Хотя браки в Древнем Египте заключались ради общественной стабильности и личного развития, есть свидетельства того, что романтическая любовь была так же важна для людей, как и для современных людей. Романтическая любовь была популярной темой поэзии, особенно в Новом царстве (1570–1069 гг. До н.э.), когда появляются произведения, восхваляющие достоинства возлюбленного или жены.
Папирус Честера Битти I, датируемый ок. 1200 г. до н.э. входит в их число. В этом фрагменте говорящий говорит о своей «сестре», но это не была его настоящая кровная родственница. Женщин обычно называли сестрой, пожилых женщин - матерью, мужчин того же возраста - братьями, а пожилых мужчин - отцами. Оратор в отрывке из Папируса Честера Битти не только восхваляет свою возлюбленную, но и представляет египетский идеал женской красоты того времени:
Моя сестра уникальна: никто не может соперничать с ней, потому что она самая красивая женщина на свете. Смотри, она как Сириус, знаменующий начало хорошего года. Она излучает совершенство и светится здоровьем. Взгляд ее глаз прекрасен. Ее губы говорят сладко, и ни одного лишнего слова. У нее длинная шея, молочная грудь, волосы цвета чистого лазурита. Золото ничто по сравнению с ее руками, а ее пальцы подобны цветам лотоса. Ее ягодицы полные, но талия узкая. Что касается бедер – они только добавляют ей красоты. (Льюис, 203)
Женщинам в Древнем Египте был предоставлен почти равный статус с мужчинами в соответствии с древней сказкой о том, что после зарождения творения, когда Осирис и Исида правили миром, Исида сделала полы равными в силе. Тем не менее, мужчины считались доминирующим полом, и преимущественно мужчины-писцы писали литературу, которая влияла на отношение к женщинам.
Приглашаю подписаться на телеграм канал Истории
Читайте также
Любовь, секс и брак в Древнем Риме
Любовь, секс и брак в Древней Греции
Проституция и секс в Древних Афинах
В приведенном выше отрывке женщина имеет «молочную грудь» (также переводится как «белая грудь») не потому, что она была европеоидной, а потому, что ее кожа была светлее, чем у человека, которому приходилось работать в поле весь день. Женщины традиционно отвечали за дом, а женщины из высшего сословия особенно старались держаться подальше от солнца, потому что более темная кожа означала члена крестьянства низшего сословия, который работал на открытом воздухе. Эти члены общества из низшего класса испытывали те же чувства преданности и любви, что и представители более высоких социальных слоев, и многие древние египтяне переживали любовь, секс и брак так же, как современный человек.
Любовь в Древнем Египте
Самый известный царь Египта в наши дни наиболее известен не своими достижениями, а своей неповрежденной гробницей, обнаруженной в 1922 году нашей эры. Фараон Тутанхамон (1336–1327 гг. до н. э.), хотя и был молодым человеком, когда взошел на престол, сделал все возможное, чтобы восстановить египетскую стабильность и религиозные обычаи после правления своего отца Эхнатона (1353–1336 гг. до н. э.). Он сделал это в компании своей молодой жены и сводной сестры Анксенамон (ок. 1350 г. до н.э.), и изображения их двоих вместе являются одними из самых интересных изображений романтической любви в Древнем Египте.
Анксенамун всегда изображается со своим мужем, но в этом нет ничего необычного, поскольку такие изображения распространены. Что делает этих особенных особенными такими интересными, так это то, как художник подчеркивает их преданность друг другу близостью, жестами рук и мимикой. Египтолог Захи Хавасс отмечает:
Судя по их изображению в искусстве, которое наполняет гробницу золотого короля, это определенно было так [они любили друг друга]. Мы можем почувствовать любовь между ними, когда видим королеву, стоящую перед своим мужем, дарящую ему цветы и сопровождающую его на охоте. (51)
Тутанхамон умер примерно в 18 лет, а Анхсенамон вскоре после этого исчез из исторических источников. Несмотря на то, что изображения этих двоих были бы идеализированы, как и большая часть египетского искусства, они по-прежнему передают глубокий уровень преданности, который можно также найти, в разной степени, в других картинах и надписях на протяжении всей истории Египта.
