Найти тему
Штрихи и Мазки

«Вид Делфта» Яна Вермеера – камера-обскура, «желтое пятно» и другие тайны картины

Живопись – невероятно многогранный вид изобразительного искусства. Разнообразие ее жанров воистину поражает. К примеру, слышали ли Вы про «ведуту»? Название этого жанра произошло от итальянского слова «veduta», которое можно перевести как «вид». Ведута – это, действительно, повседневный вид памятников архитектуры или городского пейзажа, отличающийся глубиной перспективы и высокой реалистичностью. Мастерами городского пейзажа были многие голландские художники, такие как Ян ван дер Хейден или Питер Санредам. А одна из самых знаменитых картин в жанре ведуты, «Вид Делфта», принадлежит кисти Яна Вермеера.

«Вид Делфта» Яна Вермеера (ок. 1660-1661 гг.) / Источник: Wikimedia Commons (Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg
«Вид Делфта» Яна Вермеера (ок. 1660-1661 гг.) / Источник: Wikimedia Commons (Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg

Ян Вермеер (1632 – 1675) – выдающийся художник Золотого века голландской живописи. Хотя его портреты и картины «бытового жанра» широко известны и экспонируются в музеях всего мира, о жизни самого живописца известно немногое. Он родился в голландском городе Делфте, в семье ткача по шелку и торговца предметами искусства. Известно, что Вермеер был принят в местную художественную гильдию, а до этого не менее шести лет обучался у неизвестного мастера.

Современный вид на Делфт, примерно с того же места, с которого художник писал картину / Источник: Wikimedia Commons (Invisible majority, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:View_of_Delft,_2019-01.jpg
Современный вид на Делфт, примерно с того же места, с которого художник писал картину / Источник: Wikimedia Commons (Invisible majority, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:View_of_Delft,_2019-01.jpg

Став опытным художником, Вермеер писал всего лишь по паре картин в год. Хотя его работы хорошо продавались и они с женой жили в большом (11 комнат) доме тещи, очевидно у него были и другие источники дохода, позволяющие ему содержать большую семью (у Вермеера было 15 детей). Вероятно, кроме занятий живописью он также зарабатывал на жизнь торговлей.

Предположительно автопортрет Яна Вермеера (ок. 1656 г.) / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент картины, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cropped_version_of_Jan_Vermeer_van_Delft_002.jpg
Предположительно автопортрет Яна Вермеера (ок. 1656 г.) / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент картины, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cropped_version_of_Jan_Vermeer_van_Delft_002.jpg

Но, даже работая в «неспешном» темпе, Вермеер написал более тридцати картин. Одно из наиболее известных и крупных полотен, написанных по заказу его главного покровителя Питера ван Рёйвена – «Вид Делфта». На прямоугольном холсте масляными красками художник изобразил панораму своего родного города. Мы видим канал реки Схи, за которым раскинулся Делфт середины XVII века. Подобно Венеции, это «водный город» с системой каналов, один из которых запечатлен на картине. Прекрасный городской пейзаж, хотя и неточный – в художественных целях Вермеер несколько исказил местоположение и пропорции зданий.

Схидамские ворота с часами / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg
Схидамские ворота с часами / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg

Композиционно картина делится на четыре горизонтальных плана. На переднем мы видим берег, с фигурками людей и баржей у причала. Второй план составляет вода гавани, в которой отражаются строения и суда у противоположного южного берега. Третий план – городские здания, слева направо: штаб-квартира голландской Ост-Индской компании с красной крышей, из-за которой выглядывают башня пивоварни «Попугай» и шпили готической Старой церкви, Схидамские ворота с часами, за которыми виднеется крыша арсенала, башня Новой Церкви и Роттердамские ворота с двумя башенками. Кроме арсенала (ставшего музеем), ни одно из этих зданий не сохранилось в неизменном виде. Самый задний, четвертый план, изображает небо с ползущими по нему кипами густых облаков.

Интересно, что можно точно установить время суток запечатленное на картине. Если приглядеться, часы на Схидамских воротах показывают около десяти минут восьмого. Таким образом, «Вид Делфта» – это утренний городской пейзаж.

Палитра картины насыщенная, цвета контрастных, но неназойливых оттенков коричневого, охры, ультрамарина. Умелая работа художника с перспективой, цветом, светом и тенью позволила ему добиться эффекта объемности и пространственной глубины. Темные тяжелые облака в верхней части полотна уравновешиваются светлым берегом в нижней половине, а залитые утренним светом здания города сбалансированы их темными силуэтами, отражающимися в бликующей водной глади. Царит безветрие, о чем говорят водная гладь и лодки со спущенными парусами. В целом картина производит впечатление покоя, гармонии, умиротворенности.

Башня Новой Церкви, Роттердамские ворота (с двумя башенками) и... «желтое пятно» / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg
Башня Новой Церкви, Роттердамские ворота (с двумя башенками) и... «желтое пятно» / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg
Один из героев романа «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста восхищается такой деталью картины, как участок желтой городской стены в правой части картины. По его мнению, вся композиция шедевра держится на этом «желтом пятне». Впрочем, искусствоведы до сих пор спорят, не выдумал ли его писатель?

Техника создания картины заслуживает отдельного упоминания. Для достижения высокого реализма, считают историки искусства Артур К. Уилок-младший и Н. Шнайдер, Вермеер использовал… камеру-обскуру! Это устройство, известное с древних времен, представляет собой темный ящик, в одной из стенок которого имеется отверстие (впоследствии дополненное линзой), а на противоположной закреплен белый лист. Лучи света, проходя через отверстие, проецируют на экран слегка размытое перевернутое изображение, позволяющее художнику сделать зарисовку…

В левой части баржи можно заметить буквы «VM» – подпись художника («Вермеер») / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg
В левой части баржи можно заметить буквы «VM» – подпись художника («Вермеер») / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Mauritshuis, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vermeer-view-of-delft.jpg

Долгие годы творчество Яна Вермеера было предано забвению. Лишь в XIX веке художника «переоткрыли» и начались поиски его картин. Сегодня Вермеер по праву делит славу с такими титанами голландской живописи как Рембрандт, Герард Терборх или Франс Халс. А многие его картины, подобные «Девушке с жемчужной сережкой» или «Виду Делфта» оставили заметный след в мировой культуре.

|Справка| Полное название картины – «Вид Делфта» (Gezicht op Delft). Автор – Ян/Йоханнис Вермеер Делфтский (Jan/Johannes Vermeer van Delft). Жанр – городской пейзаж, ведута. Стиль – реализм. Дата создания – ок. 1660-1661 гг. Материалы: масло, холст. Размеры: 97 x 116 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!