Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

«Slade In Flame», 1974 г. – первый «американский» альбом «Слэйдов», который показал, что в США группу не очень любят

В 1974-м году британская рок-группа Slade решила продвигаться на американский рынок, заметно облегчив свой саунд на новом альбоме «Slade In Flame». Но эта попытка хоть и дала некоторые надежды музыкантам, когда в чартах США пластинка вдвое улучшила свои позиции в сравнении с предыдущим релизом, но оказалась последним попаданием на американский рынок за все последующие 10 лет.

«Slade In Flame», 1974 г.
«Slade In Flame», 1974 г.

Slade – группа великая, кому-то она может нравиться, кому-то не нравиться, но это классика не какого-то одного стиля, а вообще всего мирового рока. Мне лично половина песен их не нравится, я их практически не слушаю, но то, что мне нравится, я слушаю даже чаще, чем своих любимых Deep Purple и Led Zeppelin.

Интересно, что когда я в молодости услышал первые записи «Слэйдов», году так в 1976-м, они в СССР были супер-героями, потому что на «тучах» их пластинки встречались чаще, чем многих других знаковых рок-групп, и хотя ценились дешевле, но на руках «не залеживались».

На видео: Slade в 1975 году "живьем", на концерте звучат некоторые песни с альбома "Slade In Flame"

Я не знаю ни одного своего тогдашнего знакомого хоть чуточку меломана с магнитофоном, у которого не было бы дома записей Slade. Может кому-то может показаться странным, но тогда слэйдовская песня «Everyday» была популярнее, чем битловская «Yesterday». А про их рок-н-роллы я уже вообще молчу – под них даже на Новый Год выплясывали.

Внешний разворот конверта альбома "Slade In Flame", 1974 г.
Внешний разворот конверта альбома "Slade In Flame", 1974 г.

В общем, альбом «Slade In Flame» я услышал уже после того, как ознакомился очень хорошо почти со всеми опусами «Слэйдов», за исключением первых двух альбомов, потому что они тогда были страшной редкостью. Но у нас громче всех гремел ихний «Alive!» (1972 г.), с него, кстати, начинал не только я, но и подавляющее большинство остальных наших меломанов. Потом шли «Slayed?» (1972 г.), «Sladest» (1973 г.) и «Old New Borrowed and Blue» (1974 г.). Это была эпоха!

Внутренний разворот конверта английского выпуска альбома
Внутренний разворот конверта английского выпуска альбома

И вот в 1975-м у нас появился «Slade In Flame» (вышел в 1974-м, но пока он дочапал до наших рубежей, прошло время). Я, правда, прослушал этот диск на магнитофонной бобине только в 1976-м, и сразу же обратил внимание на то, что музыка группы существенно изменилась и стала гораздо серьезней. Ну, тогда никто из советских меломанов не знал очень многих моментов, по которым музыка тех или иных групп очень быстро и даже часто кардинально менялась. А уже потом, когда появилось множество материалов для прочтения и анализа, все стало ясно.

Лейблы британского, немецкого и американского выпусков
Лейблы британского, немецкого и американского выпусков

Просто «Слэйдам» не давала покоя популярность Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и многих других известных тогда британских рок-групп, которые очень быстро раскрутились на гигантском американском рынке и получали соответствующие, миллионные, дивиденды. Вот и Slade очень сильно захотели зарабатывать по-царски, и европейский рынок для них был уже слишком тесным.

Фрагмент с информацией об альбоме на внутреннем развороте конверта
Фрагмент с информацией об альбоме на внутреннем развороте конверта

Отсюда и кардинально изменившийся саунд, который, по мнению продюсера группы Чеса Чендлера (бывшего басиста чуть ли не культовой в Англии группы «Animals»), должен был продвинуть его подопечных среди миллионов американских меломанов. Правда, этот диск хоть и улучшил свои позиции в чартах США по сравнению с предыдущим чуть ли не вдвое (№93 против №168), но прорывом не стал. Мало того, он почти провалился и в Европе, а это было печальным сигналом.

Российский выпуск альбома на Santa Records, 1994 г.
Российский выпуск альбома на Santa Records, 1994 г.

Впоследствии Slade выпустили еще более американизированный альбом «Nobody's Fools» (1976 г.), который является их творческой вершиной, но он в Америке провалился с огромным треском, вообще не попав в чарты, а в Европе его оценили лишь в Дании (№6 против №11 у предшественника), во всех остальных странах – провал.

Лейблы российского выпуска 1994 года
Лейблы российского выпуска 1994 года

И это было печально не только для музыкантов, но печально сегодня и для меня. Я не хочу сказать, что предыдущие альбомы «Слэйдов» хуже, просто «In Flame» показал, что разнузданные в музыкальном плане личности умеют не только пьяную публику заводить, но и нравиться вполне серьезной аудитории. «Slade in Flame» - это отличная музыка не только для дискотек, но и, не побоюсь такого выспренного слога – для интеллектуального прослушивания.