В надписи на гробу XXI династии муж говорит о своей жене: «Горе, тебя забрали у меня, той, у которой красивое лицо; не было такой, как она, и я не нашел в тебе ничего плохого». Муж в этой надписи подписывает себя «брат твой и супруга», а во многих других подобных надписях мужчина и женщина рассматриваются как равные партнеры и друзья в отношениях. Хотя мужчина был главой семьи и ожидалось, что ему будут подчиняться, женщин уважали как соработниц своих мужей, а не как подчиненных им. Египтолог Эрика Фейхт пишет:
В украшениях могилы мужа жена изображена равной, участвующей как в жизни мужа на земле, так и в будущей жизни. Ей не только не приходилось скрывать свое тело ни в один период египетской истории, но его очарование даже подчеркивалось настенными росписями и рельефами. (Нардо, 29 лет)
Сексуальность в Древнем Египте считалась всего лишь еще одним аспектом жизни на земле. Не существовало никаких табу в отношении секса и никакой стигмы, связанной с каким-либо его аспектом, за исключением неверности и, среди низших классов, инцеста. В обоих этих случаях клеймо было гораздо более серьезным для женщины, чем для мужчины, потому что родословная передавалась через женщину. Историк Джон Э. Льюис отмечает:
Хотя древние египтяне спокойно относились к сексу между одинокими взрослыми по обоюдному согласию (не было особой стигмы в отношении внебрачных детей), когда женщина выходила замуж, от нее ожидалось, что она будет верна своему мужу. Таким образом, он мог быть уверен, что дети от их союза — его наследники и наследники его имущества — принадлежали ему. Официальной санкции против женщины, вступившей во внебрачные связи, не было. Частными наказаниями были развод, избиения, а иногда и смерть. (204)
Хотя это правда, есть записи о том, что правительственные чиновники вмешивались в дела и приказывали казнить женщину за супружескую измену, когда муж довел дело до сведения властей. В одном случае женщину привязали к столбу возле ее дома, который ее сочли осквернителем, и сожгли заживо.
Древние египтяне и секс
Истории и предостережения о неверных женщинах часто встречаются в древнеегипетской литературе. Одной из самых популярных является «Сказка о двух братьях» (также известная как «Судьба неверной жены»), в которой рассказывается история Анпу, Баты и жены Анпу. Анпу, старший брат, живет со своей женой и младшим братом Батой, и однажды, когда Бата приходит с поля, чтобы посеять еще семян, жена его брата пытается соблазнить его. Бата отказывается от нее, говоря, что никому не расскажет о том, что произошло, и возвращается в поля к своему брату. Когда Анпу позже приходит домой, он находит свою жену «лежащей там, и казалось, что она подверглась насилию со стороны злодея». Она утверждает, что Бата пытался ее изнасиловать, и это настраивает Анпу против его брата. История, с. 1200 г. до н.э., возможно, послужил источником вдохновения для более позднего библейского рассказа из Бытия 39:7 об Иосифе и жене Потифара.
История неверной женщины стала настолько популярной темой из-за потенциальных проблем, которые могла вызвать неверность. В истории Анпу и Баты их отношения разрушаются, а жену убивают, но перед смертью она продолжает создавать проблемы в жизни братьев, а затем и в обществе в целом. Внимание египтян к социальной стабильности и гармонии сделало бы эту тему особенно интересной для аудитории.
Одной из самых популярных историй о богах была история Осириса и Исиды, а также убийство Осириса его братом Сетом. В наиболее широко копируемой версии этой истории Сет решает убить Осириса после того, как Нефтида (жена Сета) маскируется под Исиду, чтобы соблазнить Осириса. Хаос, который последовал за убийством Осириса в контексте неверности, произвел бы сильное впечатление на древнюю аудиторию. В этой истории Осирис показан невиновным, поскольку он думал, что спит со своей женой. Как и в других сказках, вина возлагается на «другую женщину» или «чужую женщину», Нефтиду.
