Голоса обиженных
В последнее время часто слышу тихий ропот и какие-то критические нотки по отношению к политике Китая, особенно в блогах наших радикальных патриотов. За противоположную сторону вообще молчу — ее целью, очевидно, является разжигание откровенной неприязни к Китаю, что вполне согласуется с политикой западных недругов, не скрывающих алчное желание во второй раз провернуть трюк со стравливанием КНР и СССР в 1960-70 гг. Ну, чтобы и на этот раз развести две наши могучие державы по разные стороны баррикад и подчинить себе по одиночке. Теперь вот присоединяются к этим голосам и наши патриоты. Причем по весьма пустяковым поводам: то какой-то там китайский банк откажет российскому в чем-то, то какая-то фирма объявит о поддержке западных санкций — и вуаля, "ааа, подлый и двуличный Китай" и т. д. и т. п.
В контексте этого хочу рассказать вам одну интересную историю, которая, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для осмысления современной ситуации. Если вы ещё не догадались, я о Корейской войне...
Вообще давно хотел поговорить о ней обстоятельно, даже обещал написать большую развернутую статью, но ничего этого не сделал. Честно говоря, писать ее здесь некому, потому что Дзен не про это. Кому тут нужна простыня размером с монографию, набитая разного рода выдержками из документов и цитатами? Но ввиду той политической ситуации, которая сложилась на данный момент, тема Корейской войны весьма и весьма актуальна.
Дабы не утомлять вас сразу перейду к сути, а в конце выскажу свое мнение о современной дружбе и взаимоотношениях России и Китая...
"Я купил журнал «Корея», там тоже хорошо..."
Корейская война — один из самых кровавых и загадочных конфликтов не только Холодной войны сверхдержав, а и, пожалуй, всего 20 века. По современным уточненным данным общее количество погибших солдат и мирных жителей с двух сторон около 4 млн. Еще сотни тысяч были тяжело ранены и остались калеками. Обе стороны совершили ужасающие военные преступления, причем, что удивительно, по недавнему признанию южнокорейской стороны около 60% их пришлись на американцев и южнокорейцев, и "лишь" 40% — на северокорейцев и их китайских помощников. В качестве примера достаточно напомнить про американские ковровые бомбардировки (в большинстве, по обыкновению, гражданских объектов), которые превзошли таковые в Германии в 1943-1945 гг.
Как началась Корейская война?
И вот здесь до сих пор еще все окутано густым туманом. Уж очень, повторюсь, актуальна еще эта тема. Поэтому немудрено, что и российские, и китайские, и американские, (и, само собой, северокорейские) архивы наглухо закрыты.
Правда, нам немного повезло: в 90-х на волне "архивной революции" кое-что всплыло. Вернее, успело всплыть. Потому что уже в начале 2000-х эта тема снова попала под негласный запрет, причем опять засекретили даже те документы, которые ранее успели показать общественности. На этот парадокс в наши дни часто натыкается исследователь, решивший поглубже занырнуть в эту тему. Известен документ, его содержимое и место, где он хранится (иной раз есть даже его фотокопия), но оригинал недоступен и засекречен.
Как бы то ни было, но благодаря коротким архивным всплескам 90-х удалось выяснить не только то, что лично Сталин дал добро на развязывание Корейской войны, но и кое-что "покруче".
Правда, здесь нужно сразу оговориться...
Та война не началась на ровном месте. Обе стороны, опекаемые свердержавами, что называется, рвались с цепи, мечтая объединить полуостров под своей властью.
Но именно Сталин вооружил одну из них и неожиданно спустил с цепи...
Игривец-тигр
Долгие годы историки спорили, зачем он это сделал. В архивах сохранилось более 40 писем сталинского ставленника в Северной Корее Ким Ир Сена, в которых тот через советского посла в КНДР Терентия Штыкова буквально бомбардировал мозг вождя, пытаясь добиться разрешение на силовое объединение Кореи под властью коммунистов. Сталин годами отнекивался и отвечал, что еще не время. Дошло до того, что в декабре 1949 года Штыков прислал в Москву очередную депешу, в которой рассказал об откровенном разговоре с подвыпившим Ким Ир Сеном. Тот, снова попросив разрешение Москвы на войну, аккуратно намекнул, что в случае отказа может переориентироваться и на Мао Дзедуна (удивительно наглый и смелый шантаж, такое, вероятно, можно было сделать только в нетрезвом виде).
