Найти тему
15,1K подписчиков

СИЛА МОЛИТВЫ (ч.2)

Часть 1: Молитесь, когда страдаете и когда веселы
Часть 2: Молитесь, когда болеете
Часть 3: Молитесь, потому что молитва имеет силу
«Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человеком, подобным нам, и в молитве помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:13-18).

МОЛИТЕСЬ, КОГДА БОЛЕЕТЕ

Затем Иаков вновь обращает наше внимание к теме страданий и призывает нас молиться, когда мы болеем (см. 5:14, 15).

Надо признать, что следующие три стиха — с 14 по 16 вызывают несколько сложностей. Одна из них связана с тем, что темы болезни и греха настолько переплетены, что нелегко определить, в каком случае о какой из них идет речь. Ради нашего удобства я буду делать акцент на теме болезни в ст. 14 и первой части ст. 15, и на теме греха во второй части ст. 15 и ст. 16. Все остальное будем выяснять по мере рассмотрения этих стихов.

Несмотря на то, что, возможно, нам придется столкнуться с некоторыми трудностями текстуального порядка, мне не хотелось бы, чтобы они отвлекали нас от главного посыла этого отрывка: Иаков говорит нам, что какой бы ни была наша жизненная ситуация, нам нужно молиться.

Итак, посмотрим на ст. 14 и первую часть ст. 15. В предыдущем стихе говорилось о страдании в общем. Теперь Иаков обращается к одному из наиболее распространенных видов страданий — болезням: «Болен ли кто из вас?» Слово, переведенное как «болен», буквально означает «слаб, лишенный сил». В Новом Завете оно часто используется в значении болезни (Мф. 10:8; Ин. 5:7; и т.д.).

Это та проблема, которая касается всех нас. Большинство из нас, не колеблясь, согласится с тем, что мы имели, имеем и будем иметь те или иные проблемы со здоровьем: от головных болей до боли в сердце, от обычной простуды до рака. У всех нас есть свои проблемы со здоровьем, которым мы отдаём значительную часть нашего времени и энергии.

Итак, что нам следует делать, когда мы больны? Конечно же, есть много чего, что мы должны делать, когда случается та или иная болезнь, но Иаков говорит, что этот список должен начинаться с молитвы: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь» (5:14, 15).

В этом отрывке идет речь о физической болезни. Одно из главных значений слова, переведенного как «восставит» — это «исцелит», и именно оно имеется здесь в виду. Упомянутое здесь «восстановление» не о воскресении из мертвых в новом теле, а о том, что больной человек выздоровеет и встанет из постели.

Откровенно говоря, в этом отрывке есть много такого, что вызывает немало вопросов. Например, почему следует позвать пресвитеров («старейшин»; Современный Перевод)? Почему использовали елей? Не так давно один «целитель верой» прислал мне запечатанный пластиковый пакетик «святого елея с целебными свойствами», который следует приложить к любой части тела, не работающей на все 100 — и даже к деньгам, если мне их не хватает! Вскоре после этого мне пришел рекламный проспект «елея», в котором утверждалось, что «Это подлинный продукт чистого масла первого отжима из плодов оливкового дерева, собранных вручную… смешанный с эссенцией ладана и мирра из Святой земли». Это то, о чем говорил Иаков? Далее, какая связь между болезнью из этого стиха и грехом из последней части ст. 15 и ст. 16?

По моему личному убеждению, здесь идет речь о чудесном исцелении. Этот отрывок был написан в то время, когда чудесные дары были частью Божьего плана для церкви (временного плана, о чем говорится в 1 Кор. 13:8-10). Одним из этих чудесных даров был дар исцеления (1 Кор. 12:9). В те дни, когда Новый Завет еще не был завершен и доступен для чтения, во время своих путешествий апостолы обычно возлагали руки на определенных людей, передавая им свои чудесные дары (Деян. 8:17; 19:6). Таким образом, местные общины могли и дальше продолжать использовать эти дары в отсутствии апостолов и в отсутствии записанного учения, известного нам как Новый Завет. Поэтому я считаю, что здесь говорится о таком исцелении. К тому же обещание исцеления звучит очень твердо: «И молитва веры исцелит больного и восставит его Господь» — что было более возможно в случае чудесного исцеления, чем обычного ответа на молитву через провидение.