Помимо этих историй, поощряющих верность, о сексе в Древнем Египте написано немного. Информации о сексуальных позициях и практиках очень мало, что обычно интерпретируется учеными как означающее, что египтяне не придавали этой теме особого значения. Не существует никаких запретов на гомосексуальность, и считается, что долгожитель Пепи II (ок. 2278–2184 гг. до н.э.) был гомосексуалистом. Незамужние женщины могли свободно заниматься сексом с кем угодно, а Медицинский папирус Эберса, написанный ок. 1542 г. до н.э., приведены рецепты противозачаточных средств. Один из таких гласит:
Рецепт, позволяющий женщине прекратить беременность на один, два или три года. Мелко измельчите финики акации с небольшим количеством меда. Смочите полученной смесью семенную шерстку и введите во влагалище. (Льюис, 112)
Аборты также были доступны, и к ним относилось не больше стигмы, чем к добрачному сексу. Фактически, в древнем Египте нет слова «девственница»; предполагая, что степень сексуального опыта - или его отсутствие - не считалась важным вопросом. Проституция также не считалась проблемой, и, как отмечает египтолог Стивен Снейп, «доказательства существования проституции в Древнем Египте довольно скудны, особенно до позднего периода» (116). В Египте не обнаружено публичных домов, а проституция не упоминается ни в каких письменных работах или юридических решениях.
Знаменитый Туринский папирус 55001, описывающий различные эротические встречи, по-прежнему ускользает от четкого толкования того, описывает ли он сексуальные связи между проституткой и клиентом или является фарсом. Гораздо более серьезным, чем проститутка или женщина, лишенная или превосходящая сексуальное мастерство, была та, которая могла соблазнить мужчину отдалить его жену и семью. Совет книжника Ани предупреждает:
Остерегайтесь чужой женщины, которую не знают в ее городе. Не смотрите на нее, когда она проходит мимо, и не вступайте с ней в половой акт. Женщина, находящаяся вдали от мужа, — это глубокая вода, течение которой неизвестно. (Льюис, 184)
Поскольку египтяне ценили социальную гармонию, вполне логично, что они уделяли особое внимание историям, способствующим домашнему спокойствию. Интересно, что подобных историй, в которых виноваты мужчины, не существует. Моногамия подчеркивалась как ценность даже в историях о богах, а боги-мужчины обычно имели только одну жену или супругу, но королю разрешалось иметь столько жен, сколько он мог прокормить, как и любой состоятельный человек королевской семьи, и это наиболее важно. вероятно, повлияло на то, как воспринималась мужская неверность. И все же идеалом древнеегипетских отношений была пара, которая хранила верность друг другу и рожала детей.
