В прошлой статье я забыл упомянуть одну важную деталь.
До того, как я снял лекала со шпангоутов, я перенёс отметки верхних торцов шпангоутов на ветви топтимберсов. Это отметка верхнего края борта. По этой отметке будет устанавливаться планширь. И от этой отметки начнётся обшивка.
Масштаб модели 1:12. Достаточно крупный масштаб. Сечение рейки обшивки в среднем 1,8 х 6 мм. Первый пояс обшивки усиленный, он толще и шире, чем остальные - 2,3 х 7 мм.
Чтобы было проще размечать и укладывать первый пояс (ширстрек) я сделал упор из рейки сечением 2х2 мм на каждом шпангоуте. Упоры приклеил по границе отметки верхних торцов шпангоутов.
Я был уверен, что смогу распарить и сформировать любой изгиб для рейки 2,3 х 7. Но... не тут то было. Решил пойти другим путём. С помощью плотного листа бумаги сделал лекало. Просто подрезая лист ножницами добился полного прилегания к упорам.
Подготовил ламельку вмещающую в себя рейку с учётом изгибов и обвёл лекало. Разметил рейку обшивки с припуском по ширине на подгонку по месту.
Первый пояс обшивки я решил выполнить из розовой груши, вся остальная обшивка из светлой груши.
Снимать с ламели пришлось довольно большой объём материала. Под рукой не было ни ручного лобзика, ни лобзикового станка. Поэтому я работал ножом и маленьким рубанком. Зажал заготовку в тиски и довольно шустро сформировал рейки.
Затем, примеряя рейку по месту, ножом подрезал шпунтовый торец рейки таким образом, чтобы он чётко укладывался в шпунт штевня при нахождении рейки на проектном месте. И отторцевал второй край рейки в соответствии с чертежами. Стык реек получился на шпангоуте, почти посередине лодки.
Дальнейшие работы мне пришлось приостановить, т.к. прижимать такую "мощную" рейку обшивки мне было не чем. У меня конечно было несколько крутых струбцинок Herdim. Но чтобы прижать такую строптивую рейку к шпангоутам, струбцин надо больше и они должны быть сильными.
Было решено сделать их самостоятельно. Сначала я думал гнуть стержни и из них делать струбцины. Я даже согнул одну. Но когда я увидел получившуюся загогулину, мне в голову пришла идея, после которой я за пару дней сделал себе кучу небольших и мощных струбцинок. Об этом я снял подробный видеоролик.
Вооружившись струбциками я продолжил работу над моделью.
На сухо рейку на корпус не уложить, даже учитывая её изогнутость. Её необходимо распарить в кипятке. Я распариваю рейки в маленьком электрическом чайнике. Держу пару минут в кипятке. Рейка становится более гибкая. К моменту распаривания должно быть всё подготовлено, отлажена технология прижимания рейки к шпангоутам. Медлить не стоит, потому что рейка достаточно быстро теряет гибкость полученную от распаривания.
В местах примыкания реек к штевням струбцины не помогли, пришлось искать альтернативные варианты.
Важно обеспечить плотное прилегание торца рейки к штевням и ближайшим шпангоутам пока рейка податливая.
Через сутки, на следующий день, рейка подсохла и "запомнила" форму. Приклеить её проблем не будет. Но перед приклеиванием необходимо подправить кромки, чтобы они шли плавно и симметрично по бортам. Сначала кромку, которая ложится на упоры. Она должна прилегать к каждому упору. Затем кромку к которой будет примыкать следующий пояс обшивки. Нужно внимательно к этому процессу подойти, особенно на первом поясе. На глаз, со всех сторон, проверяется плавность.
Приклеивание выполнял на клей Kleiberit 303. ПВА. Приклеивание начинаю всегда от штевня. Наношу клей по маленькой капельке в каждом месте соприкосновения корпуса с рейкой. Т.е. шпунт, усилитель штевня, шпангоуты. Сразу на все места соприкосновения клей не наношу, капельки быстро подсыхают. Можно замешкаться с каким-то моментом и капельки засохнут. Поэтому разбиваю примерно на три захватки приклеиваемую зону и постепенно наношу клей и затягиваю струбцинами.
Первый пояс обшивки был пробным, перед укладкой последующих поясов. Я отработал технологию, изготовил струбцины и понял, что каждую рейку обшивки прийдётся изготавливать по лекалу.
Первый пояс очертил верхнюю границу лодки. Каркас теперь выглядит иначе. Проявляются плавные линии.
Кроме того, он связал штевни с корпусом и теперь не так страшно случайно их задеть.
Я планировал уместить в одну статью всю обшивку корпуса. Но сейчас понимаю, что статья получится слишком большая и решил разбить её на две.
В следующей статье я продолжу освещать обшивку корпуса лодки. Расскажу о разметке. 📝
Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!
Спасибо за внимание, и до встречи на канале!