Если моя точка зрения верна, тогда вопрос, почему следует призвать старейшин, снимается, поскольку, рассуждая логически, только так они могли использовать дар, переданный им апостолами через возложение рук. Если моя точка зрения верна, тогда упомянутый елей имел чисто церемониальное или символическое значение, подобно помазанию священника, пророка или царя (1 Цар. 16:13 и т.д.). Если моя точка зрения верна, то, несмотря на то что в этих стихах содержится много уроков для нас, мы не должны забывать, что изображенная в них картина не может служить 100-процентой иллюстрацией для нас, поскольку с завершением формирования Нового Завета закончились и чудеса (см. 1 Кор. 13:8-13; Иак. 1:25).

Однако нельзя быть слишком категоричным, утверждая, что упомянутое здесь исцеление является чудесным по своей природе. По-прежнему остается ряд вопросов. Например, почему призывали старейшин. Я полагаю, мы можем с уверенностью говорить о том, что дар исцеления был не только у старейшин, но и у других верующих (1 Кор. 12:9, 31). И даже если апостолы возлагали руки на старейшину, означает ли это, что он автоматически получал именно этот конкретный дар? Почему это не мог быть дар «управления» (1 Кор. 12:28) или какой-либо другой дар, непосредственно связанный с возложенными на них Богом обязанностями?

Часть 1: Молитесь, когда страдаете и когда веселы Часть 2: Молитесь, когда болеете Часть 3: Молитесь, потому что молитва имеет силу «Страдает ли кто из вас, пусть молится.

Итак, посмотрим на этот отрывок еще раз — теперь с той точки зрения, что в нем говорится не о чудесном исцелении.

Если это исцеление не является чудесным, тогда обещание из первой части ст. 15 следует понимать как условное — как и многие другие отрывки о силе молитвы: «Молитва веры исцелит больного», если это угодно Богу. «И восставит его Господь», если мы будем молиться согласно Его воле.

Опять же, если речь не идет о чудесном исцелении, тогда одной из причин, почему следует позвать старейшин, должен быть их характер. В ст. 16 сказано, что «много может усиленная молитва праведников». Одним из требований, предъявляемых к старейшинам, было быть «непорочным» (Тит. 1:6, 7) — то есть иметь репутацию святого. Другой причиной призвания старейшин могла быть ситуация, когда физическая болезнь была тесно связана с духовной проблемой — на что, кажется, указывает текст. В этом случае, первое, в чем нуждался больной человек, было его духовное исцеление, а затем уже физическое. Для этой задачи никто не соответствовал лучше духовных пастырей стада.

Далее, если речь не идет о чудесном исцелении, тогда, возможно, елей использовался в медицинских целях — как в случае с добрым самарянином, который излил елей и вино на раны избитого человека (Лк. 10:34). Хотя сам по себе елей не является лекарством, он может способствовать выздоровлению. Он обладает успокаивающими свойствами и, поскольку он не растворяется в воде, он препятствует попаданию в раны аэробной инфекции и воздуха.

Но даже признание этого исцеления не чудесным, не устраняет всех вопросов, связанных с этим текстом. Старейшины были не единственными праведными людьми в общине или не единственными, кто мог помочь с решением духовных проблем. Но самый загадочный из всех — почему именно старейшины должны были использовать лекарственное средство?

Несмотря на очевидные трудности этого текста, позвольте обратить ваше внимание, что мы можем быть уверены в том, чего этот текст не говорит.

