Найти в Дзене
записки зубного детектива

Продавец дождя

Засухи во все времена были обычным делом. Они и сейчас далеко не редкость, но раньше не было ни большого количества плотин, ни систем водохранилищ, а потому любая, даже самая непродолжительная, засуха сказывалась на урожае и элементарных потребностях человека в воде.

Фермеры в начале прошлого века по большей части были людьми не слишком образованными, зато сильно набожными, а потому регулярно звали на помощь разных ведьм, колдунов и шарлатанов. Иногда это приносило неожиданный эффект.

В 1902 году Чарльз Хэтфилд (1875-1958), который половину жизни продавал швейные машины, открыл для себя плювикультуру (искусство вызывать дождь) и решил на засухе подзаработать.

Он создал какую-то секретную смесь из 23 химических веществ, заливал их в огромные испарительные баки, потом поджигал и по всему району распространялся жуткий тошнотворный запах. Частенько через несколько дней вслед за этим начинался дождь. А еще чаще — нет. Но если фокус срабатывал хотя бы раз, то люди проникались доверием и рассказывали об этом на всех углах. А если не срабатывал, то его просто прогоняли и денег не платили.

Так случилось в 1906 году, когда Хэтфилда пригласили на территорию Юкон, где он согласился создать дождь для рудников золотых приисков Клондайка. Контракт был рассчитан на 10 000 долларов, однако после провала Хэтфилд сбежал, заработав лишь 1100 долларов.

Но разве могли мелкие неудачи остановить увлеченного человека и верующих в его тайные знания людей? Конечно же, нет! Однажды он выполнил и даже перевыполнил свои обязательства, а ему все равно не заплатили. Это случилось в 1915 году.

-2

Городской совет Сан-Диего обратился к Хэтфилду с просьбой вызвать дождь для заполнения городского водохранилища. Начался какой-то странный торг. Сначала вроде «специалист» предложил вызвать дождь бесплатно (видимо, для затравки), но в итоге все закончилось какой-то жутко навороченной схемой. Решено было взимать 1000 долларов за дюйм (393,7 доллара за сантиметр) за глубину от сорока до пятидесяти дюймов (от 1,02 до 1,27 метров) и бесплатно за следующие пятьдесят дюймов.

В совете города было целых пять человек, но среди них только один был против этого дремучего антинаучного сговора, а оставшиеся четверо дружно проголосовали за дополнительные сборы с народа в размере 10 000 долларов. Главное — собрать деньги, а уж как их потом тратить, они в любом случае прекрасно бы придумали.

Удивительно, но в стране, где сила подписи всегда имела решающее значение, официальное соглашение так и не было подписано. Обе стороны прекрасно понимали, что это реальная афера и каждая не хотела подставляться. Однако Хэтфилд продолжал работу, основываясь на устном договоре.

Он вместе со своим братом построил большую башню на берегу озера Морена в начале Нового года, залил туда огромное количество какой-то своей вонючей жидкости и стал ее испарять.

-3

И, о чудо, 5 января 1916 года начался сильный дождь, который постепенно усиливался день ото дня. Дождь хлестал с такой силой, что началось наводнение. Оно разрушило мосты, остановило поезда, смыло телефонные кабели, а уж сколько ферм и животных на них погибло в результате, и вовсе говорить нечего. Только 20 января ко всеобщему облегчению дождь прекратился. Люди стали потихоньку восстанавливать разрушенное, но два дня спустя ливни пошли с удвоенной силой и в итоге 27 января прорвало плотину.

Хлынувшая бурным потоком вода разрушила все, что еще оставалось, погибли десятки людей и тысячи остались без крова. В итоге сумма претензий к городским властям составила 3,5 миллиона долларов. Журналисты бросились к Хэтфилду с вопросом, готов ли он признать свою вину в произошедшем, на что тот, естественно, ответил отрицательно.

У него был контракт — наполнить резервуар, он его наполнил и контракт выполнил. Все остальное его не касается!

Городской совет со своей стороны тоже поспешил снять с себя все обвинения и ожидаемо повесил все на Хэтфилда, отказавшись выплачивать ему кровные 10 000 долларов. Тот обратился в суд, который принял весьма мудрое, я бы сказал, соломоново решение, отказав в иске сразу всем.

Во-первых, контракт так и не был подписан, а потому ни одна сторона не имела никакого права что-то там требовать по этому контракту. Ведь его официально просто не было, а устные договоренности к делу не подошьешь! Но, главное, суд неожиданно решил, что дожди идут не по воле какого-то там «специалиста», а исключительно по воле Господа нашего Бога, а потому и Хэтфилд тоже был освобожден от любой ответственности по иску и требованиям возмещения вреда.

-4

Таким образом, все остались при своих, кроме несчастных жителей. Однако Хэтфилду этот процесс сделал огромную рекламу и он еще много лет потом, до самой Великой Депрессии, торговал дождем. Во время кризиса шальных денег у людей уже не было, платить за дождь никто не спешил и бизнес загнулся. Обедневшему Чарльзу пришлось вернуться к истокам и опять начать торговать швейными машинками.

В итоге от него ушла жена, а потом он умер, унеся в могилу свой таинственный рецепт.

-5

Некоторые до сих пор допускают возможность того, что он первым открыл метод «засева облаков», при котором используются вполне доступные каждому реагенты — йодид серебра и сухой лед (правда, не совсем понятно, что тогда так воняло в его баках). Однако вызвать дождь таким образом можно только здесь и сейчас. Даже если посыпать специальными реагентами облака, дождь либо пойдет сразу же, либо не пойдет вообще. Через несколько дней от всех этих реагентов в воздухе и следа не останется. И какие же объемы химических веществ нужно использовать, чтобы они достигли облаков с земли в количестве, достаточном для реакции?

Так что ученые уверены, что Чарльз Хэтфилд был обычным аферистом. Что касается конкретного случая в Сан-Диего в 1916 году, то разрушительные ливни прошли тогда по всему тихоокеанскому побережью, а далеко не в одном городе, где он сооружал свою вышку. Наводнения случились во всех прилегающих штатах и даже очень далеко от них, там, куда Хэтфилд и близко не заезжал. Утверждать, что его бочка с раствором могла повлиять на облака в тысячах километров от места использования, как-то глупо.

Судя по всему, он просто хорошо разбирался в признаках перемены погоды и подгадывал свои представления к дням, когда засуха сама по себе сменялась дождем, ведь рано или поздно это все равно всегда случается. Можно пока поторговаться подольше, уехать по какому-то важному делу, поставить нанимателей в очередь, а потом эффектно появиться в нужное время.

Как конкретно он проделывал свои фокусы или никаких фокусов не было вовсе и ему просто иногда очень везло, мы уже не узнаем.

Записки зубного детектива