На видео: фильм "In Flame", под который создавалась музыка для альбома

К этому следует добавить, что музыка этого альбома создавалась, прежде всего, не для диска, а для одноименного фильма. Сам фильм, впрочем, никакого впечатления ни на кого не произвел и интересен только как один из этапов пути группы. А вот диск, хоть и провалился в чартах Великобритании в шесть раз (№6 против №1 у предыдущих трех альбомов), но за пару месяцев все стал же дважды «золотым» (200 тысяч проданных копий). Но это было уже далеко не то, к чему привыкли музыканты - до прежней «платины» альбом если и дотянул, то только спустя несколько десятков лет.

Итак, вот что нам музыканты представили в 1974 году на виниле. Заранее скажу – звучание диска тоже очень серьезное, в отличие от предыдущих альбомов – чистое, звонкое, в меру басовое, и средние частоты тут навалены со вкусом и в полном объеме, если так можно сказать.

Сторона 1:

1). How Does It Feel (5:56). Совсем нетипичная песня для «Слэйдов». И хоть что-то подобное в творчестве группы уже было, например, «Everyday», но то был шедевр, а это – просто хорошая, и даже отличная песня. Я бы поставил этот номер в конец диска – получилась бы отличная «закрывашка». На клавишных играет бас-гитарист Джим Ли, как, впрочем, и почти во всех песнях на всех дисках Slade.

2). Them Kinda Monkeys Can't Swing (3:31). Отличный рок-н-ролл, даже прекрасный, я им всегда заслушивался. И хоть вокал Нодди Холдера не изменился, но изменилась манера подачи его, в лучшую сторону, между прочим. Гитары тоже стали цивилизованными, хоть и не менее громкими. В общем, песня на уровне шедевра.

3). So Far So Good (2:59). Типичная дляSlade «новогодняя» песня. Так себе, хотя в канву всего альбома она вписывается прекрасно. Главное отличие от прочих подобных опусов группы – гитары снова хоть и громкие, и жесткие, но не навязчивые.

4). Summer Song (Wishing You Were Here) (3:30). Еще одна «типичка» от Slade, и снова хорошо причесанная.

5). O.K. Yesterday Was Yesterday (3:59). То же самое, комментировать нечего. В таком американизированном виде прекрасно подошла бы для дискотек, на которых зависают серьезные заморские банкиры.

Сторона 2:

8). Far Far Away (3:34). Даже затрудняюсь комментировать эту песню. В принципе, это один из гвоздей альбома, да и выпущенная на сингле, она в Британии, Ирландии и Норвегии стала хитом, а вот в США вообще в чарты не попала. Странно.

7). This Girl (3:30). Очень типичный для прежних Slade номер, очень хард-роковый, но основой для такой жесткой конструкции тут выступают не гитары, как прежде, а фоно и духовая секция. Соло Хилла вступает как бы походя, падая прямо с неба, виртуозно пролетает над мелодией и также виртуозно исчезает, хотя все же возвращается в финале, как партизан из леса. Как итог – это одна из фишек альбома, даже невзирая на изменившийся саунд.

На видео: а вот так эта песня звучит как трек к фильму

8). Lay It Down (4:00). Еще один типичный для Slade «хардяк», но, опять-таки, причесанный для американцев. Правда, тут направление этой композиции скорее праздничное, чем угрожающее, как в предыдущем номере.

9). Heaven Knows (4:00). Еще один типичный для Slade «рождественский» (пард0н – «новогодний») номер, только ментально очень сильно напоминавший творчество «Битлов» первой половины 60-х.

10). Standin' On the Corner (4:50). Напоследок «Слэйды» решили тряхнуть стариной и выдать свой типичный «разнузданный рок». Если добавить сюда еще гитар покруче, то песню можно было бы ставить на любой предыдущий, «британский», альбом группы.

Бонусы:

11). The Bangin' Man (4:00). Эта песня не вошла на альбом, выйдя только на сингле в июне 1974-го, но американцы, выпустив «In Flame» у себя в 1975-м, заменили этой песней оригинальную «Summer Song». И это совсем непонятно, потому что «Summer Song» достаточно хорошо американизирована, а этот сингл звучал в старой, «британской» манере Slade.

12). Thanks for the Memory (4:30). Эта песня тоже вышла только на сингле, но уже вначале 1975-го, и снова ей американцы заменили оригинальную песню на своем выпуске альбома – «Heaven Knows». Но тут уже более понятен этот обмен, потому что данный номер гораздо более интересен, чем замененный, хотя и тот был если не шедевр, но и не шлак.

13). Raining in My Champagne (4:08). Прекрасный «развязный рок-бит» из прошлого творчества Slade. Тут музыканты и продюсер на стали приглаживать саунд, а выпустили этот номер на сингле как есть. Песня вышла в 1975-м как Б-сторона с предыдущей песней.

В заключение хочу сказать, что у меня на полке российский выпуск альбома на Santa Records, 1994 г. Но какой-то умелец врезал (то есть вклеил) туда фирменную середину, так что в моей коллекции имеется как бы уникальная версия – полуроссийская, полуфирменная. Впрочем, в планах у меня достать не только какой-нибудь фирменный, европейский выпуск, но и американский, который содержит две раритетных, по сути, сингловые песни.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О SLADE НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Два альбома Slade 1976 и 1977 гг., за которые музыкантам следует поставить огромный памятник

Как «Слэйды» добрались до своего самого популярного альбома «Slayed?» в 1972-м году