Например, этот отрывок не говорит о ритуале, называемом «соборование», более известном как «последний обряд». Соборование, обряд, во время которого осуществляется помазание елеем некоторых органов чувств при чтении определенных молитв, в пятом веке было названо пятым из католических таинств, а спустя еще три столетия оно было утверждено в том виде, в котором дошло до нашего времени. Хотя к Иак. 5:14-16 периодически прибегают как к обоснованию подобной практики, между этим католическим таинством и наставлениями в тексте нет связи: в книге Иакова сказано о том, чтобы призывать пресвитеров (старейшин), а не священников. Кроме того, в книге Иакова ясно сказано, что целью молитвы и помазания елеем является исцеление больного человека, а не подготовка его к смерти.

Помимо всего сказанного, этот отрывок не дан для обоснования причудливой и вычурной практики современных «целителей верой». Я уже говорил о присланном мне пакете «святого елея». Мне также присылали целебное покрывало, целебный носовой платок, молитвенный коврик, молитвенную свечу, и (из последнего) шапочку для душа, на которую возлагал свои руки целитель! Как уже отмечалось, чудеса никогда не задумывались как постоянная часть структуры церкви, они прекратились со смертью апостолов и тех, на кого они возлагали свои руки. Но даже и без этого, есть немало различий между тем, что описано в Иак. 5, и тем, что некоторые группы или люди практикуют сегодня.

Во-первых, Иаков не говорит, что больного человека нужно привести в «собрание исцеления». Скорее, в этом отрывке сказано позвать людей прийти и помолиться над ним. Один человек сказал, что если бы у этих людей сегодня действительно был дар исцелять, то шоу «собраний Святого Духа» было бы ни к чему: если бы у них действительно был этот дар, они могли бы и пошли бы в местные больницы и исцелили бы всех пациентов, включая всех раковых больных и остальных страдающих неисцелимыми болезнями! И опять же, Иаков велит позвать старейшин, а не «целителей верой». Также следует отметить, что упомянутая вера — это вера того, кто молится, а не вера того, над кем молятся («пусть они помолятся над ним… и молитва веры исцелит больного»). Типичная отговорка, которую можно услышать сегодня, это то, что исцеление не произошло по причине недостатка веры человека, нуждающегося в исцелении. Увы, этот отрывок никак не поможет тем, кто сегодня проповедуют «евангелие процветания и здоровья».

После всего сказанного я снова повторю, что мы не должны позволять этой теме и нашей неуверенности относительно отдельных деталей уводить нас от главного: от признания некоторых важных истин, которые Иаков произносит в этом отрывке. Какие же уроки он содержит для нас?

Первый урок — о важности молитвы, когда приходит болезнь. Когда есть болезнь, мы должны молиться Богу. Тело Божьего чада названо «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19), и мы призваны заботиться о нем. Когда ребенок Давида был болен, Давид молился о нем (2 Цар. 12). Когда царь Езекия был болен, он помолился Богу, и Бог услышал его молитву (4 Цар. 2). Когда Павел имел «жало в плоть», он молился (2 Кор. 12:7-10).

Нам необходимо понять, что всякое исцеление сегодня — от Бога, пускай не чудесное, но по-прежнему от Бога. Хотя эпоха чудес давно закончилась, это не означает, что Бог не слышит молитв и не отвечает на них. Бог не действует вопреки законам природы (то есть, чудесным образом), но Он действует через установленные Им законы природы (то есть, по провидению). И Бог знает об этих законах больше, чем мы; в конце концов, это Он создал человеческое тело.

Иногда, когда мы молимся за больного человека, мы невольно ограничиваем Бога тем, что известно нам о человеческом теле. Мы просим Бога благословить врачей, медицинских сестер, лекарства, хирургическую операцию. Будем и дальше молиться обо всем этом, но давайте не забывать, что Бог знает намного больше нас, и просто просить Его сделать все по Его воле и согласно тому, какими Он нас сотворил!

