Найти тему
Без музыки совсем не то

Первый в истории гранж-альбом выпустили Slade в 1977 году. Это лучший диск группы без единой проходной вещи

В 1977-м году музыканты британской рок-группы Slade записали и выпустили первый в истории музыки гранж-альбом «Whatever Happened to Slade?». И уже через два года фэны группы официально признали этот диск самым лучшим произведением «Слэйдов» на тот момент. Ну, а если уж фанаты это произведение назвали лучшим, то мнение других аналитиков рассматривать не стоит.

Альбом Slade "Whatever Happened to Slade?", 1977 г., итальянский выпуск на Polydor
Альбом Slade "Whatever Happened to Slade?", 1977 г., итальянский выпуск на Polydor

Рок-группа Slade – это феномен, отпечатанный в веках. Так сказал как-то один мой знакомый, когда в начале 90-х продавал мне свою коллекцию виниловых пластинок этой группы, чтобы не помереть с голоду, вернее – от жажды, потому что водку сильно любил. Правда, он много денег за эту коллекцию не получил, хотя я заплатил ему заметно больше, чем если бы он распихивал эти диски среди других коллекционеров в розницу.

Slade в 1977 году. Ниже на видео - тоже в 1977-м
Slade в 1977 году. Ниже на видео - тоже в 1977-м

С тех пор эта коллекция покоится на моей полке, и я, когда просматриваю эти диски Slade, неизменно вспоминаю это крылатое «Slade – это феномен, отпечатанный в веках». Треть века прошла, а пластинки до сих пор в отличном состоянии. И самое интересное для меня произведение из всей этой коллекции – альбом «Whatever Happened to Slade?», записанный и вышедший в 1977-м, в самый разгар провала группы на коммерческом фронте.

Когда я впервые услышал альбом Slade «Whatever Happened to Slade?», то подумал, что группе конец. После такого блестящего релиза, как «Nobody's Fools» 1976 года, этот альбом мне показался просто ужасным. Да, у «Слэйдов» были ужасные песни, не по качеству, конечно, а по настроению, но их были одна-две на альбом, и общей картины они не портили. А тут весь альбом был таким ужасным, словно музыканты записывали всю музыку к нему, сидя на дне Преисподней.

На аудио: Альбом "Whatever Happened to Slade?" 1977 года

Короче, от былого паб-рока, который до этого распространяли Slade на своих альбомах, не осталось ни следа. Чудовищно тяжелые риффы тащили слушателя в эту Преисподнюю даже в песнях сугубо рок-н-ролльных и балладных. Гитарный саунд сильно изменился, и, по сути, от «Слэйдов» остался только мгновенно узнаваемый вокал Нодди Холдера. И вот такая практически мгновенная реинкарнация музыка группы мне очень сильно не понравилась. Это называется – инерция восприятия. Чуть позже я с этой инерцией по отношению к альбому блестяще справился.

…Так вышло, что впервые я этот альбом услышал только в 1987 году, хотя «Слэйдов» начал слушать еще в 1976-м, когда вообще задумался о том, что быть в СССР рокером очень модно. Первыми дисками, которые я услышал почти полвека назад, были «Slade Alive!» (1972 г.), «Slayed?» (1972 г.), «Slade in Flame» (1974 г.) и «Nobody's Fools» (1976 г.). Остальные мне на слух попались очень поздно, и позже всех – именно это злополучный «Whatever Happened to Slade?». Учитывая прежние достижения «Слэйдов», мне показалось, что альбом их недостоин, и больше я его не слушал целых несколько лет.

Конверт альбома "Whatever Happened to Slade?" с двух сторон
Конверт альбома "Whatever Happened to Slade?" с двух сторон

Однако переслушать всё же пришлось. Как-то мне пришлось поработать несколько месяцев на буксире, и у меня из музыки на нем была только одна кассета с этим альбомом. Как назло, буксир за это время так и не зашел туда, где можно было сменить репертуар, и мне пришлось слушать на своей «Весне» этот Slade’77. И я его так хорошо расслушал, что наступил момент, когда я подумал – а какие, вообще-то, претензии у меня к этому альбому?

