Найти тему

Полное погружение: что такое иммерсивный театр?

Спектакль в иммерсивном театре
Спектакль в иммерсивном театре

Иммерсивный театр — один из самых молодых видов театрального искусства, особенность этого жанра состоит в том, что гости спектакля сами могут стать участниками постановки: проявить инициативу или напрямую взаимодействовать с актëрами не только при помощи слов, но и действий. Иммерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений.

В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение» или «вовлечение». Именно непосредственное участие в спектакле позволяет зрителям погрузиться в сюжет, прочувствовать образы главных героев, а порой даже изменить их судьбу. Сценой для иммерсивного театра может служить всё, что угодно, начиная зрительным залом и заканчивая множеством локаций на улице, где гость сам выбирает, за какой сюжетной линией ему следить.

Спектакль в иммерсивном театре
Спектакль в иммерсивном театре

Своë начало иммерсивные спектакли берут ещё в далёком 1969 году. Именно тогда итальянский режиссёр Лука Ронкони создал в церкви постановку «Неистовый Роланд». По углам находились движущиеся площадки, поэтому посетители могли ходить между ними и выбирать разные варианты развития событий в представлении.

Полноценно как жанр иммерсивный театр сформировался только в начале нашего века в Америке. Первый такой спектакль представили в 2000 году участники театральной компании «Punchdrunk» из Великобритании. В основе сюжета лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спустя девять лет о «Punchdrunk» узнал весь мир: они показали иммерсивное представление «Sleep no more» по мотивам шекспировской пьесы «Макбет». Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стилистике фильмов американского режиссера Альфреда Хичкока.

Афиша к спектаклю «Sleep no more»
Афиша к спектаклю «Sleep no more»

В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» 2014 года в Центре им. Мейерхольда. За основу сюжета режиссер Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Этот спектакль также можно назвать нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра. Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа А.С. Пушкина «Дубровский». В ней участвовали артисты «Мастерской Брусникина» и «Гоголь-центра». Каждому зрителю при входе выдавали маски, а также разрешали выпить алкоголь и потанцевать.

Иммерсивный театр активно развивается и по сей день, каждый раз принося в жанр новые фишки и идеи. Подобные спектакли завораживают зрителей, ведь именно в этом жанре чувствуется что-то особенное, свободное и выходящее за рамки привычных вещей.

Афиша к спектаклю «Чëрный русский»
Афиша к спектаклю «Чëрный русский»

Авторы статьи: Галиева Диана, Юй Чжицян, Чжэн Сяохун, Ян Исюань