Найти в Дзене

Поздний СССР: внутренняя динамика, внешнее давление и тихий распад

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Исторический контекст, окружавший распад Советского Союза, сложился в период с конца 1970 до начала 1990-х годов. Западные элиты сознавали, чем могут закончиться процессы, что происходили внутри Союза, как сознавали и то, что рано или поздно советские элиты начнут процесс собственной интеграции в капиталистический мир. Предлагаю рассмотреть факторы, которые способствовали распаду СССР, включая исторические решения руководства страны, динамику расслоения внутри советской элиты и внешнее давление со стороны Запада. И придется затронуть болезненный вопрос о том, что различные сегменты советского общества испытывали разный уровень стабильности и влияния, что в конечном итоге привело к сложному взаимодействию факторов, кульминацией которого и стало уничтожение советского государства.

За три года, с 1986 по 1989, Запад, еще не консолидированный, в полной мере смог оценить стремление советских партийных элит влиться в их замечательный капиталистический мир. Но лидерам западного мира и в голову прийти не могло, что «советы» столь стремительно рванут в их пенаты. Только Запад решил начать подготовку своих стран к освоению российских богатств, как «наши» раз и развалили Союз.

Вот представьте себе: созваниваются заклятые приятели и обсуждают новость, что у их общего знакомого, судя по всему, предполагается вечеринка или прием. И они, заклятые приятели, в этом приеме заинтересованы: там и покушать вкусно и сытно, и выпить дорого-богато, и знакомства и связи некоторые подновить и освежить, да еще и хозяин приема-вечеринки будет подарки гостям раздавать. Впрочем, от других знакомых приходят сведения, что можно и не ждать «раздачи слонов», а выбрать самим. И вот пока заклятые друзья-приятели пытаются договориться между собой кому и что достанется и как они это брать будут, хозяин предполагаемой вечеринки уже поляну накрыл и все добро-имущество раздавать начал. Кинулись за чужим добром заклятые друзья-приятели, едва успели похватать, что под руку попалось и чуть между собой не передрались. Но нашелся все-таки кто-то умный, чтобы крикнуть: Ша! В очередь, дети собаки, в очередь.

Вот с этого громкого «Ша!» началась консолидация Западных элит.

С начала девяностых и по начало нулевых Запад хватал и волок к себе всё, что в России было не приколочено, что приколочено – открывал и тоже волок к себе, а что уволочь не получалось – давил и рушил. В тот период у Запад было много рук – волокли российское добро и частные, и правительственные организации всех западных стран. «Мировой гегемон» своих ручонок запустил в закрома нашей Родины, конечно, побольше, но и прочие не отставали.

Советский народ безмолвствовал.

Распад Советского Союза совершился при молчании советских людей, не было повсеместных демонстраций, выступлений и митингов, а малые очаги сопротивления были быстро подавлены. Не было организации, лидеров, за которыми бы пошел народ? Возможно.

Но помимо этого был еще один серьезный фактор, который сыграл «на руку» Западу.

Создателем СССР был Сталин, но основа будущего государства закладывалась Лениным. Если бы в основы формирования государства был заложен сталинский – конфедеративный постулат, вместо ленинского – федеративного, есть вероятность, что и сегодня Россия была бы единым государством, в состав которого входили все 15 республик. Но… помним же про отношение истории к сослагательному наклонению.

Не секрет (информации более чем достаточно в свободном доступе), что период, когда СССР управлял Сталин, государственная политика сильно отличалась от той, что после смерти вождя, проводил Хрущев. Даже сегодня, в наши дни, практически никто не говорит о репрессиях, которые Хрущев проводил с начала своего вступления в должность. Только скромно говорим о том, что Берия был расстрелян, Молотов просто отстранен от власти, остальные члены сталинской когорты работали и с Хрущевым.

И, мы же помним, что 20 съезд партии прошел спокойно. Не было никаких противодействий, со стороны партийной верхушки, народа в отношении речей Хрущева.

А вот Хрущев «поляну» зачищал, просто делалось это гораздо тише, чем при Сталине. И, более того, кто-то задумывался о том, что народ-то, во многом Хрущева поддерживал. Да и после его отставки, Брежнев слегка подкорректировал внутриполитическую ситуацию, а на внешнем периметре продолжал хрущевскую политику. Почему?

И еще один довольно интересный вопрос: почему Ленин во многом полагался на Троцкого? А ведь за «Брестский мир» стоит поблагодарить Троцкого, именно он приложил массу усилий для того, чтобы этот мир оказался крайне невыгоден для России. Троцкий стал испытывать неудобства только при Сталине и то не сразу.

Кто-то из нас задавался этими вопросами?

Сегодня, когда мы говорим о позднем СССР – середина семидесятых-девяностый – мы почему-то закрываем глаза на то, что был СССР агитационных плакатов, СССР партийной номенклатуры и функционеров, СССР технической интеллигенции и СССР рабочего класса и крестьянства. И все эти четыре вида Советского Союза жили каждый своей жизнью. Но самый огромный, основательный и инертный СССР был именно у рабочего класса и крестьянства, у людей, которые собственно и содержали остальные надстройки.

Говоря о СССР многие говорят о стабильности, только это не стабильность была, а затухающая инерция импульса, приданного стране Сталиным. Импульса, который старательно гасил Хрущев.

Яркий, красивый, со счастливым советским народом, который из года в год ведет борьбу за урожаи, добычу черного золота, осваивает космос и совершает гениальные научные открытия – этот картинный СССР продавала КПСС, через государственные СМИ, телевидение и радио, как внутри страны, так и на Запад. И такой же СССР устроили в «витринных» прибалтийских и кавказских республиках.