Брак в Древнем Египте
В Древнем Египте не было церемонии бракосочетания. Женщина выходила замуж за мужчину, как только вошла в его дом с оговоренным товаром. Браки обычно заключались родителями с согласованным выкупом за невесту и взаимными подарками от семьи жениха невесте. Брачные соглашения были обычным явлением, и все материальные блага, которые невеста приносила на свадьбу, оставались за ней, и она могла распоряжаться ими по своему усмотрению. Целью брака было рождение детей, но пары должны были любить и уважать друг друга. Египтолог Барбара Уоттерсон комментирует это:
Женитьба, судя по всему, была синонимом устройства дома. Ожидалось, что мужчина будет любить свою жену, о чем ясно свидетельствует следующее наставление мудреца Птах-хотепа: «Люби свою жену, корми ее, одевай ее и делай ее счастливой... но не позволяй ей обрести верх!" Другой мудрец, Ани, предложила рецепт счастливой жизни: «Не командуйте своей женой в ее собственном доме, если знаете, что она эффективна. Не повторяйте ей: «Где это? Принеси это мне!» особенно когда знаешь, что оно на том месте, где должно быть!» (15)
Жених и отец невесты составляли брачный договор, который подписывался в присутствии свидетелей, после чего пара считалась состоящей в браке. Дети от брака принадлежали матери и в случае развода уходили бы вместе с ней. Несмотря на то, что предупреждений о неверности женщины было много, женщинам предоставлялась огромная свобода в браке. Историк Дон Нардо пишет:
В большинстве древних обществ женщины в глазах большинства мужчин были не более чем собственностью, и акцент в этих обществах почти всегда делался на том, как женщины могут или должны делать мужчин счастливыми. Конечно, как и в других древних странах, в Египте в основном доминировали мужчины, и по большей части женщины должны были выполнять приказы своих мужей. Тем не менее, многие египетские пары, похоже, наслаждались позитивными, любящими отношениями. (23)
Картины на гробницах, а также другие произведения искусства и надписи изображают мужей и жен, которые едят, танцуют и работают вместе. В королевских семьях брат мог жениться на сестре или сводной сестре, но среди остального населения это не поощрялось. Для большинства людей брак был устроен ради максимальной выгоды для обеих сторон, и они надеялись, что, живя вместе, они полюбят друг друга, если еще этого не сделали. Нардо пишет:
Даже если он не был глубоко влюблен в свою жену, мужчина мог найти долю счастья в осознании того, что она довольна, охотно поддерживает порядок в доме и учит детей хорошим манерам. Он также мог гордиться тем, что много работал, чтобы обеспечить еду на столе и крышу над их головами. (23-24)
Стабильная нуклеарная семья считалась основой стабильного общества. Хотя члены королевской семьи могли свободно вступать в брак с кем угодно (по примеру брака сестры и брата таких божеств, как Исида и Осирис или Нут и Геб), простым людям разрешалось вступать в брак за пределами своей родословной, за исключением двоюродных братьев и сестер. Девочек выдавали замуж в 12 лет, а мальчиков — в 15, хотя средний возраст девочек составлял 14 лет, а мальчиков — 18–20 лет.
Мальчик в это время уже должен был изучить ремесло своего отца и практиковаться в нем, в то время как девочка, если она не принадлежала к королевскому роду, должна была быть обучена ведению домашнего хозяйства и уходу за молодыми, пожилыми членами семьи и домашние питомцы. Историк Чарльз Фриман отмечает: «Семья была живой ячейкой египетского общества. Настенные росписи и скульптуры изображают довольных пар, обнявших друг друга, и это был идеал заботы о молодых и старых» (Нардо, 25 лет). Однако эти браки не всегда складывались, и в таких случаях разрешался развод.
Египетский развод
Конец брака был таким же простым, как и начало. Один или оба супруга просили о разводе, материальное имущество делилось согласно брачному договору, подписывался новый договор и брак прекращался. Историк Маргарет Бансон отмечает, что «такое расторжение брака требовало определенной непредвзятости в отношении прав собственности и экономического выживания бывшей жены» (156).
Под этим она подразумевает, что даже то имущество, которое муж, возможно, считал своим, должно было быть разделено с женой согласно первоначальному соглашению. Все, с чем она вступила в брак, ей было разрешено взять с собой после его расторжения. Лишь обвинение в неверности, вполне доказанное, лишило женщину прав при разводе.
В период Нового царства и позднего периода эти соглашения стали более сложными, поскольку бракоразводный процесс, по-видимому, стал более систематизированным, и в этом процессе более активно участвовал центральный орган власти. Бансон отмечает, что «многие документы более поздних периодов представляют собой настоящие брачные контракты. В случае развода приданое, предоставленное женихом во время бракосочетания, возвращалось жене для ее содержания или ей выплачивалась разовая выплата» (156). Выплата алиментов также была вариантом, при котором муж отправлял бывшей жене ежемесячную стипендию до тех пор, пока она не выйдет замуж повторно, даже если у нее не было детей.