Мы также должны научиться молиться, как это делал Иисус: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иногда вместо того, чтобы избавить нас от болезни, Бог может благословить нас силой и терпением переносить ее, как это было в случае с Павлом (2 Кор. 12:7-10). Каким бы ни был ответ на молитву, урок из Иак. 5:14 для нас в том, чтобы молиться за больных.

Второй урок, следующий из этого отрывка, в том, что в случае болезни Бог ожидает от нас делать все, что мы можем.

Некоторые религиозные группы учат против стандартных медицинских процедур. Одни выступают против переливания крови, другие — против обращения к врачам и медикаментам, считая, что это свидетельствует о недостатке веры в Бога. Подобная философия привела к смерти множество невинных детей.

Однако в этом отрывке, как и в других, сказано о том, что мы должны делать то, что мы можем, когда приходит болезнь. Иаков говорит, что необходимо призвать старейшин, использовать елей, и т.д. Как уже отмечалось выше, нам не следует быть догматичными относительно предназначения упомянутого елея; но как бы там ни было, у него было какое-то предназначение, и оно было известно читателям Иакова. Они понимали, что Бог не будет делать для нас того, что мы можем сделать сами.

Ничто в Библии не отрицает современных медицинских практик, если они правильные и не противоречат морали. «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14) трудился вместе с Павлом, который совершал великие чудеса. В Библии содержится немало упоминаний об использовании «лекарств» (см. Лк. 10:33, 34) и даже медицинские рекомендации (см. 1 Тим. 5:23). Я верю всем сердцем, что каждый прорыв в медицине является благословением от Самого Бога, источника «всякого доброго… и совершенного даяния» (Иак. 1:17). И мы действительно благословлены! Мы видели чудеса операций на открытом сердце, а операции по пересадке органов становятся обычным делом, и даже в лечении рака были сделаны значительные успехи. Поэтому, когда приходит болезнь, будем пользоваться доступными нам достижениями медицинской помощи и благодарить Бога за Его обильные благословения.

В Иак. 5:14, 15 содержится еще один урок, который нельзя недооценивать — о важности труда старейшин. Понимаем ли мы всё, что подразумевается в этом повелении или нет, ясно одно: Иаков говорит, что, когда приходит болезнь, следует позвать старейшин церкви. (В многочисленных комментариях к этому отрывку подчеркивается, что используемое в нем греческое слово означает серьезную болезнь. Иаков не говорит, что, если у нас обычная простуда, нам необходимо звать старейшин). Еще раз отметим, что Иаков не сказал позвать проповедника, местного благовестника. Не поймите меня неправильно. Я — проповедник, но я также являюсь членом общины. Как член общины я желаю навещать больных в больнице и помогать им, чем могу. Но иногда у меня возникает опасение, что у нас какой-то сектантский подход к проповеднику, когда мы пытаемся сделать из него современного «пастыря». Довольно часто, когда кто-то болеет, люди в первую очередь думают о проповеднике, нежели о старейшинах.

Я уверен, что большинство читателей понимает, кто такие эти «пресвитеры» или «старейшины» (Современный Перевод, Новый Русский Перевод), которых следует позвать. Это лидеры местной общины (Деян. 20:17). Их также называли епископами (или блюстителями) и пастырями (пастухами стада) (Деян. 20:17, 28; 1 Пет. 5:1-4; Тит. 1:5, 7). Им было доверено наблюдать за местной общиной. Однажды им придется дать отчет за всех, находившихся под их присмотром. Мы должны с уважением относиться к ним и подчиняться их руководству (Евр. 13:7, 17). Поскольку они — пастыри наших душ, нет ничего более естественного, чем обратиться к ним, когда в нашу жизнь входит беда!

Возможно, кто-то возразит: «Но я не знаю старейшин настолько хорошо, чтобы звать их, когда я болен». Что же, тогда вам нужно узнать их. Они «пекутся о душах ваших» (Евр. 13:17); вам необходимо быть ближе к ним. Поговорите с ними до и после богослужения. Пригласите их к себе домой. Разделите с ними вашу жизнь. Тогда вам будет просто исполнить повеление Иакова и позвать их в случае серьезной болезни!

