Однажды в студёную зимнюю пору доктор Фауст сидел в своей лаборатории, машинально переливая из одной пробирки в другую различные эликсиры. Время от времени неистовым крещендо налетал ветер, завывая в трубе, и тогда оконные рамы начинали стонать, а огонь в камине, перепрыгивая с полена на полено, заходился в неистовой пляске. Иногда Фауст делал глоток вина, налитого в серебряный кубок, и задумчиво смотрел куда-то в пространство. Был он печален и мрачен. Вкус к жизни утерян, все его исследования зашли в тупик, смысла в жизни больше нет. Вдруг как в сказке скрипнула дверь и на пороге появился Мефистофель. Стряхивая с бобрового воротника снег и снимая теплую меховую шапку, Мефистофель неслышными шагами подошел в Фаусту, сел рядышком, отхлебнул из бокала немного вина, поморщился (что за гадость!) и, улыбаясь широкой дьявольской улыбкой, произнес:
- Ну что, брат Фауст?
- Да так, – отвечает, – так как‑то всё…
- Ну-ну, не стоит отчаиваться, как говорится, любой каприз за вашу душу!
Что было дальше хорошо известно. Не успел Фауст пожелать безграничные знания и мирские удовольствия, как предприимчивый делец тут же достал манускрипт с договором и предложил поставить подпись, желательно кровью.
Этот сюжет в средневековой Германии был широко распространен. Он вовсю эксплуатировался бродячими актерами, которые разыгрывали на площадях сценки, изображая как правило и Фауста и Мефистофеля дураками и шарлатанами. Впоследствии эта легенда неоднократно переосмыслялась, став основой множества литературных, музыкальных и художественных произведений. Гете, Томас Манн, Генрих Гейне, Иван Тургенев, Поль Валери и многие другие литераторы использовали этот сюжет в различных интерпретациях; Рембрандт, Врубель, Эжен Делакруа, Жан Поль Лоранс и друге художники изобразили сцены из легенды на картинах; огромное количество музыкальных произведений, созданных величайшими композиторами – Франц Шуберт, Берлиоз, Рихард Вагнер, Ференц Лист, Густав Малер и многие, многие другие. С появлением кинематографа эта легенда неоднократно воплощалась в фильмах.
Но интересен этот сюжет прежде всего возможностью проследить трансформацию мировоззрения людей от века к веку, как менялись духовные ценности и предпочтения людей на протяжении длительного исторического периода, в зависимости от времени, в котором они жили. И как менялось искусство, обыгрывая эту легенду.
В XVI веке Фауст шарлатан и дурак, он продал бесценное божественное за материальное и был безвозвратно проклят. В XVII веке он превращается в человека, ищущего возможностей освободиться от средневекового смирения, но в своем высокомерии переходящего границы. В XVIII Фауст становится человеком, стремящимся к познанию, который хочет выйти за пределы собственных возможностей. Если Фауст Готтхольда Эфраима Лессинга это типичный человек эпохи Возрождения, для которого нет ничего важнее знаний и просвещения, то Фауст Гете продает душу не только за знания, он хочет изведать радости опостылевшей ему жизни, а Фауст Томаса Манна жаждет славы, ему не нужны вечные наслаждения, он хочет создавать гениальные музыкальные творения.
Это одна из самых популярных легенд в мировой мифологии. Желание получить все и сразу свойственно человеку любой эпохи. Но ничего не дается просто так. На что готов пойти человек для достижения своих целей? Кем и чем он готов пожертвовать и насколько это оправдано? Что важнее, духовное или материальное? Все эти вопросы – суть этой философской притчи.
У вымышленного Фауста был реальный прототип. Это Иоганн Георг Фауст, странствующий целитель, алхимик, астролог, прорицатель и маг. Родился он предположительно около 1480 года в Книттлингене, а умер около 1541 года в Штауфен-им-Брайсгау. Реальный Фауст много путешествовал по Европе, предлагая различные услуги. Многие считали его шарлатаном, особенно священнослужители. Известно, что он составлял гороскопы и предсказывал будущее. В 1506 году в Гельнхаузере Фауст демонстрирует магические трюки, в 1516 он прибыл в монастырь Маульбронн по приглашению аббата, где в это время шло строительство. В монастыре до сих пор существует башня Фауста. В 1520 году Фауст появляется в городе Бамберге, где составляет гороскопы для епископа и города, за что получил 10 гульденов. В 1528 он посещает монастырь Ребдорф, в 1530 году появляется в Нюрнберге, откуда был с позором изгнан как содомит и некромант, в 1536 году его видели в городе Корбах. Последнее упоминание о Фаусте относится к 1540 году. Предположительно он погиб при алхимических опытах в гостинице «Zum Löwen» в Штауфен-им-Брайсгау. Тело алхимика было настолько изуродовано, что узнать его не представлялось возможным. Для всех это стало прямым доказательством, что Дьявол лично пришел забрать Фауста. В 1548 году богослов Иоганн Гаст в своих проповедях утверждал, что Фауста постигла ужасающая смерть, и несмотря на то, что тело несколько раз переворачивали на спину, он все равно оказывался лежащим лицом к земле.
