В 1977-м году музыканты британской рок-группы Slade записали и выпустили первый в истории музыки гранж-альбом «Whatever Happened to Slade?». И уже через два года фэны группы официально признали этот диск самым лучшим произведением «Слэйдов» на тот момент. Ну, а если уж фанаты это произведение назвали лучшим, то мнение других аналитиков рассматривать не стоит.
Рок-группа Slade – это феномен, отпечатанный в веках. Так сказал как-то один мой знакомый, когда в начале 90-х продавал мне свою коллекцию виниловых пластинок этой группы, чтобы не помереть с голоду, вернее – от жажды, потому что водку сильно любил. Правда, он много денег за эту коллекцию не получил, хотя я заплатил ему заметно больше, чем если бы он распихивал эти диски среди других коллекционеров в розницу.
С тех пор эта коллекция покоится на моей полке, и я, когда просматриваю эти диски Slade, неизменно вспоминаю это крылатое «Slade – это феномен, отпечатанный в веках». Треть века прошла, а пластинки до сих пор в отличном состоянии. И самое интересное для меня произведение из всей этой коллекции – альбом «Whatever Happened to Slade?», записанный и вышедший в 1977-м, в самый разгар провала группы на коммерческом фронте.
Когда я впервые услышал альбом Slade «Whatever Happened to Slade?», то подумал, что группе конец. После такого блестящего релиза, как «Nobody's Fools» 1976 года, этот альбом мне показался просто ужасным. Да, у «Слэйдов» были ужасные песни, не по качеству, конечно, а по настроению, но их были одна-две на альбом, и общей картины они не портили. А тут весь альбом был таким ужасным, словно музыканты записывали всю музыку к нему, сидя на дне Преисподней.
На аудио: Альбом "Whatever Happened to Slade?" 1977 года
Короче, от былого паб-рока, который до этого распространяли Slade на своих альбомах, не осталось ни следа. Чудовищно тяжелые риффы тащили слушателя в эту Преисподнюю даже в песнях сугубо рок-н-ролльных и балладных. Гитарный саунд сильно изменился, и, по сути, от «Слэйдов» остался только мгновенно узнаваемый вокал Нодди Холдера. И вот такая практически мгновенная реинкарнация музыка группы мне очень сильно не понравилась. Это называется – инерция восприятия. Чуть позже я с этой инерцией по отношению к альбому блестяще справился.
…Так вышло, что впервые я этот альбом услышал только в 1987 году, хотя «Слэйдов» начал слушать еще в 1976-м, когда вообще задумался о том, что быть в СССР рокером очень модно. Первыми дисками, которые я услышал почти полвека назад, были «Slade Alive!» (1972 г.), «Slayed?» (1972 г.), «Slade in Flame» (1974 г.) и «Nobody's Fools» (1976 г.). Остальные мне на слух попались очень поздно, и позже всех – именно это злополучный «Whatever Happened to Slade?». Учитывая прежние достижения «Слэйдов», мне показалось, что альбом их недостоин, и больше я его не слушал целых несколько лет.
Однако переслушать всё же пришлось. Как-то мне пришлось поработать несколько месяцев на буксире, и у меня из музыки на нем была только одна кассета с этим альбомом. Как назло, буксир за это время так и не зашел туда, где можно было сменить репертуар, и мне пришлось слушать на своей «Весне» этот Slade’77. И я его так хорошо расслушал, что наступил момент, когда я подумал – а какие, вообще-то, претензии у меня к этому альбому?
В общем, когда я попал домой, то тут же отыскал хорошую запись «Whatever Happened to Slade» и прослушал его на хорошей аппаратуре. И очень скоро к моим зубам стали липнуть почти все мелодии с этого альбома, и я полюбил его, как не любил тогда даже AC/DC с Боном Скоттом. Это позже я узнал, что австралийцы Нодди Холдера в 1980-м очень сильно звали на место своего усопшего фронтмена, но он не согласился, потому что хотел реанимировать свою альма-матер. Но тогда я провел параллель между самым главным шедевром AC/DC «Let There Be Rock» 1977 года, и подумал, что произведение «Слэйдов» всё же более дикое.
Короче, когда я расслушал «Whatever Happened to Slade» как положено, то он стал моим фаворитом во всей «линейке» альбомов Slade. И остается таким до сих пор. Я нашел кучу изъянов во всех остальных релизах группы, как в более ранних, так и в более поздних, а вот в этом альбоме я не нашел ни одного. Это чисто альбом «Slade», хоть и в другом стиле, тем не менее, в отличие от всего, что группа написала и записала, это единственный ее полностью уникальный альбом.
Вот тут и пришла очередь сообразить, что же это за стиль такой, в котором сделана эта пластинка. Я в 80-х не сообразил. Хотелось бы мне назвать эту музыку панковской, но если эту пластинку так называть, то нужно было называть и те части предыдущих и последующих дисков Slade, на которых подобные вещи все же проскакивали. А альбом «Slade Alive!» - так тот и вообще весь панковский, хотя половина исполненных на том концерте песен в оригинале были вовсе не панковскими.
Однако в 90-х, когда информация о рок-музыке хлынула на просторы бывшего СССР мощным потоком, оказалось, что альбом и на самом деле панковский, хотя бы из-за того факта, что практически единственная категория рокеров, которые его покупали в магазинах – это были именно панки. Уяснив этот момент, и критики определились с тем, как оценивать альбом, и стали сравнивать его с произведениями ранних Kiss.
В принципе, это вполне закономерно, потому что Kiss с самого начала зарекомендовали себя как отъявленные прото-панкеры, на которых позже стали ориентироваться «чистые панки» Ramones. А вот Джонни Роттен позже хвастался, что «Слэйды» решили удариться в панк только после того, как увидели, какую бешеную популярность эта музыка набрала в 1976 году.
