Этот материал написан для расширеня кругозора винокуров и всех желающих повысить свой культурный уровень на ниве винокурения. Как сказал однажды Цицерон: «Не знать истории — всегда быть ребёнком», а Константину Кушнеру принадлежит фраза с которой я соглашусь: "История – наука будущего". Поэтому читайте, пишите комментарии. Если тематика исторических хроник будет интересна подписчикам, то буду периодически писать их для вас.
Духи степи: скифская питейная культура.
На просторах евразийской степи скифы предстают как кочевая мозаика, слияние племён, берущих своё начало в современном Иране. Между 900 и 200 годами до нашей эры они широко кочевали от северных берегов реки Дунай до обширных территорий Монголии и Китая. Хотя их боевое мастерство часто подчёркивается, сложные нюансы их культуры питья представляют собой захватывающую призму, через которую можно увидеть сложность их кочевого существования.
Эволюция привычек питья
Ранние скифы, вопреки своей более поздней репутации, изначально не отличались склонностью к алкоголю. Выживание кочевников зависело от лошадиного молока, возможно, сопровождавшегося элементарной формой кумыса ( кисломолочного напитка, приготовленного из кобыльего молока). Трансформационный сдвиг произошёл, когда эти кочевники столкнулись с богатым разнообразием греческой, персидской, ассирийской и китайской культур, каждое взаимодействие оставляло неизгладимый след в их развивающихся привычках питья.
Примечательно, что столкновение между скифской и греческой культурами питья вызвало разногласия, поскольку греки, привыкшие разбавлять вино для ясности ума, были потрясены предпочтением скифов неразбавленного вина, преследуемого специально для опьянения. Это столкновение культурных практик привело к созданию таких фраз, как «пить как скиф», символизирующих понятия излишества и беспорядка.
Древнегреческий поэт Анакреонт повторил эти опасения в стихах, в которых подчёркивался хаос, связанный с употреблением несмешанного вина. Благодаря культурному осмосу, скифы вплелись в полотно древнегреческого языка, а такие выражения, как «пить как скиф», служили обозначением чрезмерного употребления алкоголя. Театральные изображения в Афинах ещё больше увековечили стереотипы, хотя большинство афинян никогда не сталкивались с настоящими скифами, формируя своё восприятие на основе сообщений из греческих поселений к северу от Чёрного моря.
Кубки Черепа и Ритуалы
Геродот, дотошный летописец древней истории, соткал яркий гобелен из жизни скифов, показав их нетрадиционную посуду – чаши из черепа. Созданные из останков врагов, эти сосуды служили одновременно трофеями и проводниками для коллективных возлияний. Под покровом вина и кубков из черепов истинная любовь скифов заключалась в кумысе, ферментированном кобыльем молоке. Этот напиток, помимо своей практической пользы, приобрёл духовное значение.
Он играл центральную роль в религиозных церемониях, где считалось, что его употребление укрепляло священную связь с божественным, способствуя единству разрозненных скифских племён. Скифы, отвергая традиционное купание, предпочитали «сауны с марихуаной». Воздвигнув треугольный каркас из шерстяных циновок, они наполнили его парами конопли, создавая не просто очищающие пространства, но и царство эйфории.
Наследие и неожиданное возрождение
Скифы, прославившиеся своим воинским мастерством и искусством верховой езды, оставили неизгладимое наследие в своей практике питья. Знаменитая чаша из черепа, когда-то символизировавшая скифскую браваду, неожиданно возродилась в IX веке. Болгарский хан Крум после победы над византийской армией перепрофилировал череп императора Никифора, облицовав его серебром и восстановив в качестве церемониального сосуда для питья – тонкое возрождение ушедшей традиции в Дунайском регионе.
Скифы, степные кочевники, впитывали не только духи, но и сложную игру культурного обмена, стигматизации и ритуальных адаптаций. От чашек из черепа до кумыса, их обычаи питья демонстрируют динамичную культурную идентичность, сформированную встречами, столкновениями и изобретательными адаптациями.
Скифы, по-видимому, не только доблестно вступали в битву, но и праздновали своё кочевничество посредством духов, которых они поднимали в празднованиях и ритуалах. По иронии судьбы, в наше время распространённая практика употребления неразбавленного вина проводит параллели со скифами, подчёркивая непреходящее влияние древних обычаев питья.
👌 Делайте с нами, а потом сами! 🤙
Всем спасибо за внимание, пишите свои мысли в комментариях, подписывайтесь на канал 🔔, вступайте в ряды винокуров Клуб Самогонъ-Б12 в Телеграмм для общения на темы виноделия и винокурения.
⚠️ Покупайте у нас: на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Доставка бесплатная.
Товары для нашего хобби в интернет-магазине Самогонъ-Б12. Заходите!!! Подписчикам канала скидка по промо коду SL-1H8AK-XP7KF13. 👉 Переходите по ссылке и заказывайте. Доставляем транспортными компаниями по всей России.