Когда именно Фауст заключил сделку с Мефистофелем, неизвестно. Почему именно этот человек стал прототипом знаменитой легенды? Возможно, это вообще собирательный образ. Имя Фауст имеет латинские корни, было довольно распространено в средневековье и в переводе означает «приносящий счастье». Вероятно, все же именно Иоганн Георг Фауст стал прототипом легенды, поскольку ему принадлежат несколько магических текстов и гримуаров. Эти книги, где были собраны различные магические заклинания, инструкции по созданию магических предметов, различные гадания, заклинания, а так же способы вызвать сверхъестественные сущности, такие как ангелы и демоны, были широко распространены в средневековой Европе. В 15 веке было три автора, чьи оккультные книги пользовались невероятной популярностью, это Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесгейм, Парацельс и Иоганн Георг Фауст.
Помимо гримуаров, алхимик Фауст, как и все его коллеги, пытался создать философский камень. Это достаточно легкий способ разбогатеть. Нужно только получить реактив, позволяющий превратить любой металл в золото. Собственно, это и есть lapis philosophorum - философский камень, или как его еще называли магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир. Впрочем, цель этого деяния не только богатство. Золото было всего лишь инструментом, а истинная цель получения философского камня заключалась в обретении абсолютной свободы. Процесс получения этого вещества был подробно описан и носит название magnum opus или Великое деяние. Это не только химические процессы, но и полное духовное перерождение человека. Великое деяние состояло из четырех стадий: 1. Нигредо (лат. Nigredo) – черное, образование из компонентов однородной черной массы, а так же это гниение и духовная смерть. Символом нигредо является черный ворон. 2. Альбедо (лат. albedo) – буквально выбеливание, очищение, причем не только материи, но и души. Символом этого процесса является белый голубь. 3. Цитринитас (лат. Citrinitas) – буквально появление желтого цвета, алхимическая свадьба Солнца и Луны, мужского и женского начала, что приводит к рождению философской ртрути. Символом этой стадии является сеятель в поле. 4. Рубедо (лат. Rubedo), - краснота, достижение просветленного сознания, слияние духа и материи и получение непосредственно философского камня. Символами этой стадии были роза, птица феникс, король, человек в красной одежде и кровь. Именно этот этап самый опасный и может привести к взрыву. Что и произошло с Иоганном Георгом Фаустом. Таким образом великое деяние это процесс духовный и физический одновременно, предполагающий появление не только философского камня и новой личности. Не случайно психологи, в частности Карл Густав Юнг, сделали этапы великого деяния аналогом достижения индивидуации – процесса окончательного становления личности, включающего раскрытие способностей, установление взглядов, мнений, точек зрения, то есть завершение индивидуумом самого себя, создание
собственного Я.
ХХ, а особенно XXI век сильно осложнили задачу Мефистофелю. Человечество получило неисчерпаемый источник знаний, достаточно зайти в интернет, сделать запрос и получить ответы практически на любые вопросы. Знания, хранящиеся в голове, перестали быть востребованными. Зачем загружать мозг лишней информацией, если при необходимости можно заглянуть в этот источник, который всегда с тобой и лежит в кармане. Там не только факты, но и целые библиотеки, музеи со всеми картинами и скульптурами, фильмы, театральные постановки, математические и физическое формулы и даже фотографии Вселенной. Источник мирских удовольствий тоже хорошо известен. Удовольствия теперь на каждом шагу. Чтобы стать знаменитым совершенно не обязательно обладать талантом, как раз вполне можно быть полным бездарем. Человечество даже нашло способ получения искусственного золота. Правда не по средством великого деяния, а с помощью ядерной реакции. Золото-197 (единственный устойчивый изотоп золота) можно получить из ртути. Правда стоит такое золото гораздо дороже того, что продается на рынке. И все же…
Так какой он, Фауст XXI века? На что он готов обменять бессмертную душу? Стал ли он для Мефистофеля более легкой добычей или, напротив, его невозможно сподвигнуть на такую сделку? И вообще, верит ли Фауст-XXI в существование бессмертной души и ее ценность? А может Мефистофелю и не требуется больше прилагать особых усилий, ибо Фауст-XXI легко отдаст то, в чем не видит ценности? Грустно, если Фауст-XXI готов продать душу всего лишь за деньги, по сравнению с Фаустами предыдущих эпох это как-то мелко. А может в истории доктора Фауста XXI век и вовсе поставил точку?...