Знаете, вот когда ведёшь блог, во многом посвящённый кино и мультфильмам, есть определённые вещи, к которым страшно даже приступать, потому что понимаешь - стоит только начать закапываться, и всё, это будет диссертация на три часа чтения с чуть ли не покадровым разбором, анализом реплик, анализом композиции в кадре, анализом каких-то визуальных отсылок и всего прочего. Но обычно эта глубинность всё-таки витает в воздухе и всем понятна - согласитесь, открывая пост про какое-нибудь "Начало" или "Евангелион" всегда уже знаешь, что там будет поиск каких-то глубинных смыслов. Но, "Кунг-фу панда"? Простейший, лёгкий мультфильм с очевиднейшей моралью? Что может пойти не так?
Всё ведь просто. Вот у нас есть По, панда, у него есть мечта - стать мастером кунг-фу. В один момент судьба подбрасывает ему шанс эту мечту исполнить - Угвэй выбирает его воином дракона. Но хотя По и работает над тем, чтобы достичь вершин мастерства, ему мешает неверие в себя. Только после беседы с мудрым мастером он начинает искать путь к тому, чтобы обрести эту веру. После долгих тренировок он вступает в схватку со злым врагом, побеждает его и становится той самой Кунг-фу пандой. Чудесная история, очень хорошая мораль для молодого поколения - если у тебя есть мечта, то работай над ней, не сдавайся, верь в себя, и ты всего сможешь добиться.
Но есть одно "но". Вы никогда не пробовали смотреть на эту ситуацию глазами Пятёрки (и конкретно Тигрицы)? Мечтаешь, годами упорно трудишься над выполнением мечты, а потом просто появляется кто-то, кому больше повезло, у кого от природы больше таланта, да что уж там - кого случайно выбрало начальство вместо тебя - и все твои труды перестают иметь смысл. Как вам такая мораль? Немного противоречит предыдущему абзацу, не правда ли?
Конечно, это можно списать на недоработку и "избранность" главного героя, но, вообще-то, истинный смысл мультфильма просто мастерски скрывается под этой простой и стандартной моралью. Ведь, между прочим, в мультфильме есть ещё один персонаж, который проходит ровно ту же самую арку развития героя - мастер Шифу. У него есть мечта - воспитать воина дракона. Он упорно над ней работает, но когда судьба даёт ему реальный шанс - ему мешает неверие в себя. И только после беседы с мудрым мастером он пытается обрести эту веру. После упорной работы, он сражается с главным злодеем и... вообще-то, Шифу - тоже панда, только красная, вот такая:
Ну как, не закрались сомнения в том, что в названии "Кунг-фу панда" всё не так однозначно, как это кажется на первый взгляд, и мы тут вообще-то не про одну-единственную кунг-фу панду можем говорить? Если закрались, то не зря, ведь, несмотря на то, что главным героем, конечно, всё-таки является именно По, буквально всё в этом мультфильме вертится вокруг Шифу. И речь не только о том, что он породил на свет и главного героя, и главного злодея, потому что если мы пустимся в толкования того, что происходит с Шифу... О-о-о, ребят, вы даже не представляете, насколько может быть глубока эта пандовская нора.
У поверхности лежит вот эта двойная мораль - одна простая и сказочная "для детей" с "ты можешь всё, следуй своей мечте", а другая - гораздо более мрачная и серьёзная, "для взрослых", особенно находящихся в кризисе среднего возраста - вся вот эта философия Угвэя, проявляющаяся в их разговоре, когда Угвэй советует Шифу избавиться от иллюзии контроля над окружающим миром - даже если ты стараешься, даже если ты идёшь к мечте, вокруг всегда будут более молодые, более талантливые и более успешные. Ничего с этим нельзя поделать, и единственное, что ты можешь сделать - это принять окружающий мир таким, какой он есть.