Почему именно эти республики выбраны? Потому что именно из этих республик больше всего эмигрантов жило на Западе. Армянские диаспоры, существующие на Западе, насчитывают армян больше, чем их в Армении проживает. Общая численность армян, проживающих в мире составляет порядка 18 млн. человек; население Армении составляет порядка 3 млн. человек. В Прибалтийских республиках наблюдается то же самое положение. Ну и нельзя не сказать о самой большой диаспоре, существующей на территории Канады и состоящей из населения одной очень недружественной России, бывшей советской республики.

СССР партийных элит, топ-менеджеров, управленцев и функционеров жил совсем другой жизнью, с которой обычный житель Союза никак и нигде не сталкивался. Там все было своё – больницы, школы, домработницы, автомобили, одежда, кинотеатры, дачи, санатории и много чего еще.

А вот СССР технической и научной интеллигенции был той средой, где и вызревала коррупционная составляющая. Студент медик учился 6 лет, потом интернатура, потом ординатура и только потом, человек мог работать самостоятельно и не важно хорошо он работает или нет, потому что получит он строго определенную сумму – ни больше, ни меньше, своего коллеги. Будущий инженер учился меньше будущего доктора, но его карьера и зарплата тоже была выверена по годам и рублям – первый год столько, потом чуть больше и т.д. Зарплата от качества работы мало зависела. И так было везде – вот это и было стабильностью.

Причем в разных уголках страны условия был разными, где-то снабжение области или республики было хорошим, где-то хуже, но народ, в массе своей, этого не знал, потому что система выделения жилья была тем фактором, который не позволял развиваться внутренней миграции. Человек заканчивал обучение, шел на предприятие, вставал в очередь на жилье и оставался здесь жить и работать, не думая о переезде в другие места. За 10-15 лет в очереди на жилье и семьей обзаведешься, и тяга к перемене мест иссякнет. Да и обжился уже: врач – знакомый, к начальству привык, школа – хорошая, в городе есть институт или техникум, заводы, фабрики – дети без работы не останутся. Хорошая, спокойная, размеренная жизнь, когда первого января знаешь, с чем, кем, как и в каком звании будешь встречать 31 декабря.

Фактически, в хрущевский и брежневский период мы имели двойственную ситуацию. С одной стороны, марксистко-ленинская идеология трактовалась, как движение к мировой социалистической революции, а именно это и было целью Ленина и Троцкого, а с другой – партийные элиты, заняли освободившиеся аристократические социальные ниши и… естественно, тоже стремились войти в мировое сообщество, в качестве правящего класса. Что собственно и попытался проделать Горбачев. И если судить с точки зрения отдельной личности, то у него это получилось и принят и обласкан Западом. Не думаю, правда, что он полагал, что придется пиццу рекламировать, но… Сегодняшним «счастливцам» приходится делать вещи и похуже.

Ну так и почему же советский-то народ безмолвствовал? На мой взгляд, прежде всего потому, что его к этому приучила пресловутая «стабильность», люди, воспитанные на марксизме-ленинизме, тоже не были чужды идее о мировой революции – раз; научены, что против партии «не попрешь» – два; привыкли доверять руководителям государства – три и испокон веков верили в справедливого царя-батюшку и доброго богушку. Вот эта вера-то нас всегда и подводила.

И ведь что самое примечательное, так это то, что народ в таком состоянии оставался вплоть до начала 2000 годов. И, вероятно, не начни Америка бомбардировки Югославии, мы бы так и оставались в полусонном состоянии из которого нас, и первая Чеченская не смогла вывести.

И вот как раз за период с 1990 по 2000 и сформировалась в стране вся эта либеральная община, от которой и по сей день избавиться не получается.

А Запад, начал движение на консолидацию примерно с 1996 года. Только там не консолидация, а американизация шла. США, оставшись без противовеса, получила возможность сформировать реальное мировое правительство, для этого не так и много нужно было – умный диктатор, который бы сумел в самой Америке создать тотальный порядок и интерполировать его на сателлитов. Но такого лидера, в рамках существующей двухпартийной системы, взрастить Америка не смогла. Пробовались на эту роль многие, но все оказались негодны.

Две американские корпорации делят и не могут поделить между собой мировое богатство Vangard и Black Rock. За этими компаниями стоят семьи, которые точно так же не в состоянии прийти к какому бы то ни было соглашению. Уступать там никто не собирается.

И этим семьям нет дела до остального мира, они будут биться между собой – «остаться должен один», как бы нелепо это не звучало.

Безусловно, что во всю эту заваруху вмешиваются и другие силы, которые чаще всего выступают в качестве песка, в хорошо смазанном механизме, но это совсем не значит, что сильные мира сего решат остановиться. Для них мир – это огород и скотный двор, кухня, казарма, людская (третьи страны) и сфера развлечений (передовые страны). И все, собственно.

Если «крутой барон» оставит чье-то поле без урожая, чью-то деревню без населения, в чей-то лес пустит пал, то все, что его будет интересовать – это то, чтобы до его угодий враги не добрались и не заложили заряды под крепостные стены, винные подвалы и темницы.

Ну а если перейти с метафор на реальность, то придется признать, что распад СССР произошел без сопротивления со стороны советского народа. Отсутствие массовых демонстраций и организованного противодействия, быстрое подавление малых очагов сопротивления, заставляет обратить внимание на то, что «западный фактор» в процессе уничтожения государства почти не был задействован. Различные сегменты советского общества, которые имели разные уровни стабильности и влияния, не были консолидированы внутри государства – не было единства в широких народных массах. В целом, отсутствие организации, лидеров и широкой поддержки со стороны народа и было тем фактором, что позволил разрушить Советский Союз.

СССР
2461 интересуется