Найти тему
НОТГЕЛЬД

Не нотгельды, а художественные картинки

Две серии нотгельдов города Мюнстер от 1 августа 1921 года

С датой 1 августа 1921 года город Мюнстер в Вестфалии выпустил две разные серии банкнот экстренного назначения. Банкноты были разработаны падерборнским художником и гравёром Йозефом Доменикусом (1885 – 1973), который также работал с другими эмитентами. Его работы обычно узнаваемы по подписи «JD». Первая серия с городскими пейзажами состояла из пяти банкнот номиналом 50 пфеннигов, а вторая посвящена истории анабаптистов и включала такое же количество банкнот, но по 2 марки. Мюнстерские банкноты были напечатаны в Ганновере у братьев Янеке.

Лицевая сторона серии городских пейзажей выполнена в едином стиле и изображает вид Мюнстера в 1570 году и городской герб. Рядом с гербом слева подпись обер бургомистра доктора Шперлиха, а справа — помощника Беренберга. Лицевая и оборотная сторона отпечатаны на белой бумаге без водяных знаков и выполнены в чёрном цвете. На оборотных сторонах купюр размером 100 х 85 мм изображены известные сооружения Мюнстера. Во время Второй мировой войны все здания были сильно повреждены или разрушены бомбами и были восстановлены в 1950-х годах.

ратуша
ратуша
западная часть собора
западная часть собора
церковь Святого Ламберта
церковь Святого Ламберта
статуя странствующего торговца
статуя странствующего торговца
дом Шмизингера
дом Шмизингера

Банкноты серии «Анабаптист» размером 112 х 86 мм были напечатаны на жёлто-коричневой бумаге с водяными знаками «Rautensternmuster», причём основной шрифт был чёрным, а нижний — синим и красным. Счета были подписаны бургомистром доктором Сперлихом и городским синдиком Дариусом. Текст написан Карлом Вагенфельдом (1869-1939), вестфальским поэтом, и написан на мюнстерландском диалекте.

Дизайн пяти банкнот аналогичен; на лицевой стороне — изображение, а слева и справа от него — указатель номинала: «2 марки». Над рисунком текст, а внизу две строки: «ЭКСТРЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ ДЕНЬГИ / МЮНСТЕР В ВЕСТФАЛИИ». Реверс напоминает о событиях в Мюнстере во времена правления анабаптистов.

Купюры продавались в коричневом складном конверте, на лицевой стороне которого было написано название серии выпуска, а на оборотной стороне — информация о городе. На двух внутренних страницах представлена история анабаптистов в Мюнстере.

-7
-8
-9
-10

Обозреватель «Западно-немецкий коллекционер» писал о серии Анабаптисты:

Чтобы сразу сказать об этом. Он достоин почтённого города с великой историей. … Когда на исходе средневековья анабаптисты обосновались в Голландии, Австрии, Венгрии, Испании и т.д. и в Германии, здесь был один из самых выдающихся очагов пожара — Мюнстер. В этом эпизоде деньги рассматриваются в невообразимо высоком искусстве. Выдающиеся художники и поэты (Йозеф Доменикус и Карл Вагенфельд) представляют здесь шедевр, имеющий редкую культурно-историческую ценность. От эффектности или фальшивой оригинальности не осталось и следа, но, возможно, это настоящее великолепное искусство на случай непредвиденных обстоятельств. — Ян Бокельсон, «помазанный король Сиона», его неутомимый палач Книппердоллник, министры Крехтинг и Роттльманн придают первым, кажется, особое значение. Затем следует провозглашение «Нового Царства Божьего на Земле» и гнев сектантов против брака, который выражается в расстреле 36 граждан в соборе Мюнстера: затем великолепный герб и гордый лозунг короля Яна: «Вечная любовь превыше всего, один Бог, одно Желание, одна Судьба» и теперь картина восхитительного юмора: Ян высоко на своём троне перед ратушей, принимая дань уважения своих подданных. Ян с короной, скипетром и пурпуром в неподражаемой «грациозной», надменной манере и Карл Вагенфельд: «То, что я могу сделать для Снайдера, — это искупление моей вины перед Яном. — Но теперь и со славой покончено. В результате предательства город попадает в руки епископа Мюнстера после 17-месячной осады.На следующих фотографиях изображены мученическая смерть короля, его палача и министра Крехтинга на снегу в январе 1536 года. Последняя картина показывает, как трупы были повешены высоко на вершине башни Ламбертикирхт в железных клетках, сохранившихся там до сих пор, в качестве наглядного примера, заключительного акта кровавой драмы анабаптистов в Мюнстере.
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Доктор Арнольд Келлер не разделял бурных похвал автора обозревателя «Западно-немецкого коллекционера». В письме от 14 декабря 1921 года в качестве редактора журнала «Нотгельды», «который борется за то, чтобы избавить казну от всех злоупотреблений», он обратился к провинциальному правительству Вестфалии. Жалоба была направлена против монетного двора города Мюнстера,