Теперь обратимся к последней части ст. 15, когда Иаков добавляет: молитесь, когда есть грех.

На первый взгляд может показаться, что Иаков резко меняет тему. Сказав, что молитва веры спасет больного, автор добавляет: «И если он соделал грехи, простятся ему» (5:15).

Что именно имел здесь в виду Иаков? Возможно, все, что хотел донести до нас Иаков, это чтобы мы не пренебрегали духовным человеком, заботясь о физическом человеке. Если у больного человека были и духовные проблемы, их также было необходимо решить. В конце концов, духовное здоровье намного важнее физического.

Также не исключено, что автор хотел сказать, что многие верующие не задумываются о своем духовном состоянии, пока не возникает угроза их физической жизни. Если дело в этом, тогда они еще больше нуждаются в том, чтобы позвать старейшин и просить их молиться не только об исцелении, но и о прощении грехов.

Возможно, даже, что в тексте подразумевается некоторая связь между этим грехом и болезнью. В этом отрывке глагол стоит в форме настоящего времени, поэтому ст. 15 можно перевести как «И если он неоднократно совершал грехи [до этого], они простятся ему». Жизнь в постоянном грехе разрушает тело и наносит ему вред. Грех и болезнь могут быть связаны между собой.

Сразу же отмечу: я не говорю о том, что всякая болезнь является результатом греха, что между грехом и болезнью всегда есть связь. Это заблуждение было свойственно ученикам. Когда они увидели слепорожденного, они спросили Иисуса: «Кто согрешил: он или родитель его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Иисус ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Павлово «жало в плоть» не было следствием его греха, но скорее было дано ему для смирения (2 Кор. 12:7-10).

Но иногда между конкретным грехом и конкретной болезнью есть связь. В качестве примера могут служить венерические болезни, имеющие непосредственное отношение к сексуальной распущенности. Или болезни, связанные с гомосексуализмом, о котором писал Павел: «…мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:27). В качестве еще одного примера можно привести эпидемию СПИДа — Синдрома Приобретенного Иммунного Дефицита. Семьдесят процентов больных СПИДом это мужчины гомосексуалисты. Один гомосексуалист сказал: «Такое впечатление, что мы должны выбирать между тем, как нам жить, и самой жизнью».

Однако не следует думать, что единственным грехом, поражающим наше здоровье, является сексуальный грех. Гнев, горечь, тревоги и ненависть воздействуют не только на наши души, но и на наши тела. Ментальный и эмоциональный грех может вызвать и усугубить проблемы с сердцем и кровообращением, расстройства желудка, астму, аллергию, различные боли.

Особенно это истинно в отношении нераскаянного греха. Хорошей иллюстрацией этому может служить Пс. 31. В этом псалме Давид, судя по всему, подразумевает свой отвратительный грех с Вирсавией и свои нечестивые попытки скрыть его, убив Урию. Сначала Давид говорит о том, как хорошо человеку, грехи которого прощены: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1, 2).

Однако после этого Давид говорит о физической, душевной и духовной агонии, через которую он прошел, пытаясь скрыть свой грех: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мной рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3, 4).

Давид состарился за одну ночь. Он мучился от непрекращающихся болей. Он не мог спать. Он ослабел. В данном случае между его грехом и его болезнью была прямая связь!

Однако вернемся к нашему тексту и его главной мысли: что нам следует сделать, когда в нашей жизни есть грех (и его последствия)? Много чего. Однако Иаков, как и раньше, в начале этого списка ставит молитву.

