Цель: развитие экологического сознания детей.
Задачи:
- способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- развивать чувство радости от единения с природой, внимание, мышление, воображение, сенсорно-перцептивную сферу, пантомимические средства выразительности;
- воспитывать нравственное, познавательное и эстетическое отношение к природе.
Материал и оборудование: макеты деревьев, шишки, жёлуди, муляжи грибов, карточки с изображением деревьев (берёза, осина, дуб, рябина, сосна, ель) и их листьев или хвои (по количеству детей), картина «Лес», картина с изображением осеннего лесного пейзажа к заданию «Что перепутал художник», по количеству детей: сувениры из природного материала, осенние листья из бумаги с изображением радости, грусти, спокойствия, листья, гуашь, кисти, подставки для кисти, листы бумаги формата А4 для рисования влажные салфетки аудиозаписи; спокойной, релаксационной, весёлой музыки, голоса Лесовичка, звука входящего сообщения, «Звуки леса», шуршания листьев, песни «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского); мультимедийная установка, мольберты.
Ход мероприятия
Часть помещения оформлена в виде осеннего леса (расставлены макеты деревьев, на полу шишки, жёлуди, муляжи грибов). Звучит спокойная музыка. Дети становятся в круг.
Приветствие
Педагог (П.). Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга!
Вместе с солнышком встаём,
(Руки вверх, потянуться.)
Небу мы улыбку шлём.
(Улыбнуться друг другу.)
Всей Земле — большой привет!
(Помахать поднятой рукой.)
Ведь её прекрасней нет!
(Шагать на месте, хлопать в ладоши.)
Раздается звук входящего сообщения. На экране — изображение Лесовичка.
Лесовичок (в аудиозаписи). Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости, а куда — догадайтесь, отгадав загадку:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой.
То еловый, то дубовый,
То осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов.
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой. (Лес.)
С. Курдюков
П. Правильно, это лес. Хотите отправиться в лесное путешествие? (Да!) Тогда в путь!
Звучит фрагмент песни «Вместе весело шагать». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Игра «Вместе весело шагать»
П. Представьте, что мы идём друг за другом по узкой-узкой тропинке. Теперь парами по широкой дорожке. Проходим под низкими веточками. Прыгаем по камушкам через ручеёк. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Вот мы и добрались! (Подходят к «лесу».)
Ребята, посмотрите, как красиво! Лес осенью богат дарами! Оглянитесь вокруг, что вы видите? (Ответы детей.) Хорошо в осеннем лесу! Закройте глаза, вдохните лесные запахи. Чем пахнет в лесу? (Ответы детей.) Воздух в лесу свежий и чистый. Присаживайтесь на полянку.
Дыхательное упражнение
Звучит аудиозапись «Звуки леса». Дети делают несколько коротких вдохов через нос, затем ненадолго задерживают дыхание и продолжительно равномерно выдыхают.
П. Ребята, какие звуки вы слышите? (Ответы детей.) Да, слышны голоса птиц, шум ветра, шуршание листьев, скрип деревьев. Давайте превратимся в деревья, которые растут в лесной чаще.
Коммуникативная игра «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг спиной друг к другу и выполняют движения.
П. Ярко светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаются на носки, тянутся руками вверх, перебирая пальцами). Но тут подул сильный ветер и стал раскачивать деревья. Крепко держатся деревья корнями, устойчиво стоят и только покачиваются из стороны в сторону (раскачиваются, напрягая мышцы ног). Ветер принёс тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (лёгкими движениями подушечками пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливают движения). Деревья начали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (поглаживают ладонями спину стоящего впереди). И вот снова выглянуло солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли дождя, почувствовали свежесть и бодрость! (Дети обнимают друг друга.)
Рисование «Осенние листья»
Дети выполняют рисунок в технике монотипия: наносят гуашь на лист дерева и прикладывают к бумаге, затем дорисовывают получившееся изображение.
П. Лес хранит много тайн и загадок. Сегодня мы постараемся разгадать их.
Слышится шуршание листьев.
П. Ребята, к нам кто-то идёт…
Выходит Лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы пришли ко мне в гости!
Я — Лесовичок,
В бороде листвы клочок.
С палкой я хожу вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Природу охраняю,
Недостатки замечаю.
С. Краскова (перераб.)
Я приготовил для вас задания.
Задание «С какой ветки детки?»
На мольбертах — карточки с изображением деревьев. У каждого ребёнка — карточка с изображением листка или хвои. Необходимо определить, с какого дерева этот листок или хвоя, и подойти к соответствующему мольберту.
Задание «Найди лесных зверей»
Детям рассматривают картину «Лес» и отыскать на ней «спрятавшихся» зверей.
Задание «Что перепутал художник?»
Детям предлагается на картине с изображением осеннего лесного пейзажа найти ошибки, которые допустил художник, и объяснить их.
Лесовичок. Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Теперь давайте поиграем!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю колдовать!
Чудеса свершаются —
В лесных зверей все превращаются!
Игра «Превращения»
Каждый ребёнок по очереди изображает лесного зверя, остальным необходимо отгадать, в кого он превратился.
Лесовичок. А вы знаете, зверята, что музыкальные движения поднимают настроение?
Некогда нам унывать —
Будем дружно танцевать!
Танцевальная терапия
Дети в парах танцуют под весёлую музыку.
Лесовичок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю колдовать!
Чудеса свершаются —
В ребят все превращаются!
Лесовичок дарит детям на память сувениры, прощается и уходит.
П. Ребята, вы побывали лесными зверятами, предлагаю ещё пофантазировать и поиграть.
Игра «Если бы я был…»
Дети передают друг другу шишку и продолжают предложение, которое произносит педагогический работник:
Если бы я был(а) солнцем, то…
Если бы я был(а) дождём, то...
Если бы я был(а) ветром, то…
Если бы я был(а) полевым цветком, то…
Если бы я был(а) птицей, то…
Если бы я был(а) осенью, то…
Если бы я был(а) деревом, то…
Психогимнастика «Наше сердце»
Звучит релаксационная музыка.
П. Ребята, присядем на полянку и послушаем, как стучит наше сердце. (Дети прикладывают ладонь к сердцу, слушают его стук.) Наше сердечко — это неисчерпаемая чаша любви и добра. Яркий и тёплый свет добра разливается по всему телу, рукам, ногам… Почувствуйте его. (Пауза.) Давайте поделимся добром и любовью со всеми животными и растениями леса. (Дети «рисуют» сердце и дуют на ладони.) Им обязательно станет теплее оттого, что о них помнят, их любят, ценят и берегут.
Берегите лес, друзья,
Без него нам жить нельзя!
Красота живая — лес,
Пусть растёт он до небес!
Пришла пора возвращаться.
Звучит фрагмент песни «Вместе весело шагать».
Игра «Вместе весело шагать»
П. Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей.) С каким настроением вы вернулись?
Рефлексия «Дерево настроения»
Детям предлагается выбрать осенний листок с изображением радости, грусти или спокойствия (в соответствии со своим настроением) и прикрепить его к макету дерева.
П. Я очень рада, что у вас много положительных эмоций от нашего путешествия. Давайте подарим друг другу улыбку! Пусть хорошее настроение никогда не покидает вас!