Под одной из моих статей "Советы молодым художникам от величайшего преподавателя изящных искусств" по ссылке https://dzen.ru/a/ZR6GDyJ98Sjf3d-V (все еще не знаю как их вставлять красиво) появился очень любопытный комментарий.
Чистяков, безусловно, великий педагог, теоретик, практик и большой мастер! Бесспорно! Удивляет количество и качество взрощенных им художников. Их имена у всех на слуху. Они гордость и слава русского искусства. Спасибо Павлу Петровичу за это! Мир праху его... Но, мне кажется, что помимо сказанного, все эти люди волею судеб оказались просто в нужном месте, в нужное время. Этакий клуб по интересам желающих научиться, прикоснуться к Прекрасному. Бурлила тогда творческая жизнь, развивалась наука, инженерия, литература и прочие искусства... Искусство - это отражение реальной действительности художественными образами. Время было такое и люди... Сейчас, к сожалению, все другое - и время, и люди, и их помыслы, и желания, и способности... Все другое - клиповое, искусственное, мультяшное, какое то не натуральное... Преподаю в Художке, учу детей 10 - 15 лет рисовать. Сам вырос на заветах Чистякова, имею специальное образование, работаю творчески, участник множества выставок... Сталкиваюсь с проблемой, которая углубляется год от года - дети не хотят рисовать. Заставить их просто не возможно! Парадокс!!! На каждом занятии повторяю слова Чистякова, добавляю от себя, показываю, об'ясняю - все бесполезно. Не слышат, не видят, все мимо ушей, в мозгу ничего не застревает... В каждом классе человека 2 - 3, всетаки есть, кому интересно, у кого глаза горят, до которых хоть что - то доходит, которые стараются, хотят. Остальные просто балласт... Времена другие. И дети другие, и желания их тоже другие. Развития не вижу. Желания к совершенству, познанию, обретению навыков, развитию способностей просто нет. Какая то серая, безликая масса... Очень жаль...
Написал это педагог с явно большим стажем работы в ДШИ. Я уверена что это писал человек понимающий о чем он говорит. Он знает основы и может научить. Но, как он верно заметил, времена меняются, меняются дети, меняются и методы преподавания. Все эти изменения в работе педагога необходимо учитывать. Я достаточно сжато постаралась дать совет о том, как же подстроиться под условия современности. А под них необходимо подстраиваться, иначе развития, о котором говорит комментатор не будет.
Я на самом деле очень рада, что такая тема появилась в моем информационном пространстве, так как тема поднятая автором комментария очень важна. А главное эта тема действительно интересна с педагогической точки зрения. Раньше не стояло вопроса заинтересованности учащихся. Учили тех, кто приходил на уроки и учили просто передавая знания. Грубо говоря "заставляли" рисовать, о чем и говорит автор комментария.
Что можно поменять в своей работе с детьми, чтобы вовлечь их в творческий процесс по максимуму?
1. Использовать в работе современные техники живописи.
Современные живописные техники направлены на зрелищность работы. Текстуры, широкие мазки, объем создаваемый в работе не только с помощью светотеневых отношений, но и с помощью особой техники нанесения красок на полотно. Как автор комментария верно заметил, мышления у ребят сейчас клиповое. Да в рабочих программах педагогов чаще акцент делается именно на лессировку, но дети от нее часто устают, так как склад ума у современного подростка работает немного иначе, чем у такого же подростка, допустим, лет 30 назад. В связи с этим скорость исполнения играет важную роль в создании работы. Необходимо предлагать детям больше обобщать, предлагать работать широкой кистью, дать в руки мастихин и научить им пользоваться.
2. Отдых.
Детям необходимо отдыхать, а лучший отдых это смена деятельности и некоторый праздник. Поэтому в своей работе изредка следует использовать релаксационные техники рисования, такие как акриловая заливка, спиртовые чернила, кляксография, дудлинг, возможно использование штампов. Да, это не совсем академизм, или даже совсем не академизм, но изредка можно брать такие темы, чтобы вовлечь детей в творческий процесс, позволить выйти немного за рамки обычных занятий.
3. Перспектива с разных точек зрения.
Перспектива в рисунке одна из сложнейших тем в изучении. По моему опыту дети теряют интерес к изобразительному искусству как раз когда речь заходит о перспективе и проекции. Много сложных терминов, которые преподносятся преподавателями очень сложно. Да, необходимо на начальных этапах упрощать свое объяснение темы, постепенно вводя в оборот термины связанные с перспективой.
Кроме того в школах искусств как правило изучается только фронтальная и угловая перспективы. Это так называемая база. Но не стоит на ней останавливаться. Перспективу можно так же изучать от точки зрения. Например построение города с высоты птичьего полета или наоборот с точки зрения уличного кота. так же можно попробовать перспективу искаженную линзами или отражение в стеклянном шаре. В данном случае будут использоваться совсем другие виды перспективы, о которых я чуть позже могу написать статью, хотя, на мой взгляд, информации об этом много.
Так же можно разнообразить занятие перспективой рисованием различных предметов (не только кубики, интерьеры и дома), например лестницы, машины, и многое другое.
4. Использование современных элементов в академических постановках.
Думаю тут комментарии излишни. Художники всех времен изображали на своих полотнах то, что их окружало. Нам тоже стоит вводить в академические работы элемент современности.
5. Походы на пленэр.
В программе ФГТ пленэр идет отдельным уроком. Чаще проводится весной и осенью в теплые солнечные дни. И это прекрасный предмет, которым просто необходимо пользоваться. Необходимо выходить рисовать с детьми на природу. И не просто выходить, а позволять делать наброски всего, чего хочется детям. В программе как правило четко прописано что конкретно дети должны принести с пленэра. Например "Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев." или "Архитектурные мотивы" или еще "Линейная перспектива глубокого пространства". Но что если позволять детям иногда отходить от программы? Думаю, хуже не будет.
Надеюсь мои советы помогут вам вовлечь ребят в творческий процесс и помочь им адаптироваться к постоянной и плодотворной работе, развить у них желание к совершенству, познанию, обретению навыков, развитию способностей.