Сегодня хотелось бы вспомнить три великих и знакомых всей Советской стране (надеюсь, и нынешним детям тоже) работы советских живописцев на исторические темы.
Все три объединяет то, что созданы они были во время Великой Отечественной.
Все три когда-то потрясли моё детское сердце и моё воображение.
Теперь они живут во мне всегда. Причем не как картины, а как кадр реальности. Ведь всё именно так и было!
Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле». 1943-1947.
Михаил Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле»). 1943.
Владимир Седов. «Въезд Александра Невского в Псков». 1945.
Конечно же, взрослые люди видели их десятки и даже сотни раз, но мне всё-таки хотелось бы ещё раз обратить внимание на несколько вещей.
Итак, три работы, написанные в самый расцвет коммунистической власти.
Художник Михаил Авилов будет награжден за свою работу Сталинской премией первой степени в 1946 году.
Художник Александр Бубнов получил за свою картину Сталинскую премию второй степени в 1948 году.
Владимир Седов за эту работу Сталинской премии не получит, но в те же годы получит две Сталинских премии за другие свои картины.
То есть перед нами виднейшие советские художники.
Что мы видим.
Так как работы эти мы не в состоянии оценить целиком, я буду давать их частями, отдельно указывая на некоторые детали.
На которые особенно в наши дни стоит обратить внимание.
В центре – князь Дмитрий под черным знаменем. На самом деле оно было «чермным» – то есть… красным. Художник неверно прочитал летопись! А то, конечно же, не преминул бы дать воинство русское под красным стягом!
Новаторство Бубнова в том, что он дал не богатырей, но народ – ополченцев, одетых и вооруженных куда хуже, чем княжеская дружина. И вид у них самый что ни есть обычный. Они – мужики! Просто пришла пора взять в руки оружие.
Всего мы видим два десятка персонажей, остальные неразличимы в утреннем тумане. И обратите внимание на крайнюю справа фигуру. Ополченец крестится! Двуперстием, конечно же.
Итак. Ещё раз.
Социализм в самом расцвете, работа закончена уже после войны, но при этом на картине не просто Спас в центре над князем, а рядом Богородица, но в правом углу ещё два Спаса и еще одна Богородица, и в завершение всего ополченец, осеняющий себя крестом.
И – Сталинская премия.
Теперь – работа художника Авилова. Жуткая экспрессия, копья пробили щиты и вонзились в тела, но их воин падёт с лошади, а наш воин – нет. Он вернется, уже мертвым, но на коне.
Да, Пересвет, инок Троице-Сергеева монастыря, не надел кольчуги и был в монашеском одеянии. Но вовсе не советские каноны заставили Авилова пойти против истины. Ему нужен был бой именно двух богатырей, двух сил; бой, который не заставил бы видящих картину задаваться вопросом: кто есть кто.
И художественный выбор здесь, кажется, оказался весомей исторического.
Тем не менее стоит рассмотреть края полотна.
И если взглянуть влево – мы видим и князя Дмитрия (ещё не Донского) на белом коне. И Спаса неподалёку.
Кажется, на этот раз всё-таки красного.
А взглянув в левую часть картины, мы видим красный малахай, слетающий с головы Челубея, и шагнувшего вперёд опешившего ордынского воина: он уже видит, что Челубей побеждён.
Что красный Спас сильнее.
Что русские победят.
И третья работа.
Если у Авилова инока переодели, то у Серова целых два служителя православной церкви – крайняя фигура слева и фигура справа.
И храм, конечно же.
Слева мы видим монаха, с горьким презрением глядящего на пленных рыцарей. На груди у монаха – иконка с Богородицей.
Справа мы видим звонаря в рясе (рядом с ним ещё одна фигура в рясе) и женщину, осеняющую двуперстным крестом молодого князя-победителя и его дружину.
И наконец сам князь – и над ним Георгий Победоносец, и Спас, и иные хоругви.
В финале зададимся традиционным вопросом: много ли вы знаете современных живописных работ, сопоставимых не только по силе патриотического, но и по силе религиозного воздействия, – с этими вот полотнами, написанными тремя лауреатами Сталинской премии при «безбожных большевиках»?