В январе 1950 г. он снова попытался прорваться через Штыкова. И уже на это послание Сталин неожиданно откликнулся, написав в своем ответе знаменитые слова:
Такое большое дело нуждается в подготовке. Дело надо организовать так, чтобы не было большого риска. Готов принять..
Есть соблазн считать, что он тогда действительно испугался и приревновал Ким Ир Сена к Мао. Но многие историки уверены, что все намного прозаичнее.
Дело в том, что в 1949 году СССР обзавелся ядерным оружием, а Китай окончательно стал красным. То есть формально у Сталина не оставалось никаких поводов отказывать корейцам в завершении их "революции". Ведь в противном случае его действительно могли обвинить в сдерживании "красного порыва", что, как патриарху мирового коммунистического движения, Сталину было неприемлемо. Авторитет вождя мог пошатнуться, а это однозначно привело бы к укреплению позиций сверхрадикального Мао Дзедуна, который и сам был обуреваем громадными амбициями. В общем, как бы то ни было, но обмозговав как следует сложившееся положение, годами начисто отметавший сию задумку Сталин решил рискнуть и дал добро на реальную подготовку к войне.
Далее, если вы интересовались этой темой, в большинстве источников все выглядит примерно так. Ким Ир Сен несколько раз приезжал в Москву, где с помощью советских военных специалистов был выработан план наступления северокорейской армии на всей 38-й параллели. Со своей стороны Сталин получил согласие Мао в случае непредвиденного форс-мажора поддержать соседей. Ну а дальше в лучших традициях "блицкрига" северокорейцы 25 июня 1950 г. напали на южан и едва не захватили весь полуостров. Но тут случилось это дурацкое заседание в ООН, которое советский представитель Яков Малик пробойкотировал. Этот шаг якобы стал огромным советским просчетом, ведь в отсутствии советского представителя американцы смогли продавить решение и направить в Корею миротворческий контингент военных для помощи своим южнокорейским сателлитам. Высадившись в Корее они быстро обернули все успехи северокорейцев вспять и едва не разбили их, ввиду чего Мао спешно пришлось отправлять китайские части на подмогу. В итоге война застопорилась и перешла в позиционную, а длительные переговоры о перемирии безуспешно тянулись много месяцев. Лишь после смерти Сталина они сдвинулись с мертвой точки и удалось по-настоящему остановить войну.
Такую версию событий вы можете увидеть во многих источниках. Хотя немало и тех, кто вообще почти начисто опускает советские участие и сталинскую роль в это войне, или же заметно минимизирует их. А некоторые и вовсе по старинке продолжают обвинять в войне южнокорейскую сторону.
Но некоторые малоизвестные документы показывают, что на самом деле все было гораздо интереснее!
Например, выяснилось, что судьбоносное заседание ООН по Корее (которое, напомню, многими историками считается советским провалом, ведь на нем благодаря Вето можно было предотвратить американское вторжение на полуостров) приказал пробойкотировать ни кто иной, как... сам Сталин. Об этом позднее говорил и Яков Малик, и отметил в мемуарах Громыко.
Мы могли бы им не поверить, но у нас в архивах сохранилась уникальная телеграмма Сталина, направленная 27 августа 1950 г. чехословацкому руководителю Готвальду. В ней вождь (как будто специально для нас) совершенно откровенно объяснил логику своего трюка в ООН и преподал своему назадачливому европейскому собеседнику мастер-класс в деле "реал-политик". Вот лишь небольшой ее отрывок:
...После нашего ухода из Совета Безопасности Америка впуталась в военную интервенцию в Корее и тем растрачивает теперь свой военный престиж и свой моральный авторитет. Едва ли теперь может кто-либо из честных людей сомневаться в том, что в военном отношении она не так уж сильна, как рекламирует себя. Кроме того, ясно, что Соединенные Штаты Америки отвлечены теперь от Европы на Дальний Восток. Дает ли все это нам плюс с точки зрения баланса мировых сил? Безусловно дает.