Если мы спустимся на уровень глубже, то обнаружим, что взаимоотношения Шифу с По и Тай Лунгом ну прямо очень реалистичны с точки зрения взаимоотношений родителей с детьми. Потому что с одной стороны есть Тай Лунг, которого Шифу видит как продолжение себя самого, через успехи которого реализует свои собственные амбиции, и главная задача в воспитании которого - вырастить его таким, чтобы можно было им гордиться. В практической психологии это называется "нарциссической травмой детства", когда родитель, по сути-то, заботится не о ребёнке, а о том, чтобы удовлетворить собственные эгоистичные желания - ну, вы знаете, как родители троечники-обыватели требуют от своих детей идеальной учёбы, спортивных достижений, а престижной работы и чтоб жена обязательно была дочерью банкира, иначе никак. Так и Шифу, который сам не смог достичь уровня Воина Дракона, пытается реализоваться через своего "сына" Тай Лунга - если тот станет Воином Дракона, то для Шифу это будет считаться, как будто он сам им стал. А с другой стороны есть По - ребёнок, которого Шифу просто любит таким, какой он есть, не пытаясь его переделать (говоря словами Угвэя - не пытаясь из персикового семечка вырастить яблоню).
Но и это ещё не всё. Возможно, вы об этом не задумывались, но все ученики Шифу - это прямое отражение того, что происходит в его собственной душе. Шифу рано расстался с семьёй, посвятив свою жизнь изучению кунг-фу - и все три его ученика, Тай Лунг, По и Тигрица, тоже, скажем так, имеют проблемы с родителями.
Шифу - молодой и амбициозный человек (в смысле, панда), ставящий перед собой одну-единственную цель, и вот олицетворением его эго становится Тай Лунг. Когда эта цель накрывается медным тазом, Шифу получает психологическую травму - и не работает с ней, а просто изгоняет её, пытается о ней забыть (естественно, безуспешно). И именно это мешает ему хотя бы попытаться обрести внутренний покой - он просто до ужаса боится встречи с собственными травматическими воспоминаниями. Он тратит огромное количество своих душевных сил ("тысяча охранников - один пленник") на то, чтобы сдержать этот опыт, не дать ему прорваться наружу. Тай Лунг - это тот самый травмированный внутренний ребёнок, который не только существует как отдельный персонаж, но ещё и существует в голове самого Шифу.
Когда Шифу "взрослеет", его эго становится более сложным, более комплексным - что олицетворяет Неистовая Пятёрка. Ведь хотя они все - формальные претенденты, у четверых из них существует ясное понимание того, что им ничего не светит, воином Дракона должна стать Тигрица. И остальные занимаются кунг-фу не ради достижения вот этой максимальной эгоистичной цели, а просто потому что им это нравится. Но при этом им всё равно чего-то недостаёт - живых эмоций, радости, любопытства, нестандартного мышления - ровно точно так же, как не хватает их самому мастеру Шифу, ведь это те вещи, за которые и отвечает внутренний ребёнок.
Душа Шифу требует исцеления, и в нём как раз появляется этот самый внутренний ребёнок - в виде гиперактивного, любопытного и непосредственного панды По. И да, то, что он первое время не нравится самому Шифу - это тоже так и работает, мол, как так, я серьёзный взрослый, че..., кхм, панда, и вот эти глупости мне должны нравиться? Пф, ещё чего. И только постепенно Шифу учится принимать По, одновременно с принятием своей собственной детской стороны - например, отказываясь от серьёзного, "взрослого" подхода к тренировкам и превращая их в игру. Причём Тай Лунг в это же время освобождается из своего заточения - ведь для Шифу обрести душевное равновесие невозможно без встречи со своим травмирующим прошлым. Их связь, дуальность двух детей Шифу, По и Тай Лунга, только подчёркивается отсутствием какой-либо агрессии в сторону друг друга - По для Тай Лунга не враг, а способ проявить себя, а Тай Лунг для По - скорее, заблудившийся товарищ, ведь По совершенно спокойно раскрывает Тай Лунгу секрет свитка Дракона: "Расслабься, я сначала тоже не въехал. Никакого секретного ингредиента нет, дело в тебе". В отличие от самого Тай Лунга и от Тигрицы (помните же: "Ты, большая и жирная панда, которая ничего не воспринимает всерьёз"), которые друг к другу (то есть, к разным частям личности Шифу, если уж мы об этом) относятся то с высокомерием, то с презрением, то с ненавистью, По с уважением относится к остальным "проявлениям себя". И параллельно с этим Шифу тоже начинает с уважением относиться к самому себе, со всеми своими травмами, со всеми своими ошибками, со всеми своими достоинствами и недостатками. Только после этого все участники этой истории (то есть - все субличности Шифу) наконец-то обретают внутренний покой. И могут насладиться пельмешками.