Продолжаю не самую приятную, но действительно интересную тему кораблей, чья судьба резко изменилась в результате распада СССР. В комментариях к первой части нередко можно было прочитать, что тот или иной корабль был изначально неудачным, поэтому по-другому произойти и не могло. Размышления о том, какие боевые единицы нужны флоту в то или иное время, а какие вполне заслуживали разделки на металл, я лучше оставлю компетентным экспертам в комментариях. Ну а дальше только факты об известных и не очень кораблях.
Кстати, если что, первая часть тут.
Корабль комплексного снабжения «Березина»
ККС «Березина» был единственным представителем проекта 1833. С полным водоизмещением в 24 с лишним тысячи тонн и длиной в 209 метров он являлся самым большим кораблем Краснознаменного Черноморского флота. Да, даже больше противолодочных кораблей (вертолетоносцев) «Москва» и «Ленинград».
«Березина» могла обеспечивать комплексное снабжение до трех кораблей одновременно, передавая кильватерным или траверзным способами все виды припасов: от топлива до ракет. При этом прием, хранение и передача грузов были автоматизированы благодаря специальной системе на базе ЭВМ «Минск-32».
Перемещения грузов на другие корабли осуществлялись не только с помощью стационарных устройств, но и вертолетами: на «Березине» имелся ангар и посадочная площадка под два Ка-25.
Корабль вошел в состав КЧФ в 1977 году и с 1978 по 1991 совершил девять боевых служб в составе 5-й оперативной эскадры кораблей ВМФ СССР (5 ОПЭСК), которая противостояла в Средиземном море 6-му флоту ВМС США. «Березина» не только обеспечивала действия эскадры на месте, но и помогала при переходах кораблей Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов, назначенных для действий в составе соединения.
Отмечу, что второго корабля с такими же возможностями на флоте не было. И тем не менее «Березина» не была лишена и недостатков. Чаще всего выделяют относительно низкую скорость полного хода (22 узла), из-за которой приходилось замедляться всему соединению.
После распада СССР 5-ю оперативную эскадру расформировали. «Березину» планировали передать на Северный флот, но из-за нехватки средств этому свершиться было не суждено. В последний раз уникальный корабль снабжения вышел в море в 1995 году для опробования силовой установки, в дальнейшем его разоружили, переквалифицировали в транспорт вооружений, а экипаж заменили на гражданский сокращенного состава. В последующие годы самый большой корабль ЧФ использовался как плавучий склад, а в 2002-м был продан в Турцию на металлолом.
Тяжелые атомные ракетные крейсеры «Киров» и «Фрунзе» проекта 1144 «Орлан»
Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан» вобрали все самое передовое, что было доступно советскому флоту. Над проектом начали работать еще в 1960-е, в ходе проектирования постоянно добавлялись новые требования. В итоге противолодочный корабль с большой автономностью, который должен был охотиться на американские подводные лодки с ядерными ракетами в удаленных районах Мирового океана, трансформировался в тяжелый атомный ракетный крейсер с эшелонированной ПВО с «главным калибром» в виде комплекса С-300Ф и сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 «Гранит». Последние предназначались для авианосцев и других кораблей в составе авианосных ударных групп, которые вряд ли бы позволили советским морякам спокойно расправляться со своими подлодками.
Всего по проекту 1144 «Орлан» с 1973 по 1998 год были построены четыре корабля. Самый известным из них, пожалуй, является «Пётр Великий», введенный в эксплуатацию в 1998 году. При этом в последние 20 с лишним лет он был единственным, кто нес службу, а не стоял в ремонте или в ожидании утилизации. В прошлом году появлялась информация, что и его спишут, но позже сведения опровергли — крейсер встанет на ремонт. Кроме того, уже скоро должен вернуться в строй после капитального ремонта и модернизации «Адмирал Нахимов» (изначально – «Калинин»).
Двум другим кораблям проекта повезло меньше. И сейчас я о них расскажу.