Допустим, что американское правительство будет и дальше увязать на Дальнем Востоке и втянет Китай в борьбу за свободу Кореи и за свою собственную независимость. Что из этого может получиться? Во-первых, Америка, как и любое другое государство, не может справиться с Китаем, имеющим наготове большие вооруженные силы. Стало быть, Америка должна надорваться в этой борьбе. Во-вторых, надорвавшись на этом деле, Америка будет не способна в ближайшее время на третью мировую войну. Стало быть, третья мировая война будет отложена на неопределенный срок, что обеспечит необходимое время для укрепления социализма в Европе. Я уже не говорю о том, что борьба Америки с Китаем должна революционизировать всю Дальневосточную Азию. Дает ли все это нам плюс с точки зрения мировых сил? Безусловно, дает.
Как видите, дело об участии или неучастии Советского Союза в Совете Безопасности не такой уже простой вопрос, как это может показаться на первый взгляд...
Заметьте, что до реального вступления Китая в войну было еще несколько недель (Китай еще даже не знал, что вообще в нее вступит), а Сталин уже вовсю высчитывает пользу коммунистическому блоку от того, что США надорвется на китайском "пушечном мясе". С учетом, что добро на подготовку к Корейской войне Сталин дал Ким Ир Сену при условии, что в случае провала его обязательно поддержит Мао, можно не сомневаться, что вождь заранее моделировал эту ситуацию. Некоторые историки на основе известных военных документов и вовсе заходят так далеко, что утверждают будто война изначально была спланирована советскими специалистами проигрышно (я думаю, что это уже теория заговора).
Далее, как вы знаете, американцы с объединенными силами ООН высадились и едва не разгромили Ким Ир Сена. В критический для КНДР момент Сталин, как и было оговорено, обратился, к Мао, но тот, видимо осознав тонкую игру кремлевского вождя, неожиданно "дал заднюю". 2 октября 1950 г. он отослал Сталину телеграмму, в которой среди прочего были такие строки:
Мы первоначально планировали двинуть несколько добровольческих дивизий в Северную Корею для оказания помощи корейским товарищам, когда противник выступит севернее 38-й параллели. Однако, тщательно продумав, считаем теперь, что такого рода действия могут вызвать крайне серьезные последствия. Во-первых, несколькими дивизиями очень трудно разрешить корейский вопрос (оснащение наших войск весьма слабое, нет уверенности в успехе военной операции с американскими войсками), противник может заставить нас отступить. Во-вторых, наиболее вероятно, что это вызовет открытое столкновение США и Китая, вследствие чего Советский Союз также может быть втянут в войну, и таким образом вопрос стал бы крайне большим. Многие товарищи в ЦК КПК считают, что здесь необходимо проявить осторожность. Конечно, не послать наши войска для оказания помощи – очень плохо для корейских товарищей, находящихся в настоящее время в таком затруднительном положении, и мы сами весьма это переживаем; если же мы выдвинем несколько дивизий, а противник заставит нас отступить; к тому же это вызовет открытое столкновение между США и Китаем, то весь наш план мирного строительства полностью сорвется, в стране очень многие будут недовольны (травмы, нанесенные народу войной, еще не залечены, нужен мир). Поэтому лучше сейчас перетерпеть, войска не выдвигать, активно готовить силы, что будет благоприятнее во время войны с противником. Корея же, временно перенеся поражение, изменит форму борьбы на партизанскую войну... Ждем ответа.
МАО ЦЗЭДУН. 2.10.50 г.
Можно только догадываться, какими словами Сталин костерил китайцев, получив такой ответ. Они ломали ему схему!
Мао же, как видно, действительно очень испугался за то, что в случае отправки войск "вопрос" быстро "стал бы слишком большим" (читай: Третья мировая). Вскоре он получил ответ от крайне раздасованного кремлёвского генералиссимуса, в котором тот практически прямым текстом объяснил ему, что... именно этого он и добивается! Даже в наши дни от сталинских строк мурашки пробегают по коже:
...Конечно, я считался с тем, что, несмотря на свою неготовность к большой войне, США все же из-за престижа может втянуться в большую войну, что будет, следовательно, втянут в войну Китай, а вместе с тем втянется в войну и СССР, который связан с Китаем Пактом взаимопомощи. Следует ли этого бояться? По-моему, не следует, так как мы вместе будем сильнее, чем США и Англия, а другие капиталистические европейские государства без Германии, которая не может сейчас оказать США какой-либо помощи, – не представляют серьезной военной силы. Если война неизбежна, то пусть она будет теперь, а не через несколько лет, когда японский милитаризм будет восстановлен как союзник США и когда у США и Японии будет готовый плацдарм на континенте в виде лисынмановской Кореи...