Часть 1: Молитесь, когда страдаете и когда веселы Часть 2: Молитесь, когда болеете Часть 3: Молитесь, потому что молитва имеет силу «Страдает ли кто из вас, пусть молится.-2

В Деян. 8 апостол Петр велит самому грешнику молиться: «Итак, покайся в этом грехе твоем и молись Богу…» (Деян. 8:22). Иаков добавляет к этому понятие молитвы друг за друга, когда мы грешим. В Иак. 5:14 говорилось о необходимости молиться друг за друга в случае болезни. Теперь Иаков говорит о взаимной молитве в случае греха: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16).

Важно, что молитве должно предшествовать исповедание грехов. Как неоднократно отмечалось, «исповедь благотворна для души». Как религиозные, так и светские авторы пишут об очищающем действии покаяния.

Уже звучало предположение, что упомянутые люди были больны душевно и духовно в результате скрытого греха. Подобно абсцессу, скрытому глубоко в теле, нераскаянный грех может отравить как разум, так и тело, и, подобно абсцессу, он нуждается во вскрытии и устранении источника заражения. Мы только что прочитали об агонии Давида, когда он пытался скрыть свой грех. Что же принесло ему облегчение? Читаем Пс. 31 дальше: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего. Я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

Какими бы ни были последствия нашего греха, физическими или душевными, ценность покаяния остается прежней — хотя бы для усмирения гордыни, если не по другим причинам. Гордыня является одной из самых больших духовных преград — к покаянию, к прощению, к духовному возрастанию. Наша гордыня — это та ахиллесова пята, за которую постоянно норовит ухватить нас сатана (1 Ин. 2:16). Готовность признать нашу вину помогает в преодолении гордыни.

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13).

Иоанн Креститель понимал ценность покаяния. Когда к нему приходили люди, они «исповедали свои грехи» (Мф. 3:6).

Первый, Кому мы должны исповедать свои грехи, это Бог. В 1 Ин. 1:9 сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Однако в Иак. 5:16 также подчеркивается важность исповедания друг перед другом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках». И снова перед нами глагол в настоящем времени, указывая на постоянность этого действия.

Следует отметить, что это исповедание грехов не относится к принятой в католичестве практике тайной исповеди, по латыни: auricular confession. В переводе на русский «auricular» означает «в ухо». Тайной исповедью называется такое исповедание греха, которое произносится «в ухо» священнику, сидящего в кабинке для исповеданий. Однако в Иак. 5:16 говорится не об исповедании священнику, но друг перед другом, не в кабинке, а в обстановке взаимного доверия и заботы.

В чем же мы должны признаваться? В Синодальном Переводе написано «в проступках», однако в оригинальном тексте стоит слово «грехи», то же, что и в ст. 15. (См. Современный Перевод, Новый Русский Перевод). Мы должны исповедать свои грехи. Какие грехи? Любые. Некоторые пытаются ограничить понятие «проступка» или «греха» грехом, совершенным против человека, перед которым мы каемся, но я не вижу подобного ограничения в этом стихе. Любой грех может повлиять на нашу душу и тело. Исповедуйте любые грехи. Исповедуйте конкретные грехи. Не говорите: «Если я согрешил, простите». Признавайтесь, что вы согрешили.

Эта заповедь связана с тем, что мы обычно называем «публичным покаянием». Она показывает, что подобное действие допустимо и может быть благотворным.

Иногда люди спрашивают: «Если я каюсь в своем грехе и молюсь Богу, зачем мне делать это публично?» Иногда действительно можно обойтись без публичного покаяния, но иногда оно необходимо. Здесь идет речь о принципе покаяния. Истинное покаяние включает в себя очищение от прошлого, насколько это под силу человеку. Павел писал, что проповедовал язычникам «чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные [то есть соответствующие] покаяния» (Деян. 26:20). Этот принцип показан в Мф. 5:23, 24: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Иисус говорит, что, если я согрешил против кого-либо, я должен пойти к этому человеку и уладить это. Но что, если о моем грехе известно десятку людей? Или сотне? Или всей общине? Иногда просто невозможно подойти к каждому человеку отдельно, или же необходимо удостовериться, чтобы каждый узнал о моем покаянии. Поэтому иногда публичное покаяние остается единственным способом это сделать. Гай Вудс так пишет об этом: «Сама природа некоторых грехов вызывает необходимость, чтобы все, кому о нем известно, также узнали и о раскаянии в нем. А это можно сделать только через покаяние виновного брата. Таким образом, перед нами практическое правило, что покаяние должно быть настолько публичным, насколько публичным является грех».

