Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Вид на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме» Яна ван дер Хейдена – изнанка красоты

Одна из самых выдающихся вех в истории искусства – Золотой век голландской живописи. То была эпоха, когда творили такие титаны как Рембрандт, Ян Вермеер, Франс Халс. Однако в их тени остались тысячи других достойных художников, называемых «малыми голландцами». Слово «малые» никак не связано с уровнем таланта, а лишь отражает типичный для них стиль: небольшие, тщательно выписанные и детализированные картины, обращенные к «малым» повседневным сюжетам. Наподобие «Вида на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме» Яна ван дер Хейдена.

«Вид на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме» Яна ван дер Хейдена (ок. 1670 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jan_van_der_Heyden,_View_of_Oudezijds_Voorburgwal_with_the_Oude_Kerk_in_Amsterdam.jpg
«Вид на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме» Яна ван дер Хейдена (ок. 1670 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jan_van_der_Heyden,_View_of_Oudezijds_Voorburgwal_with_the_Oude_Kerk_in_Amsterdam.jpg

Ян ван дер Хейден (1637 – 1712) родился в небольшом голландском городе Горинхем и был третьим из восьми детей. Его отец торговал зерном и владел маслобойней, дела шли хорошо и, когда Ян еще был ребенком, семья переехала в столицу – Амстердам. Его художественная карьера началась с обучения витражному искусству и живописи по стеклу, которые он постигал под руководством старшего брата. Кроме того Ян работал в технике гравюры и рисунка, писал пейзажи и натюрморты, но со временем почти полностью посвятил себя жанру ведуты – городского пейзажа.

Ян ван дер Хейден был не только художником, но также муниципальным чиновником, ученым и изобретателем. Он разработал и воплотил проект уличного освещения Амстердама, придумал пожарный рукав, усовершенствовал конструкцию пожарного насоса, опубликовал иллюстрированный учебник по механике.

Известны несколько интерьерных работ Яна ван дер Хейдена изображающих комнаты с мебелью, книгами, картинами, глобусами и прочей обстановкой, но в основном его интересовал экстерьер: улицы, каналы и площади Амстердама с их домами, церквями и дворцами. Его пейзажи не только эстетичны, но еще крайне детализированы. Однако, поскольку у Яна не было навыков в изображении людей, с этим ему помогали другие художники.

Ян ван дер Хейден (гравюра XVIII в. Якобуса Бёйса и Рейнера Винкелеса) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jan_van_der_Heiden.jpg
Ян ван дер Хейден (гравюра XVIII в. Якобуса Бёйса и Рейнера Винкелеса) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jan_van_der_Heiden.jpg

Один из городских пейзажей Яна ван дер Хейдена был написан около 1670 года. Это масляная живопись на прямоугольной деревянной панели, известная как «Вид на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме». Картина изображает потрясающе подробную панораму Аудезейдс Ворбюргвал – улицы и старейшего городского канала в центре Амстердама. Когда-то это был обычный ручей, соединяющий пару рек, но его расширили и превратили в канал.

На борту лодки с пивными бочками художник оставил свою подпись: «VHeiden» / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/
На борту лодки с пивными бочками художник оставил свою подпись: «VHeiden» / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/

Деталей на полотне столько, что глаза разбегаются! На водной глади мы видим лодки с пассажирами и грузом (на борту крайней слева можно заметить автограф художника), а также пару белоснежных лебедей. Через канал перекинут выгнувшийся дугой мост, за ним виднеется еще один. Берег, на который они ведут, представляет собой оживленную амстердамскую улицу. Мощеная булыжником мостовая, дома из красного кирпича, рабочие трудящиеся на погрузке бочек с пивом, прачки занятые стиркой, бродячие псы, спешащие по своим делам прохожие.

Прачка стирает белье прямо возле слива общественного туалета... / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/
Прачка стирает белье прямо возле слива общественного туалета... / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/
У входа на мост, где прачка стирает белье, можно заметить небольшой деревянный «домик». Это не что иное, как… общественный туалет! Все нечистоты из него, а также местных домов, сливаются прямиком в канал. Канализации и водопровода в то время, конечно же, не было. Поэтому при всей их живописности, каналы Амстердама источали жуткое зловоние.

За зелеными кронами деревьев, на фоне облачного голубого неба, виднеется старинная церковь с высокой колокольней. Это Ауде Керк, буквально «Старая церковь», в самом деле, старейшее из сохранившихся зданий в городе. История этого готического здания уходит корнями в начало XIII века, когда на этом месте была построена деревянная часовня. Со временем ее сменила каменная церковь, которая не единожды перестраивалась и со временем приобрела вид свойственный архитектуре Ренессанса. В ее подземной части, крипте, покоятся многие знаменитые люди: государственные деятели, поэты, мореплаватели, ученые. Среди них Саския, жена Рембрандта, и сам Ян ван дер Хейден.

Ауде Керк (Oude Kerk) / Источник: Wikimedia Commons (Amsterdam Municipal Department for the Preservation and Restoration of Historic Buildings and Sites (bMA), www.bmz.amsterdam.nl/adam/index_e.html) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Okerk1.jpg
Ауде Керк (Oude Kerk) / Источник: Wikimedia Commons (Amsterdam Municipal Department for the Preservation and Restoration of Historic Buildings and Sites (bMA), www.bmz.amsterdam.nl/adam/index_e.html) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Okerk1.jpg

Картина написана преимущественно двумя основными цветами: всевозможными оттенками серого (от сланца и аспида, до оливково-серого и сине-серого) и коричневого (от самого бледного тона до кофейного). Вызывает уважение уровень детализации сравнительно небольшой картины: различим каждый кирпичик, каждый ряд черепицы, каждый листик. При этом, хоть пейзаж и писался с натуры, художник позволил себе небольшие вольности в изображении улицы. Также стоит добавить, что фигурки людей и животных, являющихся здесь второстепенными элементами композиции (стаффаж), добавлены кистью Адриана ван де Вельде – представителя известной нидерландской династии художников.

Фигурки людей, занятых своими повседневными делами, оживляют городской пейзаж / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/
Фигурки людей, занятых своими повседневными делами, оживляют городской пейзаж / Источник: Mauritshuis (фрагмент фото) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/868-view-of-oudezijds-voorburgwal-with-the-oude-kerk-in-amsterdam/

Яну ван дер Хейдену посчастливилось не повторить судьбу многочисленных коллег, чье искусство было на века предано забвению. Наоборот, он был богат и знаменит, в память о нем названы улицы в Амстердаме и других голландских городах, установлены статуи в честь его новаций в пожарном деле. И, конечно, сегодня мы можем любоваться его прекрасными произведениями.

|Справка| Полное название картины – «Вид на Аудезейдс Ворбюргвал с Ауде Керк в Амстердаме» (View of Oudezijds Voorburgwal with the Oude Kerk in Amsterdam). Автор – Ян ван дер Хейден (Jan van der Heyden). Жанр – архитектурный, городской пейзаж (ведута). Стиль – барокко, натурализм. Дата создания – ок. 1670 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 41 x 52 см.

Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!