Вечный брак
Однако ожидалось, что брак продлится всю жизнь и даже продолжится в загробной жизни. Большинство мужчин доживали только до тридцати лет, а женщины часто умирали во время родов в возрасте шестнадцати лет, а в остальном жили немного дольше, чем мужчины. Если бы у человека были хорошие отношения с супругом, то надежда увидеть его снова несколько смягчила бы потерю смерти. Картины и надписи на гробницах изображают пару, наслаждающуюся обществом друг друга на Тростниковом поле и делающую то же самое, что и на земле.
Египетская вера в вечность была важной основой брака, поскольку каждый старался сделать свою жизнь на земле и жизнь других как можно более приятной, чтобы можно было наслаждаться ею вечно. Для египтян не существовало потустороннего «рая», но было прямым продолжением прожитой жизни. Бансон пишет:
Вечность была бесконечным периодом существования, которого не следовало бояться ни одному египтянину. Одно из древних названий этого предмета было нухе, но его также называли шену, что означало «круглый», следовательно, «вечный» или «бесконечный», и он стал формой королевских картушей. (86)
После смерти человек предстоял суду перед Осирисом и, если был оправдан, переходил на Тростниковое поле. Там можно было найти все, что осталось на земле: свой дом, любимое дерево, самую любимую собаку или кошку, а также тех людей, которые уже ушли из жизни, включая супруга. Однако если человек в жизни плохо относился к своей жене или мужу, эта встреча может никогда не состояться и, что еще хуже, можно найти свое самострадание в этой жизни и в следующей. Существует множество примеров надписей и заклинаний, призванных отразить неудачу или обстоятельства, которые, как считалось, были вызваны супругом в загробной жизни, который либо преследовал человека, либо требовал мести с другой стороны через злых духов.
Иногда человек, страдающий таким недугом, обращался к священнику, чтобы заступиться за усопшего и снять проклятие. В таких случаях мужчина или женщина шли к священнику и писали заклинание, объясняющее их точку зрения и умоляющее дух супруга прекратить то, что они делают. С другой стороны, если бы человек действительно был виновен в каком-то проступке, ему пришлось бы признаться в нем и каким-то образом искупить его. Священники предписывали любое необходимое искупление, и как только оно совершалось, проклятие снималось. Керамические осколки глиняной посуды, разбитые на разных церемониальных местах, свидетельствуют о благодарности богу или богине за их заступничество в таких вопросах или о мольбах с просьбой о помощи в прекращении вендетты супруга.
Другой способ разрешения таких конфликтов — стереть всю память о существовании человека. Это было сделано путем уничтожения всех их изображений. Известным примером этого является гробница мастаба чиновника VI династии Кайеманха, у которого были стерты со стен все свидетельства о его жене Тьесет. Дух человека продолжал жить только в том случае, если о нем помнили те, кто был на земле, и великие памятники, обелиски и храмы, такие как Карнак в Фивах, были попыткой обеспечить постоянную память. Как только имя и образ человека были потеряны, его душа уменьшилась, и он, возможно, не смог продолжить свое существование на Тростниковом поле. Они определенно больше не смогут создавать никаких проблем на земле, потому что духу нужно будет увидеть свой образ или свое имя, чтобы вернуться.
Была надежда, что таких проблем можно избежать, проживая свою жизнь в осознании вечной гармонии и проявляя доброту в повседневной жизни. Ученый Джеймс Ф. Романо пишет: «Египтяне любили жизнь и надеялись увековечить ее самые приятные аспекты в будущей жизни» (Нардо, 20). Некоторыми из этих наиболее приятных аспектов были любовь, секс и брак, которыми можно было бы наслаждаться вечно, пока ты извлекал бы из них максимум пользы, находясь на земле.
Читайте также
Любовь, секс и брак в Древнем Риме
Любовь, секс и брак в Древней Греции
Проституция и секс в Древних Афинах
Приглашаю подписаться на телеграм канал Истории