Найти тему
Вестник Кавказа

Варвара Каринская: как художница по костюмам совершила революцию в мире балетной моды

Оглавление

Варвара Каринская создавала костюмы для бродвейских постановок и голливудских фильмов и даже получила "Оскар". Но больше всего она знаменита тем, что перепридумала главный наряд классической танцовщицы и сделала балетную пачку такой, какой мы знаем ее теперь.

Много лет Каринская проработала со знаменитым хореографом Джорджем Баланчиным, о котором "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Как у Варвары Каринской появился интерес к тканям и вышивке?

Варвара родилась 3 октября 1886 года в Харькове в семье купца Андрея Жмудского. Он торговал мануфактурными товарами и считался одним из самых богатых предпринимателей города, кроме того, был активным общественным деятелем и четыре раза избирался гласным городской Думы.

Варвара с детства интересовалась тканями и занималась вышиванием, однако тогда ее увлечение не получило продолжения, и девушка поступила на юридический факультет университета. В 1908 году она вышла замуж за сына богатого харьковского промышленника Александра Моисеенко, у них родилась дочь Ирина, однако через год муж Варвары скончался.

Wikimedia Commons, Public domain
Wikimedia Commons, Public domain

Хозяйка салона в Москве

Вскоре она снова вышла замуж – за юриста Николая Каринского. Его адвокатская практика развивалась успешно, и в 1915 году семья переехала в Москву. Варвара стала хозяйкой салона, почти каждый вечер после театральных или балетных спектаклей у нее собиралась светская публика. Тогда же Каринская начала создавать собственную художественную технику, комбинируя различные материалы: например, куски цветной шелковой марли она сочетала с фотографиями и рисунками, а темой своих первых работ выбрала балет. Через некоторое время они были выставлены в одной из популярных московских галерей.

После Февральской революции Каринский был назначен прокурором Петроградской судебной палаты, потом занимал высокие посты на территориях, которые находились под контролем Добровольческой армии. После поражения белогвардейского движения в Крыму семья вынужденно распалась. Отец и муж Каринской эмигрировали, а она не успела и в 1921 году вернулась в московскую квартиру на Тверском бульваре. По слухам, в одной из комнат сохранился тайник с драгоценностями, и Каринская снова открыла салон, а потом школу художественной вышивки и даже именное ателье, которое стало очень популярным. Однако вскоре над успешным частным предприятием нависла угроза национализации, и она опять задумалась об эмиграции.

В 1924 году Каринская при поддержке наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского выехала за границу – официальным предлогом стала организация выставки советской вышивки в Европе. Писали, что дизайнер ухитрилась вывезти свои сбережения, драгоценности и уникальную коллекцию старинной церковной вышивки, и при пересечении границы никто не догадался ни о спрятанных в шляпке дочери бриллиантах, ни о деньгах, зашитых в подкладку пальто самой Каринской.

В эмиграции

Несколько лет она провела в Берлине и Брюсселе, а в 1930-м приехала в Париж. Там Каринская сотрудничала с Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, другими известными художниками, выполняла декорации и костюмы по их эскизам. Тогда же она начала работать с труппой "Русский балет Монте-Карло", которая продолжала традиции знаменитого дягилевского "Русского балета". В 1933-1936 годах Каринская создала костюмы для постановок главного балетмейстера "Русского балета Монте-Карло" Леонида Мясина "Предзнаменование", "Хореартиум" и "Фантастическая симфония".

Лондон, 1939 год. Wikimedia Commons, Jmoudskyvlady, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license
Лондон, 1939 год. Wikimedia Commons, Jmoudskyvlady, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license

Сотрудничество с Баланчиным

С балетмейстером Джорджем Баланчиным Каринская познакомилась еще в Париже, но их сотрудничество началось в Нью-Йорке, куда художница переехала в 1939 году. В 1940-1970-х она делала костюмы почти для всех постановок прославленного хореографа – сначала по эскизам других художников, потом по своим. Среди этих спектаклей и знаменитый "Щелкунчик", который после премьеры в 1954 году стал обязательным атрибутом рождественских праздников, и не менее знаменитые "Драгоценности".

Баланчин высоко ценил умение художницы чувствовать танец и передавать настроения и эмоции в крое, цветовой гамме и деталях, называл ее "Шекспиром театрального костюма" и признавал, что успех его постановок на 50% зависел от Каринской.

Юбка, созданная Варварой Каринской для постановки "Западной симфонии" Нью-Йоркского балета. Wikimedia Commons, Ballerinailina, Creative Commons Attribution 4.0 International license
Юбка, созданная Варварой Каринской для постановки "Западной симфонии" Нью-Йоркского балета. Wikimedia Commons, Ballerinailina, Creative Commons Attribution 4.0 International license

"Пачка Баланчина-Каринской"

Каринская изменила стандарты балетного костюма: вместо громоздкой многослойной юбки на каркасе она предложила легкую и приоткрывавшую ноги танцовщицы. В ней каждый слой ткани был чуть-чуть длиннее другого, не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали пышную и мягкую юбку. В ней было легко и удобно танцевать, она подчеркивала движения, а не отвлекала от них внимание, как обычная пачка. Придуманная Каринской юбка напоминала пуховку для пудры, ее так и прозвали – Powder Puff Tutu. Есть у общепринятой сейчас балетной пачки и другое название – "пачка Баланчина-Каринской".

Впрочем, дизайнер изменила не только балетную юбку – она первой использовала крой по косой для создания плотно облегающего лифа балетной пачки. Это не только красиво выглядело, но и давало танцовщице свободу движения.

-5

За что Каринская получила "Оскар"?

Художница создавала костюмы для бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов. В ее нарядах на экране появлялись Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Элизабет Тейлор. Премию "Оскар" за лучший дизайн костюмов Американская киноакадемия вручает с 1949 года, и первым лауреатом в этой номинации стала Каринская – она получила статуэтку за костюмы, сделанные для исторического фильма "Жанна д’Арк" с Ингрид Бергман в главной роли. В 1953 году художница еще раз была номинирована на "Оскар" – за костюмы для мюзикла "Ханс Кристиан Андерсен". Это фильм-сказка, который, несмотря на название, никак не связан с биографией знаменитого датского писателя.

Примечательно, что свое ателье у Каринской было не только в Москве, но и в Париже. А в 1946 году в Нью-Йорке на 56-й улице дизайнер открыла ателье-магазин балетных костюмов Covent Garden, которое продолжило успешно работать и после ее кончины в октябре 1983 года.

Лола Мусаева