Начало здесь
Окончательно освоившись с цветистым колоритом бразильских мелодий, Стен Гетц полностью погружается в их пьянящий аромат и на одном дыхании создаёт три настоящих шедевра в открытом им стиле. Продолжив начатое в сотрудничестве с Чарли Бёрдом камерное звучание, он продвигается дальше и создаёт проекты сотрудничая непосредственно с подлинными бразильскими мастерами.
Первым проектом из этой серии стал альбом «Jazz Samba Encore!» («Джаз самба На бис!»). Основным партнёром Стена Гетца в этой работе стал гитарист Луис Бонфа, уже маститый мастер, стяжавший лавры как композитор, сочинивший музыку к сандтреку нашумевшего фильма 1959 года «Чёрный Орфей», главная тема с которого ("Manha de Carnival") прозвучала на предыдущем альбоме Стена Гетца («Big Band Bossa Nova») в качестве заглавного трека.
Не менее важным участником записи был композитор Антонио Карлос Жобим, сыгравший на гитаре и пианино в нескольких пьесах. Кроме того, он является автором трёх пьес ("So Danco Samba", "How Insensitive" и "O Morro Na Tem Vez"), ставших впоследствии популярными джазовыми стандартами. А одна из них (Insensatez) под английским названием "How Insensitive" вошла даже в репертуар 17-кратного обладателя премии "Грэмми“, знаменитого певца и композитора Стинга.
Отличный колорит создали и бразильские участники прекрасной ритм-секции. Однако особой новинкой проекта, его главной изюминкой, было включение в состав исполнителей вокалистки, роль которой досталась Марии Толедо, жене Луиса Бонфы, прекрасно вписавшейся в стилистику проекта, украсив его музыкальный гобелен своим проникновенным вокалом в четырёх пьесах. Хотя она использовала свой голос больше как инструмент, её мягкое пение, несомненно, преобразило весь альбом, начиная с первого трека. А добавление лёгкого эха в некоторые треки придало им почти мистическое обаяние. Но при этом Мария также продемонстрировала своё умение петь и в традиционном смысле, например в прекрасном треке Insensatez, на котором её пение так мастерски оттеняет изящное соло Стена Гетца и не менее изящное пианино Жобима.
Одним словом музыка этого альбома, несомненно, замечательна. Несколько отличаясь по ощущениям и подаче от своей чисто инструментальной предшественницы, Jazz Samba Encore!, в целом имеет более лёгкий и радостный, но не менее завораживающий тон. Вне всякого сомнения, этот альбом стал достойным продолжением находок и открытий, начатых работой над "Jazz Samba", но с ещё более сочным и мастерским звучанием.
Стен Гетц в окружении бразильских мастеров босса-новы сумел создать наиболее подлинное видение того, что происходило в Бразилии в то время. И сам он выглядел, пожалуй, большим бразильцем, нежели его партнёры. Он, как и на альбоме «Jazz Samba», находился в отличной форме, и его чувство времени, его мастерское использование фразировок безупречны здесь, как и всегда.
Кроме того, на этом альбоме чувствуется более продуманная работа в выборе материала, он производит впечатление целостности, наличия общей идеи, в отличие от "Jazz Samba", сработанного, как известно на чистом энтузиазме за полдня, что нисколько не умаляет отличных музыкальных качеств той записи.
Track list
A1 Sambalero 2:07
A2 So Dance Samba 3:35
A3 Insensatez 3:18
A4 O Morro Nao Tem Vez 6:50
A5 Samba De Duas Notas (Two Note Samba) 4:18
B1 Menina Flor 4:05
B2 Mania De Maria 2:30
B3 Saudade Vem Correndo 3:36
B4 Um Abraco No Getz (A Tribute To Getz) 4:20
B5 Ebony Samba 3:50
Personnell
· Bass – Don Payne (треки: A5 to B3, B5), George Duvivier (треки: A1 to A4, B4), Tommy Williams (3) (треки: A1 to A4, B4)
· Drums – Dave Bailey (треки: B3, B5), José Carlos (треки: A1 to A4, B4), Paulo Ferreira
· Guitar – Antonio Carlos Jobim (треки: A1 to A4, B4), Luiz Bonfá
· Piano – Antonio Carlos Jobim (треки: A3)
· Tenor Saxophone – Stan Getz
· Vocals – Maria Toledo (треки: A1, A3, A5 to B3)
Стен Гетц, похоже, работал над этим альбомом с особым вдохновением. На мой взгляд, это, возможно, лучший из полудюжины альбомов в стиле босса-нова, которые Стен Гетц записал в начале 1960-х годов. Источником его вдохновения, возможно, была великолепная, самозабвенная игра гитариста Луиса Бонфы и завораживающий голос его жены, Марии Толедо. Что бы не явилось причиной, но какая-то химия в звуках этого шедевра безусловно имеется. Этот диск буквально переполнен эмоциями — радостью, болью, нежностью, игривостью, — выраженными в звуках саксофона, гитары и вокала.
"Sambalero" - приятное двухминутное вступление к дальнейшему контенту. Пьеса начинается с короткого вокала Толедо, за которым следуют Гетц и Бонфа, причём каждый из них с ходу исполняет мелодию. Затем следует кульминация трека, в которой Гетц подыгрывает голосу Толедо, прежде чем закончить пьесу красивой сольной импровизировацией.
Атмосфера альбома накаляется с пьесы "Insensatez", которая начинается мягким, грустным вокалом Толедо, затем Гетц во втором корусе подменяет её. А его последующее соло становится всё более интенсивным, пока не достигает кульминации, в хладнокровно выдуваемых рожком Стена Гетца звуков любви, тоски и гнева. Управляя своей командой так же круто, как и всегда, он создал шедевр.
"Samba de Duas Notas" - это чистая игривость, начиная с вступительных тактов саксофона, гитары и вокала, заканчивая красивыми соло Бонфы и Гетца, а последующим возвращением к обыгрыванию темы.
"Menina Flor", наполненная нежной радостью, олицетворяет дух босса-новы. После того, как Толедо слегка излагает мелодию, Стен Гетц исполняет совершенно простое соло, а Толедо тихо поёт на заднем плане. Затем роли меняются: Толедо выходит на передний план, а Гетц прекрасно воспроизводит свою партию на заднем. За страстным соло Бонфы следует импровизация Стена Гетца на тему мелодии.
В "Ebony Samba" Стен Гетц звучит с дикой силой и замечательной самоотдачей, Бонфа соответствует ему по интенсивности, а затем Гетц с Толедо исполняют свою партию в традиционном для блюза формате «call-and-response».
Jazz Journal, старейший англоязычный журнал, основанный Синклером Трейлом в 1948 году и посвященный освещению джазовой музыки отозвался на этот диск в № 10 за 1963-ий год следующей рецензией (цитата):
Эта коллекция достигает высокого уровня предыдущих альбомов “Jazz Samba” и “Big Band Bossa Nova" и должна отличать ее гитара the Bunk Johnson из B.N., Луиса Бонфы. Есть подозрение, что мисс Толедо, восхитительная и довольно безобидная певица, была добавлена, чтобы нарушить оригинальную формулу первого альбома.
Приветствуя этот альбом как успешное и со вкусом подобранное джазовое предложение, я бы предположил, что Гетцу пора вернуться в чисто джазовую сферу, где он также является непревзойденным.
Однако у Стена Гетца и его партнёров по лейблу Verve, были на сей счёт свои соображения. И творчество Стена Гетца в следующие пару лет было продолжено в прежнем направлении.
Продолжение см. здесь