2K подписчиков

Роль устной речи в воспитании счастливых детей

Мы все хотим одного и того же для наших детей – чтобы они были счастливы. Счастливые дети имеют хорошее самочувствие и растут знающими, что они добрые, умные и важные. Так как же нам привить эти качества нашим детям?

Фото девочки, у которой будут брать интервью
Фото девочки, у которой будут брать интервью

Разговор, чтобы учиться

Во-первых, мы должны понимать, что дошкольный возраст (3–5 лет) — это важный этап языкового развития, который логопеды называют периодом «разговора, чтобы учиться». В этот период дети больше не «учатся говорить», а вместо этого используют свои устные языковые навыки для мышления.

Критическое мышление возникает, когда дети используют свои существующие знания и опыт для решения проблем, прогнозирования результатов, формирования мнений, сравнения сценариев, выражения эмоций, проецирования мыслей, оценки идей и творческого мышления. Именно этот «язык мышления» закладывает основу для выращивания «добрых, умных и важных» людей.

«Ты добрый»

Чтобы быть добрыми, нашим детям необходимо развивать навык, известный как «теория разума» (понимание того, что люди не разделяют одних и тех же мыслей и чувств, что и вы, развивается в детстве). Как и многие другие социальные навыки, устная речь является важнейшим элементом в разработке теории разума, особенно посредством «языка проекции».

Язык проекции использует сложные утверждения «а что, если», чтобы помочь детям увидеть вещи с другой точки зрения — навык, который не даётся естественным образом маленьким детям, которые по своей природе эгоцентричны.

Советы по проектированию

Проецирование чувств: «Если бы я был маленьким поросёнком, мне бы не понравилось то, как мой дом разрушает большой волк».

Проецирование слов: «Если бы ты был медвежонком, что бы ты сказал Маше, когда увидел, что она спит в твоей постели?»

Проецирование потребностей/желаний: «Если бы я был котиком, я бы захотел тёплое молоко».

Если мы будем развивать этот «язык проекции», мы поможем развить в наших детях сочувствие, что позволит им формировать и поддерживать прочные отношения в школе и в жизни и, в конечном итоге, быть «добрыми» людьми. Фактически, исследования показали, что когда матери используют слова, которые относятся к мышлению и чувствам, когда они разговаривают со своим ребёнком, это помогает теории развития ума их ребёнка.

Совет для обсуждения: ролевая игра и притворство — особенно мощный инструмент в развитии языка проекции, теории умственных способностей и, в конечном счёте, эмпатии.

Фото мамы и дочери
Фото мамы и дочери

«Ты умный»

В мире есть самые разные «умные» люди, но общепринято, что ваша способность идентифицировать проблему, проводить мозговой штурм и пытаться решить проблему является сильным показателем «интеллекта», а также полезным. Навыки устной речи, необходимые для решения проблем, являются важным навыком, который ваши дети должны практиковать и развивать, чтобы быть «умными».

В контексте чтения выявление основной проблемы в рассказе и обсуждение альтернативных решений — отличная стратегия чтения вслух для родителей, позволяющая поддержать способности своего ребёнка решать проблемы и понимать прочитанное сейчас и в будущем.

Решение проблем в жизненных историях

Определите проблему: «Кажется, Таня плачет из-за того, что её брат отнял у неё зайчика».

Найдите решения для мозгового штурма: «Можно дать ей другую игрушку, либо попросить брата отдать ей зайчика через некоторое время».

Определитесь с лучшим вариантом и действуйте.

В нашей повседневной жизни есть множество возможностей, где мы можем практиковать язык решения проблем с нашими детьми. Моделирование мыслительного процесса решения проблем вслух — отличный способ поддержать критическое мышление ваших детей. Родители и преподаватели, которые наиболее успешны в развитии решения проблем, — это те, кто искренне говорит на своём языке и даёт возможность своему ребёнку участвовать в этом процессе.

Решение проблем в повседневной жизни

Определите проблему: «Я не уверен, что все эти вещи поместятся в стиральную машинку».

Решения для мозгового штурма: «Я мог бы разделить стирку вещей на два этапа».

Совет для разговора: постарайтесь сбалансировать свои комментарии и вопросы, чтобы это было похоже на разговор, а не на допрос. Именно ваши комментарии, а не ваши вопросы, дадут вашему ребенку необходимый язык еще до того, как он начнет читать.

«Ты важен»

Способность выносить суждения, формировать мнения, связывать предыдущие знания с новыми знаниями и сравнивать свой собственный опыт с опытом других – всё это поддержит у ваших детей чувство собственной важности в современном мире. Используйте «язык оценок и переживаний», чтобы способствовать развитию у вашего ребёнка чувство собственной важности.

Ссылка на опыт: «Это напоминает мне тот раз, когда мы пошли в детский сад и увидели на клумбе этот красивый цветок».

Ссылка на предварительные знания: «Собака в этой истории выглядит так же, как собака нашего соседа».

Поделитесь своими мыслями: «Я думаю, что лягушка была очень жадной и ничем не делилась».

Поделитесь своим мнением: «Какая страница книги тебе понравилась больше всего?»

Устный язык – суперсила

Критическое мышление и устная речь взаимосвязаны: по мере развития одного навыка растёт и другой. Логопеды называют эти навыки критического мышления «языком для мышления», и они вносят значительный вклад в будущие успехи в коммуникативных навыках, понимании прочитанного, общие академические успехи и, что более важно, в то, чтобы стать «счастливыми» маленькими людьми.

Фактически, исследования показывают, что устная речь является сверхспособностью, поскольку уровень языковых навыков ребёнка до поступления в школу фактически предсказывает его успехи как в математике, так и в чтении, и даже в социальных навыках.

Дети дошкольного возраста в значительной степени полагаются на поддержку окружающих их взрослых, которые развивают эти навыки в раннем возрасте во время разговора, игры и чтения. Они рождаются с потенциалом развития навыков критического мышления, но наличие этих навыков и степень их очевидности во многом зависят от окружающей их среды.