Друзья, привет! Сегодня в рубрике КИНО И МОДА я расскажу о культовом фильме 1972 года "Кабаре". Все об эстетике этого фильма, костюмах, его создателях и интересных фактах, всё-всё я постаралась собрать в этой статье, погрузившись с головой в этот удивительный мир, созданный Бобом Фоссом. СПОЙЛЕР! Это будет LONGREAD
ОСКАРОНОСНЫЙ КИНОШЕДЕВР
Если по какой-то причине вы не видели или не помните этот выдающийся фильм, который по жанру является мюзиклом, но по глубине и по сути своей-настоящей шекспировской трагедией, вам нужно для начала знать, что данная картина включена в список 100 величайших музыкальных произведений Америки в кино по версии Американского института кино. Фильм получил 10 номинаций на Оскар и выиграл 8 из них. В 2007 году Американский институт кинематографии назвал этот фильм величайшим фильмом всех времен. У фильма был огромный зрительский успех во всем мире. Открытием фильма «Кабаре» стала великолепная Лайза Миннелли, чье исполнение роли берлинской певицы и танцовщицы Салли Боулз перевернуло традиционные представления о том, каким может быть мюзикл.
В основе фильма лежит автобиографический роман 1939 года «Прощай, Берлин» Кристофера Ишервуда, который приехал в город в 1929 году. Именно там он нашел персонажей, ставших прототипами главной героини Салли Боулз ( Лайза Минелли ) и эксцентричного конферансье, которого в фильме сыграл неподражаемый Джоэл Грей (он, кстати, обошел Аль Пачино и Роберта Дюваля в борьбе за Оскар за лучшую мужскую роль второго плана).
ПРОТОТИП ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ
После успеха фильма 1972 года Джин Росс (вдохновительница образа Салли Боулз) до самой своей смерти в 1973 году подвергалась преследованиям журналистов. Она с горечью вспоминала репортеров, утверждавших, что они жаждут узнать об истинном Берлине тридцатых годов, при этом не желавших ничего знать ни о безработице, ни о бедности, ни о нацистах, марширующих по улицам. Все, что они хотели знать, это сколько у нее было любовников.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ | РЕМИНИСЦЕНЦИИ | ОММАЖ ЭПОХЕ
В этом фильме интересно всё! Каждая деталь! Я могла бы рассказывать о нем бесконечно, но наверное, лучше остановиться на наиболее ярких и интересных фактах. Начну с удивительных и незаметных с первого раза деталей, второстепенных персонажей, которые, играют немаловажную роль.
Буквально с первых кадров фильма нас погружают в эстетику маленького кабаре в Берлине начала 30-х годов. Мы видим глаза конферансье крупным планом, отражающиеся в кривых зеркалах, всё поэзия, всё метафора в этом кадре. В каждом кадре фильма. Все гости кабаре списаны с холстов импрессионистов, все нарочито карикатурны. Но именно они сразу настраивают наш глаз на нужную эстетическую волну. Например, странная дама, появляющаяся в начале фильма, сидящая в задней части клуба «Кит-Кэт» с сигаретой, основана на картине «Портрет журналистки Сильвии фон Харден», написанной в 1928 году немецким художником-экспрессионистом Отто Диксом.
Не могу не сказать пару слов о второстепенных персонажах. Боб Фосс сознательно сделал ставку на немецких и британских актеров. Аутентичности в фильме уделено немало внимания. Собственно, сам фильм снимали в Берлине и Мюнхене и даже журналы, которые постоянно читает главная героиня- это настоящий немецкий "глянец" 30-х годов. Так вот, друга Салли (главной героини в исполнении Лайзы Минелли), жиголо, прожектёра и охотника за богатыми наследницами сыграл немецкий актер Фриц Веппер. Харизматичный немец отлично знаком российскому зрителю по детективному сериалу "Инспектор Деррик", который много лет шел на канале ТВЦ.
Еще одним примечательным героем второго плана является Мариса Беренсон в роли еврейки Наташи. Неземная красавица с зелеными глазами, наследная принцесса мирового гламура, родная внучка великой Скьяп, одной из главных фигур довоенной моды- ЭЛЬЗЫ СКИАПАРЕЛЛИ. Актриса, модель, светская дива. Она уже успела мелькнуть в «Смерти в Венеции» у Висконти и украсить собой все обложки главных глянцевых журналов мира. В «Кабаре» она воплощает всю утонченность и хрупкость красоты, беззащитной перед разбушевавшимися силами зла.
