Решил выложить здесь редкие фотографии Шолохова – как иллюстрации к моей книге «Шолохов. Незаконный», в саму книгу не вошедшие.
Одна из моих главных претензий ко всем скульпторам, ваявшим Шолохова, – они делали его чаще всего почти стариком. Но Шолохов написал три четверти им созданного – к 35 годам!
Памятники ему ставить надо вот такому, какой он на этих фото.
Какой же он всё-таки красивый был.
1923-24 примерно. Он пишет первые рассказы.
1929 год.
Конец 1929 года. Написаны «Донские рассказы» и две первые книги «Тихого Дона». Мелехова он явно писал в том числе и с себя самого.
1930-й. Кажется, похож на какого-то советского киноактера 60-х?
1933 год. В прошлом, 1932 году, опубликовал первую книгу романа «Поднятая целина». Загнан заботами, муками, катастрофами коллективизации на Дону; к нему непрестанно идут ходоки. Тем не менее в 1933 году он издает третью книгу «Тихого Дона».
С женой, дочкой Светой и сыном Сашей, 1934 год. И теперь внимание – именно с этой Светой, Светланой Михайловной, я говорю в самом финале книги «Шолохов. Незаконный». Она полная сил, яркая женщина, остроумная, читающая без очков и пишущая бисерным почерком. Отлично помнит 1934 год и вообще любой год и рассказывает в удивительных подробностях. Сколько ей лет, я даже не рискую сосчитать. Но глядя на неё, я понял, что жизнь может быть почти бесконечной. И ещё понял, какое здоровье имел сам Шолохов. На какую огромную жизнь мог бы рассчитывать. Если бы…
1935 год. С сыном Сашей. Редкая прическа. Такого Шолохова мало кто помнит. Но был и такой период. Кажется, у меня немного похожа форма головы с ним. Ну хоть чем-то…
1936. Собаки и другие люди. Он, кстати, был отличнейший стрелок.
1936. За три-четыре года он и возмужал и начал стареть. Это очень тяжелые годы были. А ему… всего 31 год.
1937 год. Начинается погоня. Кто читал главу «Погоня» в моей книге, тот поймёт. Он переживёт 4 главы Ростовского НКВД. Все четверо будут собирать на него и его окружение папку компромата. Когда я писал, я всё время задавался вопросом: неужели не у самых глупых людей совсем нет, ну как бы сказать, ориентации на вечное. Проще говоря, неужели они не боялись войти в историю, как «…тот самый ублюдок, что загубил Шолохова». Впрочем, это состязание они проиграли. Ему. Вот который на этой фотографии.
1938-й. Только исполнилось 33. Возраст Христа. Умудренный, словно прожил три жизни уже. На Дону – главный авторитет, безоговорочно почитаемый народом и ненавидимый руководством.
1940-й. Закончен «Тихий Дон». Гений. Простой и очень уставший. Победил всех, кто хотел его угробить. Рядом - та самая Света, с которой я пил чай… 81 год спустя.
1941 год. Триумфатор, советская суперзвезда, чьи фотокарточки продаются в киосках «Союзпечати» по всей стране. Популярнее любых артистов. Последнее предвоенное фото. Дальше будет война. 4 фронта. Погоны полковника. «Они сражались за родину» – задуманный как трехтомник. То, что мы с вами знаем, – это второй том. Первый будет написан и сожжен. Ещё будет «Судьба человека», второй том «Поднятой целины», Нобелевская премия и невероятная мировая слава – миллионы проданных книг на десятках языков.