который только что выпустил серию нотгельдов из 5 различных банкнот номиналом 50 пфеннигов и 2 марки каждая. Эта серия стоимостью 12,50 марок продаётся коллекционерам с наценкой 1,50 марки. Мы видим в выпуске банкнот номиналом в 2 марки откровенное издевательство над всеми постановлениями Рейха, допускающими только номиналы до 50 пфеннигов, и просим конфисковать и уничтожить весь тираж мюнстерских банкнот, даже для того, чтобы дурной пример не нашёл подражания.

Председатель правительства незамедлительно отреагировал на это. Ссылаясь на распоряжение 2689 I 2 от 22 октября 1921 года, он 2 января 1922 года обратился к бургомистру с просьбой рассмотреть обвинения Келлера и дать объяснение в газете до 10 января.

В своём язвительном ответе от 9 января лорд-мэр отрицал необходимость экстренной выдачи денег. Он уточнил, что

продажа художественных листов, первоначально предназначенных для выпуска в качестве чрезвычайных денег, не была нарушена [распоряжение], поскольку распоряжение касается только продления срока обращения и переиздания заменяющих стоимостных знаков [Выдача в качестве запасного знака ценности предполагала бы, что по согласованному решению обоих муниципалитетов. Организации и с запрашиваемого разрешения регулирующего органа, художественные листы должны были быть выпущены в обращение индивидуально в качестве платёжного средства. Этого не произошло и не должно было произойти. … Сообщение из Мюнстера. Указатели, согласно которым «отдельные купюры разрешены к обороту в городе», неверны.

Как представляется, чрезвычайные денежные знаки, называемые художественными листками, не имели дальнейших последствий для бургомистра и города Мюнстера.

Обе серии чрезвычайных пособий не предназначались для решения острой нехватки денежных средств, а использовались исключительно для пополнения городского кошелька. Оптовый магазин канцелярских товаров Брокманна из Падерборна взял на себя единоличную дистрибуцию двух серий. Продажа длилась полтора года.

При этом продажи «городских пейзажей» шли в семь раз быстрее, чем продажи «анабаптистов».

Остаётся отметить, что Йозеф Доменикус позаимствовал  у выдающегося художника эпохи Возрождения Генриха Альдегревера, в действительности Хинрика Триппенмакера (* 1502 в Падерборне; † между 1555 и 1561 в Зосте), гравюры серии «Анабаптисты».

После захвата Мюнстера в ночь Святого Иоанна в 1535 году Альдегревер получил возможность или задание изобразить захваченных анабаптистов

Созданные впоследствии гравюры на меди вдохновили Доменика. Автопортрет Альдегревера в возрасте 28 лет мы находим на обратной стороне 50-пфенниговой банкноты Зоста (Ганзейское кофе).

-21
-22

Материал взят из открытых источников (Uwe Bronnert, 2020)