Одна из самых ярких ролей в фильме досталась невероятному Джоэлу Грею. Он единственный, кто до выхода фильма играл свою роль и на бродвейских подмостках в течение нескольких лет. И это понятно. Кто бы мог его заменить? Его фигура, фактура, лицо, харизма, манера двигаться, голос- все идеально попадает в образ. Он настолько органичен в этой противоречивой роли, которая одновременно вызывает целую бурю эмоций от восхищения до полного отторжения. Настолько многогранный и в то же время цельный персонаж, который хотя и является второстепенным, но по факту его без натяжки можно отнести к главным героям. Достаточно упомянуть фильм "Кабаре" и перед глазами сразу появляется этот жуткий, фриковатый, скользский, кажется лишенный какой-либо эмпатии, испорченный и глубоко порочный конферансье. Но при всей кажущейся неприязни, которую вызывает данный персонаж, от него невозможно оторвать взгляд. Чем больше на него смотришь, тем большее попадаешь под его отрицательное обаяние, он как будто одурманивает тебя каким-то сладким ядом.
Что касается Лайзы Минелли, то ее участие в фильме было под большим вопросом. Как оказалось, у нее был сильный сколиоз с раннего детства, в чем она честно призналась Бобу Фоссу. Лайза откровенно рассказала, что у нее одно плечо выше другого, и хорошо было бы это как-то скрыть, чтобы это было не так заметно на экране. Больше всего она переживала за номер "Mein Herr". Боб все понял. Боб умел убеждать. "Не волнуйся, Лайза. Я знаю, каким боком посадить тебя на этот чертов стул, чтобы ты стала с ним одним целым. Этот стул прорастет сквозь тебя, или ты сквозь него, как дикий цветок. Ты будешь балансировать на самом его краешке, ты будешь плясать на одной его ножке. Ты будешь парить с ним в воздухе. И этот самый обычный венский стул с гнутой спинкой войдет в историю, потому что с ним танцевала, на нем сидела и его прижимала к груди Лайза Миннелли!
В итоге, номер со стулом, о котором так переживала Лайза Минелли, стал величайшим шедевром всех времен. Из четырех, вошедших в фильм музыкальных номеров в исполнении актрисы, "Mein Herr" стоит на первом месте и именно этому номеру я уделю сегодня особое внимание. Собственно, это он вдохновил меня на написание данной статьи.
MEIN HERR
Когда Лайза Миннелли исполнила «Mein Herr» в жилетке с бретельками, отсылающих нас к стилю дерби, коротких шортах, подвязках и высоких ботинках на шнуровке, она не только создала величайший номер в истории в кино, но и заработала «Оскар» за лучшую женскую роль. В дальнейшем этот образ стал без преувеличения каноническим, шедевр в миниатюре, блестяще воплощенный хореографическим гением Боба Фосса, который сам был блестящим танцором с раннего детства, и безупречно исполненный Лайзой Минелли.
Ее костюм здесь играет такую же главную роль, как и его хозяйка. И вот теперь самое время о нем поговорить.
Что меня заинтересовало в этом костюме, так это то, как он далек от исторической точности, это лишь тонкий намек на историческую достоверность. Он одновременно демонстрирует нам время, о котором повествует фильм и время, в которое поставлен фильм. Проще говоря, глядя на него из 2024 года, я скорее вижу моду семидесятых, а не Берлин тридцатых. Этот котелок и макияж с огромными ресницами, гипертрофированный акцент на огромных глазах, ее зеленый лак, расшитые пайетками шорты на самом пикантном месте, ботинки на платформе — все это типичные маркеры поп-культуры 70-х. Подобный стиль прослеживается и в фильме Стенли Кубрика "Заводной апельсин", снятом годом ранее, и в узнаваемых образах топ-модели Твигги, подобный стиль мы видим в чехословацком фильме "Моргиана" 1972 года, а также подобные образы широко транслировались звездами глэм-рока на момент выхода фильма и в течение многих лет после этого. Сочетание нижнего белья и мужской одежды поп-звезды от Боуи до Мадонны эксплуатировали на протяжение почти пяти десятилетий с момента дебюта этого костюма.