В общем, когда я попал домой, то тут же отыскал хорошую запись «Whatever Happened to Slade» и прослушал его на хорошей аппаратуре. И очень скоро к моим зубам стали липнуть почти все мелодии с этого альбома, и я полюбил его, как не любил тогда даже AC/DC с Боном Скоттом. Это позже я узнал, что австралийцы Нодди Холдера в 1980-м очень сильно звали на место своего усопшего фронтмена, но он не согласился, потому что хотел реанимировать свою альма-матер. Но тогда я провел параллель между самым главным шедевром AC/DC «Let There Be Rock» 1977 года, и подумал, что произведение «Слэйдов» всё же более дикое.

Лейблы английской виниловой пластинки альбома "Whatever Happened to Slade?" 1977 г.
Лейблы английской виниловой пластинки альбома "Whatever Happened to Slade?" 1977 г.

Короче, когда я расслушал «Whatever Happened to Slade» как положено, то он стал моим фаворитом во всей «линейке» альбомов Slade. И остается таким до сих пор. Я нашел кучу изъянов во всех остальных релизах группы, как в более ранних, так и в более поздних, а вот в этом альбоме я не нашел ни одного. Это чисто альбом «Slade», хоть и в другом стиле, тем не менее, в отличие от всего, что группа написала и записала, это единственный ее полностью уникальный альбом.

Вот тут и пришла очередь сообразить, что же это за стиль такой, в котором сделана эта пластинка. Я в 80-х не сообразил. Хотелось бы мне назвать эту музыку панковской, но если эту пластинку так называть, то нужно было называть и те части предыдущих и последующих дисков Slade, на которых подобные вещи все же проскакивали. А альбом «Slade Alive!» - так тот и вообще весь панковский, хотя половина исполненных на том концерте песен в оригинале были вовсе не панковскими.

Внутренний конверт для виниловой пластинки альбома "Whatever Happened to Slade?" 1977 г.
Внутренний конверт для виниловой пластинки альбома "Whatever Happened to Slade?" 1977 г.

Однако в 90-х, когда информация о рок-музыке хлынула на просторы бывшего СССР мощным потоком, оказалось, что альбом и на самом деле панковский, хотя бы из-за того факта, что практически единственная категория рокеров, которые его покупали в магазинах – это были именно панки. Уяснив этот момент, и критики определились с тем, как оценивать альбом, и стали сравнивать его с произведениями ранних Kiss.

В принципе, это вполне закономерно, потому что Kiss с самого начала зарекомендовали себя как отъявленные прото-панкеры, на которых позже стали ориентироваться «чистые панки» Ramones. А вот Джонни Роттен позже хвастался, что «Слэйды» решили удариться в панк только после того, как увидели, какую бешеную популярность эта музыка набрала в 1976 году.

А почему же тогда первые американские панк-группы в мгновение ока разбогатели на своих первых альбомах, а новое панк-творение Slade даже чарты не попало?

По мнению некоторых критиков, никакого панка на альбоме «Whatever Happened to Slade» не продемонстрировала. Панк-рокеры, поначалу поддержав альбом, очень скоро въехали – это совсем не панк, а черт знает что. И только позже, когда в начале 90-х по миру ураганом прошлась американская «Нирвана», оказалось, что музыка на этой пластинке была натуральным гранжем, ну, или прото-гранжем, что, в принципе, одно и то же. По крайней мере Курт Кобейн рассказывал всем, кому это было интересно, что «Whatever Happened to Slade» был первым диском, который заставил его задуматься о том, какую музыку ему начинать играть в конце 80-х.

Это очень интересно, так как гранж возник не сам по себе, а на основе панка и металла только десять лет спустя после выхода альбома «Слэйдов». Но вот ни панка, ни металла альбом «Whatever Happened to Slade» не демонстрирует. Тем не менее, он демонстрирует стиль, в котором в 1977 году не делал альбомы еще никто на свете.

Очень многие специалисты, включая критиков, вовремя не вкурили, что эта пластинка – нечто новое. Они стали распространять легенду о том, что якобы музыканты Slade были так разочарованы падением своей популярности после выхода альбома «Nobody's Fools», что озлобились и ударились в панк, чтобы позлить своих фанатов в Европе и Америке, которые перестали покупать их пластинки.

