Запрещённое в России «Исламское государство» (ИГ) на днях опубликовало 55-минутный фильм о своей деятельности в Афганистане в период 2021-2023 годов. Его начало посвящено нападениям джихадистов на афганские власти и силовиков, которые, по мнению террористов, находились под протекторатом США. В частности, исламисты показали обстрел резиденции президента Ашрафа Гани и самоподрывы смертников на блокпосте американских военных в аэропорту Кабула, пишет телеграм-канал Directorate 4.
В фильме также рассказывается об активности «ИГ» после захвата власти на основной территории Афганистана запрещёнными в России талибами, в основном показаны теракты против иностранцев и их интересов в стране. Самоподрыв смертника у посольства России боевики устроили в отместку за российскую военную кампанию против джихадистов в Сирии. На шиитские общины, помимо идеологических разногласий, боевики нападали за их связи с Ираном и борьбу против «чёрного халифата» в Сирии. Теракт против граждан Китая исламисты совершили в качестве мести Пекину за якобы угнетение уйгуров-мусульман. Сикхские общины пострадали из-за политики Индии по отношению к мусульманам.
В конце фильма показаны кадры нападений на талибов, напоминающие о ликвидации высокопоставленных функционеров «Талибана» – Рахимуллы Хаккани, Маулави Муджиба Ар-Рахмани и других. Большая часть видеозаписей терактов была опубликована впервые.
С момента появления предыдущего фильма о т.н. «вилайете Хорасан», афганском филиале «ИГ», прошло более трёх лет. Талибы связывали это с тем, что им удалось устранить основной костяк джихадистов в Афганистане. Руководство Кабула неоднократно заявляло, что «ИГ» в стране якобы не представляет никакой угрозы. Плотная цензура и сокрытие потерь закрепляли миф талибов о безопасности в Афганистане.
Это позволяло «Исламскому Эмирату Афганистан» позиционировать себя как твёрдую власть в стране и вести переговоры с Россией, Китаем, Ираном и другими странами об инвестициях в страну. «ИГ» воспринимало контакты с иностранцами как вызов и точечно наносило удары, направленные на срыв экономического сотрудничества с Афганистаном.
Демонстрация столь тщательно документированного видеодоказательства о том, что «ИГ» в Афганистане живее всех живых, бьет по кабульскому режиму и его отношениям с внешним миром, которые тот активно пытается наладить (к примеру, с Китаем).
Чем может быть вызвана столь яркая демонстрация реальной силы террористов в Афганистане, и кто может стоять за новым всплеском информационной и иной активности?
В 2016 известный российский эксперт по региону Дмитрий Верхотуров отмечал:
«Вопрос о том, каким образом "ИГ" появилось в Афганистане, считался достаточно ясным. Это были отряды талибов, которые по разным причинам сменили белое знамя с чёрными буквами на черное знамя с белыми буквами. В числе причин смены руководства назывались конфликты полевых командиров с руководством "Талибана", спор за плантации мака, за шекан и тому подобные доходы террористических группировок. Также казалось ясным, что "Талибан" и ИГ – соперники, готовые на вооруженные стычки ради укрепления своего господства в той или иной провинции Афганистана. На это указывало то, что обе организации объявили друг другу джихад.Однако сейчас появились основания считать, что реальная картина проникновения ИГ в Афганистан несколько сложнее, чем представлялось до сих пор, и в этом процессе оказалось больше участников, чем казалось ранее».
Анализируя ряд стычек между враждующими между собой отрядами талибов, которые в случае победы сразу же вывешивали черный флаг ИГ, исследователь пришёл к выводу, что «руководство "Талибана" вовсе не так враждебно "ИГ", как это пытаются представить. Скорее всего, слухи о вражде этих организаций были не более чем дезинформацией, призванной скрыть роль "Талибана" в обеспечении проникновения отрядов "ИГ" в Афганистан».
В итоге, пишет российский аналитик, «картина получается сногсшибательной. Действия "Талибана", американцев, афганских войск (поясним, речь о периоде до взятия талибами Кабула в 2021 г.) и пакистанских властей каким-то удивительным образом сошлись в одной точке, а именно в поддержке проникновения и утверждения отряда «ИГ» в провинции Герат. Было сделано все, чтобы игиловцы победили, и за этими событиями просматривается некий общий план по нейтрализации противников появления «ИГ» в Афганистане. Все стороны сделали свою часть работы: оккупировавшие тогда Афганистан американцы не применяли авиацию, талибы разбили тех, кто не хочет появления игиловцев, а афганская армия добила оставшихся, пакистанские власти арестовали муллу Расула (единственного лидера талибов, который твердо выступал против «ИГ»), чем обезглавили сопротивление ИГ в Афганистане: «Маловероятно, чтобы всё это могло произойти случайно».