Публичное покаяние в грехах позволяет узнать о нашем раскаянии многим людям, и имеет благотворное воздействие на нас благодаря объединенной молитве многих праведных душ о нашем спасении.

Отметив, что покаяние из Иак. 5:16 может включать в себя публичное исповедание греха, считаю важным подчеркнуть, что мы обедним этот отрывок, если сведем его исключительно к этому учению. Данный отрывок в первую очередь — о взаимном покаянии и взаимной молитве. Каждый из нас нуждается в других людях, с которыми мы можем быть полностью открытыми, перед кем можем облегчить свою душу и поделиться своим бременем. «Носите бремена друг друга», — говорит Павел, — «и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Для многих из нас таким человеком является наш любящий верующий муж или любящая верующая жена. Другие находят добрых друзей-христиан, которые помогают им и укрепляют их.

Сразу же отмечу, что хотя Иак. 5:16 учит нас исповедать всякий грех, он не учит нас исповедовать каждый грех. Я должен признаваться в каждом «публичном» грехе, но некоторые вещи остаются между мной и Богом, вещи, о которых никто не знает. Иногда мне нужно признаться верному другу даже в том, что у меня на сердце. Но есть некоторые вещи, которые при публичном освещении никому не принесут пользы.

Я говорю об этом, потому что в некоторых церквах принято обязательное исповедание всех своих грехов «молитвенному партнеру» — включая каждую греховную мысль, и, если даже самый сокровенный проступок не открывается всеобщему обозрению, такой человек чувствует себя виновным. Подобная практика противоречит духу этого отрывка, который (помимо всего остального) учит необходимости добровольного взаимообмена проблемами и молитвами в любви и искренней заботе друг о друге!

Однако вернемся к главной теме, теме молитвы. Иак. 5:16 продолжает: «И молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».

И снова перед нами вопрос, вызывающий столько споров: идет ли здесь речь о духовном или о физическом исцелении. Как уже отмечалось, возможно, упомянутая физическая болезнь была следствием духовных проблем — в таком случае физическое исцеление не могло произойти, пока не решится духовная проблема. В свете контекста есть высокая вероятность того, что здесь подразумевается именно такое исцеление.

Однако термин «исцеление» может также означать и духовное исцеление. Именно в этом значении часто использует его Иеремия, как например в Иер. 3:22: «Возвратитесь, мятежные дети, Я исцелю вашу непокорность». В таком случае «исцеление» может подразумевать прощение грехов и восстановление перед Богом.

Главный вывод из всего сказанного в том, что молитва имеет силу. При соблюдении двух предшествующих условий, молитве под силу исцелить тело и освободить душу. Таким образом, заключает Иаков в 5:16: «Много может усиленная молитва праведного», что подводит нас ко второму главному посылу этого отрывка.

Не забываем, что первый посыл в том, чтобы мы молились в любых жизненных обстоятельствах: когда страдаем и когда счастливы, когда болеем и когда грешим, всегда и всюду! Бог не желает просто читать в наших сердцах; Он хочет, чтобы мы выражали наши мысли, нашу благодарность, наши просьбы — в молитве. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).

Завтра мы закончим изучать этот отрывок.

Часть 1: Молитесь, когда страдаете и когда веселы
Часть 2: Молитесь, когда болеете
Часть 3: Молитесь, потому что молитва имеет силу

👉🏻 Сервис бронирования жилья (Реклама. ООО «Суточно.ру». ИНН 7709908155)