А на самом деле «Слэйды» сделали в музыке самую настоящую революцию, со злости, или целенаправленно – не имеет значения. Они придумали новый стиль, который в 80-х взяли на вооружение практически все рок-команды с северо-западного побережья США. И как этот стиль назвать? Естественно, точно так же, как назвали альбом «Whatever Happened to Slade» некоторые критики – «грязью», причем понятие «грязь» не означает какое-то фуфло. Это характеристика музыкальных приемов, свойственных и альбому, и инициированному им музыкальному стилю – «монструозный, буйный, первобытный».

А кто из рокеров в 1977 году сочинял монструозную, буйную и первобытную музыку?

Даже Black Sabbath, которые как бы считаются основателями «истинного» буйного и монструозного хэви-металла - и те не были настолько «грязными», как был альбом «Whatever Happened to Slade». И даже если как-то сравнивать его с тогдашними панками, сравнение будет далеко не в пользу панков. Панк-музыка очень своеобразная, но она не первобытная, а просто базарная. А настоящих первобытных монстров, которые способны были в 1977 году играть такую буйную музыку, тогда на горизонте просто не было. Даже панки старались свои аккорды как-то причесать, чтобы не отпугнуть издателей, а «Слэйды» взяли и ничего причесывать не стали.

И в итоге получился самый лучший в их дискографии альбом, который не только поражает современных рокеров своей первозданной самобытностью и потрясающей оригинальностью, но и являлся в свое время родоначальником целого музыкального стиля. И не простого стиля, а культового, адепты которого прямо со старта начали собирали на своих дисках «платины» и даже «мультиплатины».

А вот родоначальники такого «мультиплатинового» стиля так ничего за своё эпохальное открытие и не получили. Это как Ван Гог, который создал новый стиль в живописи, рисовал свои картины, рисовал-рисовал, но знаменитым стал только после своей смерти, и заслуженными богатствами так и не воспользовался.

Кстати, если кто будет сомневаться, что это лучший альбом группы, то я приведу информацию, что альбом «Whatever Happened to Slade» занял первое место в тройке лучших альбомов Slade по результатам опроса фан-клуба Slade в 1979 году. Не буду уточнять, какие еще два лучших альбома были у Slade в 70-х, но то, что это лучший среди лучших – факт, отмеченный не только мной. Просто так совпало, что мое мнение оказалось аналогичным мнению фанатов группы еще в далеком 1979 году. Я об этом факте узнал только вчера, а лучшим альбомом группы я его признал еще в конце 80-х.

В заключение приведу трек-лист альбома «Whatever Happened to Slade», но комментировать песни не стану, потому что они все убойные, исключений нет.

Сторона 1:

1). Be (3:55) «Быть».

2). Lightning Never Strikes Twice (3:14) «Молния не бьет дважды».

3). Gypsy Roadhog (3:24) «Цыганский Турбосвин».

4). Dogs of Vengeance (2:49) «Псы мести».

5). When Fantasy Calls (3:24) «Когда зовет фантазия».

6). One Eyed Jacks With Moustaches (3:21) «Одноглазый валет с усами».

Сторона 2:

7). Big Apple Blues (4:37) «Блюз Большого Яблока» (под Большим Яблоком подразумевается Нью-Йорк).

8). Dead Men Tell No Tales (3:39) «Мертвецы не рассказывают сказки».

9). She's Got the Lot (4:34) «У нее все есть». Моя любимая песня, и чем ближе к финалу, тем она круче.

10). It Ain't Love But It Ain't Bad (3:10) «Это не любовь, но и неплохо».

11). The Soul, the Roll and the Motion (4:36) «Душа, вращение и движение».

К альбому идет еще 9 бонусов, которые были записаны в 1976-1977 годах, но вышли они только на синглах. Я их тут представлять не буду, потому что из них, по сути, можно составить отдельный альбом. Через некоторое время я эти композиции размещу в отдельном пакете.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SLADE НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Slade «Alive!», 1972 г. – первый в истории рока концертный альбом, моментально прославивший неизвестную прежде группу

Slade «Old New Borrowed and Blue», 1974 г. ~ как барабанщика группы Дона Пауэлла заново учили играть

«Slade In Flame», 1974 г. – первый «американский» альбом «Слэйдов», который показал, что в США группу не очень любят

«We'll Bring the House Down», 1981 г. Как Slade выбрались из забвения со своим сборником провалившихся песен

Альбом «Till Deaf Do Us Part», 1981 г. – триумфальное возвращение Slade на мировую музыкальную арену