«Не остаётся ничего другого, кроме как признать, что борьба с терроризмом в Афганистане силами США, НАТО и Пакистана – не более чем грандиозная декорация, маскирующая прямое создание ветви ИГ в Афганистана для неких далеко идущих политических целей. В таком случае приходится констатировать, что решительная борьба с террористами в этой стране даже и не начиналась», – резюмирует Верхотуров.
Для каких целей три действующих в регионе силы, а именно США, Пакистан и талибы, сошлись в создании в Афганистане мощной группировки «ИГ», достаточно очевидно.
Напомним, Межведомственная разведка Пакистана (Inter-Services Intelligence, ISI) сформирована в 1948 году на основе Разведывательного управления вооруженных сил и Службы национальной разведки этой страны. Содействие формированию оказывали специалисты ЦРУ США и внешней разведки Великобритании MI6.
В период с 1979 по 1989 гг. ISI принимала самое активное участие в операции «Циклон», которую ЦРУ США проводили против ограниченного контингента Советской армии в Афганистане. За 10 лет вооружённого конфликта пакистанские разведчики организовали восемь опорных центров по подготовке моджахедов.
В дополнение к вышесказанному отметим, что боевики, подготовленные ISI, стали резервом Пакистана в сложной геополитической игре. Подконтрольные отряды исламистов позволяли противостоять расширению зоны влияния Тегерана, Индии и Китая в Афганистане.
В 2000 году MI6 установила, что ISI принимает активное участие в деятельности тренировочных лагерей запрещённой в России «Аль-Каиды».
В 2012 году из перехваченной почты американскому агентству STRATFOR стало известно, что во время операции по устранению Усамы бен Ладена были захвачены документы о неоднократных встречах между этим широко разрекламированным в своё время «террористом номер один» и эмиссарами пакистанской разведки.
В обоих случаях спецслужбы англосаксов слукавили, так как за спиной ISI изначально маячили зловещие тени ЦРУ и MI6.
Таким образом, в содействии ISI проникновению террористических группировок в «сердце Азии» нет ничего нового и необычного. За пакистанцами стоят англосаксы, которые делали и делают все возможное, чтобы держать под своим контролем Афганистан, как страну-перекрёсток, через которую проходят множество стратегических маршрутов, и не в последнюю очередь наркотранзит.
Сами талибы, включающие множество клановых, региональных. идеологических и иных фракций, ранее допустившие создание в стране группировок «ИГ», сейчас пожинают плоды своей недальновидности.
Летом прошлого года, посещая 201-ю российскую военную базу в Таджикистане, министр иностранных дел России Сергей Лавров обвинил Вашингтон в активной поддержке террористических организаций в Афганистане. По его словам, после бегства западной военной «коалиции» из Афганистана там происходят непростые события. За 20 лет «коалиция» не сделала ничего для созидательного развития страны, а лишь оставила ее в состоянии возросшей угрозы терроризма и резко возросших объемов наркотрафика, оттуда они расползаются по всему миру, констатировал глава российской дипломатии.
Лавров назвал «лживыми» недавние заявления посла США в Таджикистане Мануэля Микаллера о желании Вашингтона достичь мирного национального диалога в Афганистане: «Доподлинно известно, что США активно поддерживают членов ИГИЛ, сохраняющихся в Афганистане и «Аль-Каиду» и другие аффилированные с ними террористические структуры. Цель — простая. Также как они в других случаях действовали у нас на Кавказе в конце прошлого десятилетия, цель – не позволить Афганистану успокоиться. В интересах Соединенных Штатов, чтобы здесь постоянно проходили какие-то дестабилизирующие процессы».
В Москве уверены, что желание США вернуть свою военную инфраструктуру в соседние страны не является случайным. Американцы, отметил министр, сами умышленно «мутят воду», чтобы иметь возможность возвратиться в Афганистан и снова мешать «странам региона жить по-своему», навязывая им свои правила и постоянно при этом полностью попирая международное право.
Таким образом, недавний видеодемарш «ИГ» лишний раз свидетельствует о том, что грязные игры западных спецслужб и дружественных им структур Пакистана в Афганистане продолжаются, а их размах в последнее время расширяется.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук