Всё начинается со сцены, способной вогнать в краску любого поборника приличий: старшеклассницы устроили в Центральном парке Нью-Йорка забавы в очень причудливом формате общения. Хотя это - лишь провокация, призванная удержать внимание зрителя. И надо заметить, провокация успешная, равно как провокационным можно было бы назвать проект в целом.
Мы решили изучить проблему фильмов-синонимов. Были уже материалы о «Седьмом этаже»: и иберийском нуаре, и австралийском триллере. На повестке «Чёрное и белое». Задача усложняется тем, что одноименные ленты вышли в один и тот же год. Мы говорим о проекте Джеймса Тобека.
А ещё можно ориентироваться на актерский состав. Это что? Клаудия Шиффер? Она самая!!! И ещё есть самый настоящий Майк Тайсон, равно как «просто актеры», кои по нынешним временам считаются звездами: Элайджа Вуд, Джаред Лето, Роберт Дауни-младший, Бен Стиллер, Брук Шилдс и т.д.
Режиссер Джеймс Тобак решил сделать главным действующим лицом не весь Нью-Йорк, но наиболее респектабельную его часть, а именно, Манхеттен. Где обитают и детишки состоятельных белых родителей, и живущие в шикарных особняках «чёрные парни», которые продолжают «втирать», что они «угнетенные».
На выходе получился психотерапевтический нуар. В части нуара не слишком удивительно, если учесть, что в послужном списке Тобека есть «Багси», «Игрок» и т.д. Пояснения требует предикат «психотерапевтический». В данном случае была предпринята попытка разобраться с нарождающимся мультикультурализмом.
В итоге кинокартина напоминает вопрос: «Хочешь поговорить об этом?» Белые, что стремятся подражать чёрным; чёрные, что неудачно вмешивают в белые дела. Не раз и не два звучит мысль, что по раздельности у этих персонажей проблем было бы куда меньше. Впрочем, заявляется об этом очень аккуратно.
Есть даже забавные эпизоды, например бесплодные старания «радужного» персонажа Дауни-младшего делать сомнительные намеки. В частности, одна из попыток была предпринята в адрес Майка Тайсона в исполнении Майка Тайсона. А вышедшего на свободу боксера пугает не странный белый, а то, что он может вновь оказаться за решеткой, если «отобьет ему голову».
При этом состоятельные детишки тщатся играть в гангстеров, что в итоге приведет к реальному убийству. Вам едва ли не открытым текстом заявят, что пытающиеся подражать «чёрным бандитам» в итоге воспринимаются как «шныри».
Нельзя сказать, что это сугубо проблема США. Например, у нас «носители периферийного менталитета» (не знаем, как сказать ещё более аккуратнее) любое вежливое отношение воспринимают как «слабость». Хотя в США уже в 1999 году чувствовались предпосылки «мыть ботинки» новым хозяевам.
Но какой нуар без фам фатль?!!! Эта функция досталась героине гражданки Шиффер, которая вроде бы рассуждает о культурной антропологии, но в итоге стоит за кулисами почти всех неприятностей, случающихся с рядовыми обитателям фешенебельных кварталов. Эдакая жрица Великой Белой Матери, на что есть прямые текстовые отсылки.
В итоге все без исключения обитающие в «чужом мире» действующие лица, понимают, что «надо жить не по лжи», так как чувствуют себя «попользованной вещью». Впрочем, кажется, что подобные выводы так и остались только на экране.