В то же время, данный номер и костюм- явный оммаж номеру Марлен Дитрих в "Голубом ангеле", а расшитые стразами шорты в пикантном месте- остроумный намек на задранную юбку Марлен.
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ ФИЛЬМА "КАБАРЕ"-ШАРЛОТТА ФЛЕММИНГ
Выбор художника по костюмам для этого фильма пал на немецкого стилиста Шарлотту Флемминг, которая справилась с этой сложнейшей задачей просто блестяще! Этой работой она вписала себя золотыми буквами в историю кино, хотя ее имя по сей день известно только большим знатокам и ценителям. Фрау Флемминг родилась в 1920 году в Германии, что не могло не стать огромным подспорьем в ее восприятии эстетики Берлина 30-х.
Гениальность работы художника заключается в том, что она идеально почувствовала хореографию Боба Фосса. Не смотря на тусклое освещение и темные цвета в номере "Mein Herr", невозможно не уловить каждое движение Лайзы Минелли. Эта сцена, этот костюм и хореография рассказывает нам большую часть того, что нужно знать о личности Салли Боулз.
Не смотря на очевидное влияние моды 70-х в образе Салли Боулз, нельзя не отметить и точность стилизации моды Берлина 30-х, когда элементы мужской одежды были просто писком женской моды. Достаточно вспомнить о Марлен Дитрих в смокингах и цилиндрах.
С именем Дитрих, кстати, связан интересный факт. Когда Лайза Минелли прорабатывала образ своей героини- Салли Боулз, она советовалась со своим отцом- Винтсентом Минелли-, который был выдающимся американским режиссером. Лайза спросила отца, нужно ли ей ориентироваться на образы Дитрих для создания образа Салли, и тогда отец посоветовал ей забыть о Дитрих и изучить все, что только возможно о Луизе Брукс, в которую, как говорят, он был влюблен.
Но вернемся к работе Шарлотты Флэмминг.
Дизайн костюмов Шарлотты Флемминг прекрасно воссоздает моду 1931 года Веймарской эпохи. Чего я не могу понять, так это почему его не номинировали на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов в 1972 году!?
КОНФЛИКТ ДИЗАЙНЕРОВ
Во время работы над образами "Кабаре" не обошлось без конфликта. Шарлотта Флемминг получила признание за культовые образы, которые носила Лайза Миннелли в роли веймарской «It Girl» Салли Боулз, режиссер и вся съемочная группа были в восторге. Все, кроме Лайзы Минелли. На ее мнение об этих образах и костюмах во многом повлиял ее друг и легендарный кутюрье Рой Холстон. К тому времени он был не только другом, но и стилистом звезды, а она его безусловной музой. Недовольная костюмами Флемминг, Миннелли пригласила Холстона на съемочную площадку «Кабаре», и они вместе изменили некоторые костюмы Салли, используя подлинные наряды 30-х годов. Минелли хотела аутентичную винтажную одежду, но большая часть костюмов той эпохи была утилизирована после окончания войны. Холстон и Минелли вместе с женой Фосса, Гвен Вердон, поехали в Париж и обыскали блошиные рынки в поисках подходящих вещей. Винтажная шубка-кокон, напоминающая кимоно, которую по сюжету Салли дарит ее богатый любовник, была в крайне плохом состоянии, и, по воспоминаниям Гвен Вердон, в перерывах между съемками она сидела в гримерке Миннелли и сшивала эту шубку буквально по кусочкам. Лайза Минелли также использовала несколько фирменных вещей от бренда Холстона, в том числе тот самый костюм из номера «Mein Herr». Да, да, тот самый, о котором я писала выше и который долгое время приписывали Шарлотте Флемминг. Роль Холстона в создании образов Миннелли для "Кабаре" была раскрыта в недавнем прошлом, когда актриса выставила на аукцион несколько костюмов из фильма и на них оказалась этикетка дизайнера. Но вся эта история, разумеется касалась только образов героини Лайзы Минелли- Салли Боулз. Видимо, ей так хотелось целиком и полностью участвовать в создании образа, что она не смогла отказать себе в удовольствии нарядить свою героиню согласно своим представлениям о ней, вместе с Холстоном, чьему вкусу и мнению она безгранично доверяла. Творческий процесс- дело тонкое, но ведь главное-результат, а он получился блестящим!
