Найти в Дзене
Самогонъ-Б12

Пью как скиф. Духи степи: скифская питейная культура.

Оглавление

Этот материал написан для расширеня кругозора винокуров и всех желающих повысить свой культурный уровень на ниве винокурения. Как сказал однажды Цицерон: «Не знать истории — всегда быть ребёнком», а Константину Кушнеру принадлежит фраза с которой я соглашусь: "История – наука будущего". Поэтому читайте, пишите комментарии. Если тематика исторических хроник будет интересна подписчикам, то буду периодически писать их для вас.

Духи степи: скифская питейная культура.

На просторах евразийской степи скифы предстают как кочевая мозаика, слияние племён, берущих своё начало в современном Иране. Между 900 и 200 годами до нашей эры они широко кочевали от северных берегов реки Дунай до обширных территорий Монголии и Китая. Хотя их боевое мастерство часто подчёркивается, сложные нюансы их культуры питья представляют собой захватывающую призму, через которую можно увидеть сложность их кочевого существования.

Источник картины https://www.rgo.ru/ru/article/nam-lozhem-sluzhit-vsya-zemlya-o-skifskom-vospriyatii-mira-po-psevdo-anaharsisu
Источник картины https://www.rgo.ru/ru/article/nam-lozhem-sluzhit-vsya-zemlya-o-skifskom-vospriyatii-mira-po-psevdo-anaharsisu

Эволюция привычек питья

Ранние скифы, вопреки своей более поздней репутации, изначально не отличались склонностью к алкоголю. Выживание кочевников зависело от лошадиного молока, возможно, сопровождавшегося элементарной формой кумыса ( кисломолочного напитка, приготовленного из кобыльего молока). Трансформационный сдвиг произошёл, когда эти кочевники столкнулись с богатым разнообразием греческой, персидской, ассирийской и китайской культур, каждое взаимодействие оставляло неизгладимый след в их развивающихся привычках питья.

Примечательно, что столкновение между скифской и греческой культурами питья вызвало разногласия, поскольку греки, привыкшие разбавлять вино для ясности ума, были потрясены предпочтением скифов неразбавленного вина, преследуемого специально для опьянения. Это столкновение культурных практик привело к созданию таких фраз, как «пить как скиф», символизирующих понятия излишества и беспорядка.

Древнегреческий лирический поэт Анакреонт, один из Девяти лириков. Дата рождения	570/559 до н. э.
Древнегреческий лирический поэт Анакреонт, один из Девяти лириков. Дата рождения 570/559 до н. э.

Древнегреческий поэт Анакреонт повторил эти опасения в стихах, в которых подчёркивался хаос, связанный с употреблением несмешанного вина. Благодаря культурному осмосу, скифы вплелись в полотно древнегреческого языка, а такие выражения, как «пить как скиф», служили обозначением чрезмерного употребления алкоголя. Театральные изображения в Афинах ещё больше увековечили стереотипы, хотя большинство афинян никогда не сталкивались с настоящими скифами, формируя своё восприятие на основе сообщений из греческих поселений к северу от Чёрного моря.

Кубки Черепа и Ритуалы

Геродот, дотошный летописец древней истории, соткал яркий гобелен из жизни скифов, показав их нетрадиционную посуду – чаши из черепа. Созданные из останков врагов, эти сосуды служили одновременно трофеями и проводниками для коллективных возлияний. Под покровом вина и кубков из черепов истинная любовь скифов заключалась в кумысе, ферментированном кобыльем молоке. Этот напиток, помимо своей практической пользы, приобрёл духовное значение.

В России кумыс стал широко известен только в XVIII веке, после того как царский посланник по иностранным делам А. И. Левшин составил «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», в которой подробно рассказал о свойствах кумыса. Фото с сайта https://www.perunica.ru/zdrava/10179-kumys-mlechnoe-vino-skifov.html
В России кумыс стал широко известен только в XVIII веке, после того как царский посланник по иностранным делам А. И. Левшин составил «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», в которой подробно рассказал о свойствах кумыса. Фото с сайта https://www.perunica.ru/zdrava/10179-kumys-mlechnoe-vino-skifov.html

Он играл центральную роль в религиозных церемониях, где считалось, что его употребление укрепляло священную связь с божественным, способствуя единству разрозненных скифских племён. Скифы, отвергая традиционное купание, предпочитали «сауны с марихуаной». Воздвигнув треугольный каркас из шерстяных циновок, они наполнили его парами конопли, создавая не просто очищающие пространства, но и царство эйфории.

Наследие и неожиданное возрождение

Скифы, прославившиеся своим воинским мастерством и искусством верховой езды, оставили неизгладимое наследие в своей практике питья. Знаменитая чаша из черепа, когда-то символизировавшая скифскую браваду, неожиданно возродилась в IX веке. Болгарский хан Крум после победы над византийской армией перепрофилировал череп императора Никифора, облицовав его серебром и восстановив в качестве церемониального сосуда для питья – тонкое возрождение ушедшей традиции в Дунайском регионе.

Тантрическая чаша из головы черепа, именуемая капалой, символизирует голову бога творца Брахмы и победу над тем, что Брахма олицетворяет. А олицетворяет он то, что создает ограниченное мироздание (ашуддха адхван), интеллект, эго, гордыню, официоз и брахманизм, ортодоксальный индуизм, с его косным делением на ритуально чистое и нечистое. Капала обладает волшебством превращения яда (алкоголь, символизирующий элементы нечистого мира) в амриту (напиток богов).
Тантрическая чаша из головы черепа, именуемая капалой, символизирует голову бога творца Брахмы и победу над тем, что Брахма олицетворяет. А олицетворяет он то, что создает ограниченное мироздание (ашуддха адхван), интеллект, эго, гордыню, официоз и брахманизм, ортодоксальный индуизм, с его косным делением на ритуально чистое и нечистое. Капала обладает волшебством превращения яда (алкоголь, символизирующий элементы нечистого мира) в амриту (напиток богов).

Скифы, степные кочевники, впитывали не только духи, но и сложную игру культурного обмена, стигматизации и ритуальных адаптаций. От чашек из черепа до кумыса, их обычаи питья демонстрируют динамичную культурную идентичность, сформированную встречами, столкновениями и изобретательными адаптациями.

Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этой золотой чашей, то, по мнению скифов, не проживет и одного года.
Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этой золотой чашей, то, по мнению скифов, не проживет и одного года.

Скифы, по-видимому, не только доблестно вступали в битву, но и праздновали своё кочевничество посредством духов, которых они поднимали в празднованиях и ритуалах. По иронии судьбы, в наше время распространённая практика употребления неразбавленного вина проводит параллели со скифами, подчёркивая непреходящее влияние древних обычаев питья.

👌 Делайте с нами, а потом сами! 🤙

Всем спасибо за внимание, пишите свои мысли в комментариях, подписывайтесь на канал 🔔, вступайте в ряды винокуров Клуб Самогонъ-Б12 в Телеграмм для общения на темы виноделия и винокурения.

Торговые площадки Самогонъ-Б12
Торговые площадки Самогонъ-Б12

⚠️ Покупайте у нас: на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Доставка бесплатная.

Товары для нашего хобби в интернет-магазине Самогонъ-Б12. Заходите!!! Подписчикам канала скидка по промо коду SL-1H8AK-XP7KF13. 👉 Переходите по ссылке и заказывайте. Доставляем транспортными компаниями по всей России.

📜 Читайте и смотрите на нашем канале: