожарских в 1765-1766гг. была просто разломана монахами "за ветхостью". И на этом история захоронения могла бы и закончиться, однако в 1851 году археолог граф А.С. Уваров откопал склепы и каменные гробницы Пожарских. Не так чтобы он сам заинтересовался, представьте ситуацию в начале XIX века: волна патриотизма всколыхнула страну, французы изгнаны, на Красной площади ставят памятник Минину и Пожарскому, самое время чествовать великих героев прошлого... И тут власти осознают, что если прах Минина никуда не делся — ну в смысле если и переезжает, то под присмотром, то где похоронен Пожарский — никто понятия не имеет. Начали судорожно искать. Вот, к 1851 году нашли.

На этом месте был возведен новый мавзолей, на собранные народом деньги, по проекту архитектора Алексея Михайловича Горностаева.

А в 1933 году его опять разломали, на этот раз советские власти. В то время на территории монастыря уже не первый год работал политизолятор, так что все монастырское кладбище было уничтожено полностью.

В 1974 году место захоронения опять откопали идентифицировали и поставили сверху небольшой памятник с барельефом князя и датами, а в 2008-2009 гг. вместо него воссоздали первоначальную гробницу.

Не смотря на все эти изменения, в отношении праха Дмитрия Пожарского можно сказать точно: он никуда со своего места не девался. В отличие от праха его нижегородского сподвижника.

Вот такая получилась история.
Спасибо за внимание.