ЛИЧНАЯ ДРАМА
А вот еще один эпизод с подбором костюма, который был не менее драматичным уже для режиссера фильма-Боба Фосса. Фосс или Фосси, как произносят сами американцы, был очень любвеобильным человеком, как большинство гениев! Не смотря на это, он обожал свою вторую жену Гвен Вердон, она была его главной танцовщицей, его музой, соратником и другом, матерью его единственной дочери. Гвен принимала активное участие в работе над "Кабаре", когда однажды Шарлотта Флемминг столкнулась с проблемой. Она не смогла найти в Берлине подходящий костюм обезьяны для одного из музыкальных номеров. И тогда Гвен Вердон вылетела в Штаты, чтобы отыскать и привезти этот костюм. Вернувшись на съемочную площадку она застала мужа в объятиях старлетки из массовки. Разразился скандал, пара была на грани развода. Боб буквально горел страстями от съемок и страстями на личном фронте. Но, как говорят, страданиями душа совершенствуется. Возможно, личные переживания помогли ему тоньше и глубже взглянуть на личные драмы своих героев.
САЛЛИ БОУЛЗ И ЕЕ ОБРАЗЫ
Я думаю, что не стоит подробно касаться сюжета фильма и анализа событий в нем. Тем, кто смотрел фильм это и не нужно, а тем, кто еще не видел, будет вдвойне интереснее посмотреть и поразиться тому, что этот фильм актуален сегодня как никогда. Как близко он соприкасается с сегодняшними реалиями и каждый увидит в нем столько отсылок ко многим современным нам событиям. Но не коснуться главной героини фильма-Салли Боулз, говоря о "Кабаре" просто невозможно. Мы рассмотрим ее образы на сцене клуба "Кит-Кэт" и образы вне стен кабаре. Костюм для самой первой песни Салли "Mein Herr" мы уже обсудили чуть выше и я считаю этот номер заслуженно является самым сильным ее выходом.
Салли одержима идеей стать кинозвездой, в фильме мы видим ее постоянно читающей журналы о знаменитостях той эпохи, о селебах, как мы бы сказали сегодня. Ее стрижка боб и челка, как я уже сказала, являются отсылкой к Луизе Брукс, сама же Салли в фильме утверждает, что подражает Кларе Боу, которая носила такие же стрижки и делала яркий макияж. Салли пытается выдать себя за "международную сенсацию", но по сути, она не осознает того, что увлекаясь "декадансом"- героиня несколько раз произносит это слово, демонстрируя свои зеленые ногти, она уже человек не будущего, а прошлого. Кстати, зеленый маникюр, вошел в моду сразу после выхода «Кабаре». Почему у нее должны были быть непременно зеленые ногти? Лайзе потом часто задавали этот вопрос, но она только растерянно пожимала плечами. Салли, и ее домашний костюм - шелковый халат в стиле ШИНУАЗРИ, найденный в антикварном магазине, демонстрируют уходящую Веймарскую республику, эпоху немого кино, прошлое, которого у нее никогда не было, будущее, которого у нее нет и всё то, что еще не осознало свой неминуемый и скорый конец.
MONEY, MONEY
У Салли всего четыре песни в фильме, а ее костюмы для остальных номеров кардинально отличаются от ее сценических образов. В номере «MONEY» она одета в устаревший стиль ФЛЭППЕРОВ 1920-х годов. Впрочем, Джоел Грей тоже одет по моде 20-х годов в этом номере, что выглядит подчеркнуто гратескно и карикатурно. Шарлотта Флэмминг очень хорошо обыгрывает эту уже морально устаревшую к началу 30-х моду обилием стразов, брошей, фальшивых бриллиантов и невероятной диадемой с пером на голове Салли. Острая сатира на флэпперов, соривших деньгами и живущими так, как будто завтра не наступит никогда.
MAY BE THIS TIME
Песня "MAY BE THIS TIME" -вторая по счету в исполнении Салли и она служит фоном к любовной линии главных героев. Здесь образ Салли абсолютно оторван от временного контекста и мы видим костюм полностью отражающий моду 70-х, в нем даже прослеживаются отсылки к образам хиппи. Песня преисполнена нежностью и надеждой на светлое будущее, верой в любовь, во все то, чем могла бы стать жизнь главных героев, если бы... В этот раз мы видим образ, который мог быть обычным музыкальным номером в ТВ-шоу 70-х. Блузка в стиле бохо с брюками-клеш уносит нас из Берлина 30-х к размышлению о сегодняшнем дне, о нас самих, о вечных ценностях. И это очень тонкий и неожиданный ход, который Шарлотта Флэмминг применит еще раз в этом фильме для финального выхода Салли на сцену.