Вот что задумал игривец-тигр...
Ради своих амбиций и геополитических игрищ Сталин не прочь был спровоцировать Третью мировую!
"Если война неизбежна, то пусть она будет теперь", — взывал кремлевский старец...
Как тут не вспомнить слова Молотова, сказанные поэту Чуеву в 70-х:
Сталин рассуждал так: «Первая мировая война вырвала одну страну из капиталистического рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом»
"Старик пишет нам, что нужно выступать. Будем выступать", — подытожил тогда свою переписку со Сталиным Мао перед соратниками...
Ради благосклонности вождя (как признают почти все современные биографы "великого кормчего", чтобы доказать, что настоящий коммунист) Мао пошел на серьезное обострение в Корее и втянулся в мясорубочные бои с американской коалицией.
С чисто политической точки зрения, это был грандиозный успех Сталина. Стоя на горе, он наблюдал за спровоцированной им дракой двух великих тигров у подножия, подливая масла в огонь. Эта была законченная комбинация, в отличие от той, которую вождь неудачно попытался разыграть в Европе летом 1939 г.
До самой своей смерти он будет всячески затягивать эту войну и делать все, чтобы не дать Мао и Киму выйти из нее. Ослабляя США, он заодно ослаблял и их, делая зависимыми. Ну а миллионы погибших... А что миллионы?
На встрече с Чжоу Эньлаем и другими членами китайской делегации, посетившими его в Кремле 20 августа 1952 года (с большим желанием поднять тему прекращении войны), Сталин согласно официальной стенограмме сказал:
Эта война портит кровь американцам. Северокорейцы ничего не проиграли, кроме жертв, которые они понесли... Нужна выдержка, терпение, Конечно, надо понимать корейцев – у них много жертв. Но им надо разъяснить, что это дело большое...
Возвращаясь к современности
Когда мы отчасти оказались в положении северокорейцев и китайцев в Корейской войне, вынужденные взвалить на свои могучие плечи бремя противостояния с Западом, я, признаюсь, с тревогой поглядывал на Китай. Ведь я знаю, что китайцы отлично помнят о том, как жёстко обошёлся с ними Сталин в Корейской войне. Там отлично помнят, как он втридорога сбывал устаревшее вооружение, торгуясь за каждую копейку (как заправский капиталист), как подставил китайцев с авиацией, как заставлял истекающий кровью Китай делать то, чего сам бы никогда не сделал. Попросту говоря, выкручивал руки (там на самом деле список претензий гораздо шире).
Надо признать, что современный Китай гораздо мудрее. Конечно, он пользуется подвернувшимся положением, но пользуется умно. И главное, тактично. Я не сомневаюсь, что столь мудрой китайской политике мы обязаны современному Председателю КПК Си Дзиньпину — великому ценителю русской культуры.
Вот почему меня раздражает этот мелочный ропот, о котором я писал в начале. Мне кажется, что немногие по-настоящему осознают, какую помощь оказывает нам сейчас Китай. На всех фронтах, в том числе и военном!
Вот, как пример, вчера опять американцы взвыли: более 6500 ж/д вагонов с неизвестным грузом пересекли границу Северной Кореи и России. Думаю, вам не стоит объяснять, что стабильный товарооборот подобного масштаба прокси Китая КНДР никогда бы не смог обеспечить в одиночку. И это лишь один малюсенький примерчик.
В общем, поскромнее надо быть, господа. Тем более, что сейчас на этой теме активизировались вбросы. И радоваться, что нас не начали бесстыдно и откровенно эксплуатировать и в хвост, и в гриву.
Я думаю, что, например, тот же Сталин (будь он сегодня на месте Си в Китае) такого подвернувшегося момента точно бы не упустил...