А почему же тогда первые американские панк-группы в мгновение ока разбогатели на своих первых альбомах, а новое панк-творение Slade даже чарты не попало?
По мнению некоторых критиков, никакого панка на альбоме «Whatever Happened to Slade» не продемонстрировала. Панк-рокеры, поначалу поддержав альбом, очень скоро въехали – это совсем не панк, а черт знает что. И только позже, когда в начале 90-х по миру ураганом прошлась американская «Нирвана», оказалось, что музыка на этой пластинке была натуральным гранжем, ну, или прото-гранжем, что, в принципе, одно и то же. По крайней мере Курт Кобейн рассказывал всем, кому это было интересно, что «Whatever Happened to Slade» был первым диском, который заставил его задуматься о том, какую музыку ему начинать играть в конце 80-х.
Это очень интересно, так как гранж возник не сам по себе, а на основе панка и металла только десять лет спустя после выхода альбома «Слэйдов». Но вот ни панка, ни металла альбом «Whatever Happened to Slade» не демонстрирует. Тем не менее, он демонстрирует стиль, в котором в 1977 году не делал альбомы еще никто на свете.
Очень многие специалисты, включая критиков, вовремя не вкурили, что эта пластинка – нечто новое. Они стали распространять легенду о том, что якобы музыканты Slade были так разочарованы падением своей популярности после выхода альбома «Nobody's Fools», что озлобились и ударились в панк, чтобы позлить своих фанатов в Европе и Америке, которые перестали покупать их пластинки.
А на самом деле «Слэйды» сделали в музыке самую настоящую революцию, со злости, или целенаправленно – не имеет значения. Они придумали новый стиль, который в 80-х взяли на вооружение практически все рок-команды с северо-западного побережья США. И как этот стиль назвать? Естественно, точно так же, как назвали альбом «Whatever Happened to Slade» некоторые критики – «грязью», причем понятие «грязь» не означает какое-то фуфло. Это характеристика музыкальных приемов, свойственных и альбому, и инициированному им музыкальному стилю – «монструозный, буйный, первобытный».
А кто из рокеров в 1977 году сочинял монструозную, буйную и первобытную музыку?
Даже Black Sabbath, которые как бы считаются основателями «истинного» буйного и монструозного хэви-металла - и те не были настолько «грязными», как был альбом «Whatever Happened to Slade». И даже если как-то сравнивать его с тогдашними панками, сравнение будет далеко не в пользу панков. Панк-музыка очень своеобразная, но она не первобытная, а просто базарная. А настоящих первобытных монстров, которые способны были в 1977 году играть такую буйную музыку, тогда на горизонте просто не было. Даже панки старались свои аккорды как-то причесать, чтобы не отпугнуть издателей, а «Слэйды» взяли и ничего причесывать не стали.
И в итоге получился самый лучший в их дискографии альбом, который не только поражает современных рокеров своей первозданной самобытностью и потрясающей оригинальностью, но и являлся в свое время родоначальником целого музыкального стиля. И не простого стиля, а культового, адепты которого прямо со старта начали собирали на своих дисках «платины» и даже «мультиплатины».
А вот родоначальники такого «мультиплатинового» стиля так ничего за своё эпохальное открытие и не получили. Это как Ван Гог, который создал новый стиль в живописи, рисовал свои картины, рисовал-рисовал, но знаменитым стал только после своей смерти, и заслуженными богатствами так и не воспользовался.
Кстати, если кто будет сомневаться, что это лучший альбом группы, то я приведу информацию, что альбом «Whatever Happened to Slade» занял первое место в тройке лучших альбомов Slade по результатам опроса фан-клуба Slade в 1979 году. Не буду уточнять, какие еще два лучших альбома были у Slade в 70-х, но то, что это лучший среди лучших – факт, отмеченный не только мной. Просто так совпало, что мое мнение оказалось аналогичным мнению фанатов группы еще в далеком 1979 году. Я об этом факте узнал только вчера, а лучшим альбомом группы я его признал еще в конце 80-х.
В заключение приведу трек-лист альбома «Whatever Happened to Slade», но комментировать песни не стану, потому что они все убойные, исключений нет.
Сторона 1:
1). Be (3:55) «Быть».
2). Lightning Never Strikes Twice (3:14) «Молния не бьет дважды».
3). Gypsy Roadhog (3:24) «Цыганский Турбосвин».
4). Dogs of Vengeance (2:49) «Псы мести».
5). When Fantasy Calls (3:24) «Когда зовет фантазия».
6). One Eyed Jacks With Moustaches (3:21) «Одноглазый валет с усами».
Сторона 2:
7). Big Apple Blues (4:37) «Блюз Большого Яблока» (под Большим Яблоком подразумевается Нью-Йорк).
8). Dead Men Tell No Tales (3:39) «Мертвецы не рассказывают сказки».
9). She's Got the Lot (4:34) «У нее все есть». Моя любимая песня, и чем ближе к финалу, тем она круче.
10). It Ain't Love But It Ain't Bad (3:10) «Это не любовь, но и неплохо».
11). The Soul, the Roll and the Motion (4:36) «Душа, вращение и движение».
К альбому идет еще 9 бонусов, которые были записаны в 1976-1977 годах, но вышли они только на синглах. Я их тут представлять не буду, потому что из них, по сути, можно составить отдельный альбом. Через некоторое время я эти композиции размещу в отдельном пакете.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SLADE НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Slade «Old New Borrowed and Blue», 1974 г. ~ как барабанщика группы Дона Пауэлла заново учили играть
Альбом «Till Deaf Do Us Part», 1981 г. – триумфальное возвращение Slade на мировую музыкальную арену