CABARET
Финальная песня, финальный выход Салли на сцену! Ее реальность — это маленький уютный клуб "Кит-Кэт", в котором она прячется в надежде переждать бурю. Ощущение тыла и безопасности ей дают любовь, алкоголь, музыка. Ей нет дела до этих марширующих милитаризованных отрядов в коричневой униформе. У нее нет ничего общего и с теми, кто в радостном приветствии тянет вверх руки, будто пытаясь дотянуться до солнца. Параллельная, другая жизнь, где уже очень скоро не будет места ни ей, ни героям «Кабаре», ни этому блистательному шоу. Но она этого еще не знает.
Life is a Cabaret, old chum, — с отчаянием и надеждой кричит Салли. Это ее точка опоры, последняя истина, в которую она истово верит, когда рухнули все остальные. И этот гениальный жест, когда она выбрасывает перед собой одну руку! Молящий жест нищенки и великой актрисы, зовущей нас перед немнуемым апокалипсисом: Come to the Сabaret!
Eще один гениальный жест Салли- прощальный взмах руки на берлинском вокзале. Жест, который войдет в историю мирового кино, наравне с падением Анны Маньяни в фильме «Рим — открытый город», как финальная улыбка сквозь слезы Джульетты Мазины в «Ночах Кабирии», как задушенный крик Мэрил Стрип в «Выборе Софи». Этот жест не был придуман Фоссом, его придумала сама Лайза. Но даже спустя 50 лет ее пальцы с зеленым маникюром задевают самые тонкие струны нашей души.
Такого Берлина 1930-х годов в кино еще никогда не было. Боб Фосс его открыл, воспел и оплакал. Эта душноватая театральная полутьма, пропахшая дешевой пудрой и Kölnisch Wasser 4711 (кельнской водой). Эти тесные подмостки в окружении зрительских рядов и лож. Эти неряшливо накрашенные "тетки" в подростковых матросках, они же оркестрантки, они же артистки кордебалета. И публика в зале, и конферансье со зловещим напудренным лицом и визгливым голосом. Только Фосс знал, как все это передать в танце, преподнести так легко, гениально, остроумно и подсветить божественным сиянием своей главной звезды.
Истинное эстетическое удовольствие доставляют нам сцены, где мы видим Салли и ее двух любовников в обычной жизни. Здесь ее костюмы соответствуют времени, они, хоть и экстравагантны, как экстравагантна сама Салли, но вполне в духе эпохи. Тут мы видим и украшения из пластика, которые мы все так любим, шарфики из органзы, невероятной красоты шелковые платья, расшитые стеклярусом, купальный костюм с оборками, все тот же халатик в стиле шинуазри и, конечно, эта невероятная шуба-кокон. Вещи, которые по большей части были найдены на блошиных рынках Парижа, и гениально стилизованные в итоге Шарлоттой Флемминг и другом Лайзы Минелли-дизайнером Роем Холстоном.
— Мы не думали, что получится шедевр, — признавалась Лайза Миннелли спустя годы.
«Кабаре» — это, кроме всего прочего, личный реванш Лайзы, побег из звездной тени ее матери, преследовавшей ее с самого рождения. К тому времени, когда Миннелли утвердили на роль Салли, Джуди Гарленд уже два года не было в живых. Передозировка. Наследственное проклятие, которое будет омрачать жизнь Лайзы все последующие годы. Успех «Кабаре» поможет ей на время усмирить демонов, бушевавших в ее душе, заставит поверить в себя...
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ВЫ МОЖЕТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ТРУД АВТОРА, ЭТОТ КАНАЛ И УСКОРИТЬ ВЫХОД НОВЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Благодарю за Ваши донаты- они дают мне знать, что вы цените мой труд, дарят огромный стимул и позволяют уделять больше времени работе над красивым и интересным контентом для вас, мои дорогие подписчики! ❤
Не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться этой статьей с друзьями- это очень способствует его развитию и помогает алгоритмам Дзена рекомендовать мои статьи другим пользователям! ❤