Найти тему
История моды с Марьяной С.

Дама в меховой накидке

Ах, как она хороша, эта дама! Этот чудесный портрет ранее приписывался великому Эль Греко, но не так давно исследования показали, что картина принадлежит кисти другого автора, и скорее всего это Алонсо Санчес Коэльо, один из лучших портретистов своей эпохи. И надо отметить, это одна из самых "живых" его работ.

"Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 (с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго
"Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 (с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго

Кто эта дама, мы не знаем тоже, хотя среди версий называлось даже имя инфанты Каталины Микаэлы, дочери короля Филиппа II. Одно мы можем сказать точно – это дама из высших слоёв общества, о чём говорит её наряд.

И именно этот портрет особо ценен для истории костюма тем, что героиня изображена в верхней одежде! Как правило, и женщин и мужчин изображали в паражных нарядах, но вот если мужская верхняя одежда на портретах встречается регулярно, то женская – крайне редко. Ведь женщины вели куда более замкнутый образ жизни, чем мужчины. Уж тем более испанки той эпохи.

Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 9с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго. Деталь.
Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 9с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго. Деталь.

А здесь платья фактически не видно – разве что роскошный манжет из желтоватого кружева, а остальное скрывается роскошная меховая накидка. Возможно, это т.н. "bohemio" – этот вид испанской женской верхней одежды регулярно встречается о описаниях гардеробов. Как правило, они были из дорогих тканей, с отделкой, с меховым воротником, и мехом отделывались и прорези для рук.

Интересно, что хотя длинные рукава украшены манжетами, при этом горло не закрыто плоёным воротником к ним в комплект - сквозь прозрачную ткань виднеется декольте и ожерелье... Нет, это не придворный наряд, это наряд женщины очаровательной и соблазнительной, несмотря на всю "закутанность"!

Причёска очень характерна для Испании конца 1570-х и начала 1580-х – она тогда как раз начала как будто вытягиваться вверх – волосы поднимались высоко надо лбом, укладывались в мелкие локоны, а верхушка покрывалась головным убором или драгоценностями (мы видим что-то красное - уж не украшение ли для волос с рубинами или шпинелью?). С

Сверху накинуто тончайшее покрывало, настолько прозрачное, что из-под него просвечивает кожа и украшения. Это мантилья – не привычная нам сегодня, а мантилья той эпохи. Считается, что её начали носить женщины из народа после окончания Реконкисты именно как простое покрывало. Только в начале следующего века начнётся превращение мантильи в декоративную деталь: и обычные ткани постепенно заменяется кружевами. Но и эта мантилья очень хороша.

И знаете.. Мне кажется, дама очень аккуратно и красиво накрашена. Немного белил и румян, а, может, и брови подвела...

Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 9с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго. Деталь.
Дама в меховой накидке", Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1579 9с) из коллекции Поллок-хауса, Глазго. Деталь.

Хороша, ах, хороша эта испанка!..

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)