Первым 30 декабря 1980 года вступил в строй крейсер «Киров» — он был единственным, построенным по исходному проекту 1144. Все остальные его собратья создавались по проекту 1144.2, хотя и между собой у них имелись отличия.
Крейсер прослужил 10 лет — до 1990 года. Все эти годы он активно участвовал в различных учениях, провел две боевых службы в Средиземном море в составе 5 ОПЭСК, участвовал в спасательных операциях во время аварий на подводных лодках К-219 и К-278 «Комсомолец». В общем, у стенки корабль особо не стоял.
В 1990-м после неисправности в носовом реакторе (которую быстро устранили), крейсер вывели в резерв и с 1991 года в море он больше не выходил из-за нехватки средств. Зато в 1992 году корабль переименовали в честь великого русского флотоводца Федора Ушакова.
Деньги появились спустя 10 лет и в 2000-2001 годах крейсер поставили на средний ремонт и модернизацию. На работы потратили 25 млн рублей (для тех лет сумма была более внушительной, чем сейчас), но уже в 2002 году работы прекратили и корабль вывели из состава флота. В начале 2010-х появлялась информация о возможной модернизации и возвращении в строй, но в итоге было принято решение об утилизации. На ней особенно настаивали специалисты судоремонтного завода «Звёздочка» — они указывали на опасность, исходящую от реактора, из которого не выгружено отработанное ядерное топливо.
Крейсер «Адмирал флота Лобов»
Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» создавались примерно с теми же целями, что и «Орланы», про которые говорилось выше, но были меньше, дешевле и проще в строительстве. Тем не менее на борту каждого крейсера размещался комплекс ПВО С-300Ф, 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Вулкан» и другие комплексы, способные эффективно поражать воздушные, надводные и подводные цели.
Всего планировалась постройка шести кораблей, но до распада СССР успели построить и передать флоту только три (современные названия — «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг»). Четвертый в серии крейсер, заложенный как «Комсомолец», а потом переименованный в честь адмирала Семена Михайловича Лобова, спустили на воду для достройки в 1990 году. На конец 1991 года корабль еще не был достроен и находился у стенки Завода имени 61 коммунара в Николаеве.
В 1993 году корабль официально отошел Украине, на тот момент его готовность составляла порядка 75%. Говорят, что российские власти вроде бы хотели забрать его, но Украина требовала взамен несколько уже действующих кораблей Черноморского флота, который как раз делили. В общем, не договорились.
В том же году крейсеру присвоили новое название — «Украина». Под него даже сформировали новый экипаж, но денег на достройку не было.
В 1998-м, после визита президента Леонида Кучмы, было решено достроить корабль, вновь сформировали экипаж. К 2002 году крейсер достроили уже на 95%, но финансирование прекратилось и начались попытки избавиться от корабля, например, его хотели отдать России в качестве оплаты долга за газ. Далее происходила настоящая «Санта-Барбара»: раз в пару лет появлялись диаметрально противоположные новости о судьбе крейсера: то Россия его хочет выкупить, то не хочет, то он нужен Украине, то не нужен. Грозились и вовсе продать в третью страну, но очередь из покупателей не выстроилась.
И вот в сентябре 2013 года показалось, что бывший «Адмирал флота Лобов» наконец-то выйдет в море: Россия договорилась за миллиард рублей забрать корабль, достроить его на месте силами николаевского завода и потом самостоятельно довооружить. Однако тут снова вмешались исторические события, теперь уже 2014 года, после которых речи о покупке крейсера у Украины быть уже не могло.
История последнего из «Атлантов» еще не закончена, он до сих пор стоит у стенки судостроительного завода в Николаеве. Но, скорее всего, этот корабль, если и выйдет в море, то только на буксире в сторону места разделки на металл.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Первую часть рассказа о кораблях, на судьбу которых сильно повлиял распад СССР, читайте тут.
Другие мои статьи вы легко можете найти в подборках, ссылки ниже.