Отдельная тема = железная дорога. Верней что творится в грунте когда проходит электричка, иль тяговый электропоезд. Скачки по напряжение чуть ли не десятку милливольт, при удалении от полотна жд в сотню метров.
Пробежимся по цифрам = 1 = токоведущая жила, = 2 = полупроводящий слой, распределяет точечные концентрации напряжений от неровностей самой токоведущей жилы, с изолирующим слоем. =3 = https://dzen.ru/a/ZXUB7WlT_H3l-aTj = доступней и не расскажешь. = 4 = 5 = то же самое что и =2=, только теперь бороться приходиться с неровностями и концентрациями напряжений на экранирующем слое. +7+ = он нам и нужен, экран из медных проволок и ленты. https://dzen.ru/a/ZW3Ox2NJnWRXxUsr = здесь ясно и доходчиво изложено, каким образом электрическое поле, исходящее от центральной токоведущей жилы распределяется в пространстве, каким образом это электрическое поле превращается в магнитное поле, исходящего от токоведущей жилы, по которой протекает ток. И каким образом в экране, который обозначен цифрой =6=, это магнитное поле создает наведенное напряжение, в потенциале не меньшей, чем присутствует в самой токоведущей жиле. И оттого, и на питающем центре, и на стороне потребителя, = экран кабеля заземляется, при этом сечение экрана, в зависимости от длинны кабельной линии, может достигать сечению самой токоведущей жилы. На экран наводятся огромные токи, и потому к нему особое отношение. И можно представить, что будет, коль произойдет двойной обрыв экрана на кабеле. Двойной, то есть, какой-то клочок экранирующей оболочки кабельной линии останется не заземленный ни на питающем центре, ни на стороне потребителя. = Шаговое напряжение убийственной силы. И потому, испытание кабеля из сшитого полиэтилена состоит из двух испытаний = первое = токоведущая жила -- экран. Второе = Экран -- внешняя земля.
Пример, = выезжаем на повреждение. Находим быстро, = перемычка меж токоведущими шинами из клочка одиночного кабеля из сшитого полиэтилена.
Что произошло, = концы разделаны, а коль клочок кабеля слишком короткий, экран не стали сажать на землю, обрезали под разделку с обеих сторон. В результате наведенное напряжение на экранирующий слой кабеля, прожгло изоляцию оболочки кабеля в точечном соприкосновении кабеля с металлом конструкции, что в конечном счете привело к перегреву и разрушению основной изоляции кабеля, = БАХ.
Для того чтобы снизить наведенный ток в оболочке кабеля из сшитого полиэтилена, одиночные жилы вяжут в пучок. В результате перенаводок, ток по экрану значительно снижается.
Итак, получив разрешение на проведению работ по поиску повреждений оболочки ка беля из сшитого полиэтилена приступаем к работе. Вывешиваем косички присоединий экрана на землю от соприкосновения ни с металлическими частями оборудования, ни с иными покрытиями, как на питающем центре, так и на стороне потребителя. Замеряем сопротивление внешней изоляции кабеля относительно контура заземления самой электроустановки. Учитывая при этом, что кабель на всей протяженности присыпан землей, и желательно чтоб присыпка была влажной.
Бывает так, во время прокладки проверяют сопротивление внешней изоляции относительно внешней земли на кабеле, который имеет не присыпанные грунтом участки.
Полученные замеры сравниваем с тем что должно быть. Не входим в параметры, начинаем искать место повреждения.
Прибор, что изображен на фото, которым мы без труда нашли не одну сотню повреждений.
Металлическое острия, на обоих концах штатива, которое необходимо вонзить в грунт. К остриям присоединены проводники, которые идут на измерительный прибор.
Провода от острий подсоединяются к посадочным клеммам китайского мультиметра. Замеры шагового напряжения в режиме милливольтметра, переходящее, ближе к месту повреждения в режим вольтметра. Повреждение себя обозначает на расстоянии 20 - 30м. При раскопе места повреждения не спешим очистить кабель от грунта. раскручиваем конструкцию прибора, и уже на минимальном расстоянии острий, выверяем место повреждения буквально до сантиметра. Сняв напряжение с экрана, заземлив, очищаем, замываем оболочку кабеля, с целью обнаружения повреждения. Бывает так, царапины есть, а видимого повреждения нет. В этом случае, оборачиваем предполагаемый участок повреждения фольгой и заземляем ее. Подаем акустический разряд на оболочку, который с легкостью себя проявляет в месте повреждения. Ну и конечно же ремонт. Замывается, зачищается, оборачивается кабель специальным ремонтным термоусаживаемым рукавом. Термоусаживается. Вскрытый участок кабельной линии присыпается грунтом. Делаются замеры изоляции. Принимаются решения, переходить к испытанию изоляции оболочки, или продолжать поиск.
В собранном состоянии прибор выглядит так, удобен для транспортировки, не занимает много места.
Заметим, повреждения оболочки кабеля из сшитого полиэтилена образуются во время укладки кабеля в грунт. Буквально затягивают кабель трактором. Без роликов, меж деревьями. По стеклу, по иным остриям, и оттого царапины и от того порезы. Вдоль трассы обнаруживаешь брошенные клочки кабеля, с содранной внешней изоляцией как со змеи кожа. Результат усилий затаскивания кабеля в траншею. При этом подрядчик клятвенно утверждая, что было все как надо.
Иные повреждения оболочки, так и основной изоляции кабеля из сшитого полиэтилена возникают от механического воздействия на него из вне, будь то экскаватор, лопата, арматура, иль просто камень, на котором лежит кабель, которого там в принципе не должно быть.
Лопата, == во время раскопа, стоит в пол силы ударить лопатой по изоляции кабеля, = повреждение обеспечено. Буквально грудью ложишься на изоляцию, дабы не повредили.
Немножко из наблюдений. = во время поиска повреждений оболочки кабеля шаговым напряжением, мимо наше взгляда не прошло такое явление как блуждающие токи и напряжения в грунте. Вонзив острия в грунт, и даже от небольшого ветерка, в почве возникают наведенные напряжения, и стрелка прибора заметно отклоняется.
Отдельная тема = железная дорога. Верней что творится в грунте когда проходит электричка, иль тяговый электропоезд. Скачки по напряжение чуть ли не десятки милливольт, при удалении от полотна жд в сотню метров.
Довольно так часто ищем повреждения высоковольтного кабеля в районе жд полотна. Кабели с бумажной изоляцией, где алюминиевая оболочка = наш клиент. Блуждающие токи проедают в алюминии такой кариес, вырезать приходится не по одному десятку метров, да и повреждение формируются многоточечные.
А вот свинцовые оболочки вв кабелей с бумажной изоляцией более устойчивы, похожих повреждений мы не находили.
Кабели с бумажной изоляцией, свинцовая оболочка = 1908 год, в центре Москвы. Встречались и такие. Металлическая броня конечно же отсутствует, зато, вокруг тела кабеля сформировался каменный кокон. Без молотка до тела кабеля не добраться, и оттого до сей поры служат верой и правдой.
Делились своим опытом Петр.