Найти в Дзене
МаргоАрт

Советы молодым художникам от величайшего преподавателя изящных искусств

Среди преподавателей изобразительного искусства не мало действительно талантливых личностей. У большинства известных нам с детства художников либо были свои школы искусств, либо они преподавали в государственных академиях. Серов, Саврасов, Репин, Перов, Брюллов, Венецианов, Коровин, Малевич и даже Кандинский были не просто художниками, но еще и отличными учителями. Но все они в свое время тоже получали образование. И большинство из них обучались у величайшего профессионала своего времени Павла Петровича Чистякова. Павел Петрович является одним из самых "результативных" преподавателей в истории искусств Российской империи. Его учениками были такие великие мастера живописи, как Василий Суриков, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Илья Репин, Валентин Серов и Василий Савинский.

И это не удивительно ведь Павел Петрович Чистяков начал свою преподавательскую деятельность уже во время обучения на первом курсе Императорской Академии художеств. А коллекционеры Павел Третьяков и Козьма Солдатёнков обращались к Чистякову за советом перед покупкой картин.

В этой статье я собрала наиболее известные советы для начинающих художников от этого Великолепного преподавателя и хочу изложить свои мысли в отношении этих советов.

Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопитесь! .... Не начертивши движения и общих пропорций, не начинать вырисовывать; не нарисовавши не начинать писать и, не составивши приблизительно колера, не писать, а написавши, чаще вставать и сравнивать с оригиналом.

Этот совет очень прост, но тем не менее очень много начинающих художников забывают о последовательности выполнения работы, от которой зависит общий успех композиции.

Нельзя красоту произведения полагать только в том, что красиво положены, повернуты руки и ноги фигур и пр. ... Нет, в искусстве если все стороны, сила наполнения отвечают идее, то прочее уже и красиво.

Тут тоже скорее о последовательности выполнения работы, сначала появляется идея, а потом мы должны начать реализовывать замысел, красота работы заключается не только в красоте фигур и пространства изображаемых на полотне, но и в замысле художника.

Избитых сюжетов для умного и смелого художника на свете не существует, а во всем и везде существует великая задача.

Ах сколько в мире было написано Мадонн. И все они разные. Казалось бы простой библейский сюжет, но столько известных полотен под этим названием и каждое полотно прекрасно. И великая задача художника состоит не в том, чтобы показать определенные сцены или сюжеты, а скорее донести до мира свое отношение к ним.

-2
Техника - это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.

Техника, о которой говорит Чистяков это набор законов и правил, которыми пользуется художник при написании полотен и чем грамотнее он их использует, чем более отточены его умения в этом мастерстве, тем более ярко и живо он сможет перенести свои мысли на холст.

Архитектура, пейзаж, медальерное искусство, скульптура, гравюра, живопись - все эти искусства держатся на одном общем основании, на строгом изучении рисунка.

Как бы не ругали импрессионистов, кубистов, модернистов некоторые люди не вполне относящиеся к миру искусства, стоит понимать, что все они имеют очень прочную академическую базу. Да, они все учились. И учились они хорошо, а порой даже отлично. Но вот уже после обучения любой художник имеет полное право искать себя, свой стиль, свою манерность. Но академическая база так или иначе присутствует у большинства художников.

На это счет у него есть и еще один совет:

Настоящая техника в искусстве доступна только художникам,вполне опирающимся на науку, то есть художникам, изучающим анатомию и перспективу - две необходимые науки, помогающие подниматься и процветать высокому искусству. ... Учиться и стремиться к знаниям следует, пока сил и средств хватит, в крайности только сдаваться.

На свете много дорог и занятий.

Тут даже добавить нечего цитата крайне подробная. И ведь действительно в изучении материала по предметам живописи и рисунка не возможно без изучения перспективы, абсолютно все предметы и даже люди которые попадают в поле нашего зрения подвергаются перспективному сокращению, это важно соблюдать, если вы хотите добиться правдоподобности в своих работах, которой не будет как без линейной, угловой, так ибез световоздушной перспективы.

-3

Здесь же скажу и про анатомию, без которой изображение тела человека, анималистический и портретный жанр просто были бы не возможны.

Если вспомнить как изображались люди и животные на полотнах авторов эпохи средневековья, то можно понять, какой прорыв в искусстве изображения получили художники, начав изучение анатомического строения тел людей и животных (не будем упоминать какой ценой это все далось нашим предшественникам).

-4
Ходите по галереям, смотрите вблизи Тициана, Веронеза ( особенно Веронеза "Иоанна-Предтечу"...). Посмотрите, как он писал. ... Он лессировал жидко на масле, и выходило живое тело. Плюньте в картины нынешние, смотрите на натуру просто, и уж если присматриваться, то глядите старые автопортреты.

Это что касается насмотренности в целом. Смотреть необходимо не только на автопортреты, но и целом очень много рассматривать работы старых мастеров, изучать мазки, способы передачи пространства, положение светотеневых пятен, тональные отношения, цветовые гармонии и много многое другое.

Художник, отдавая свои произведения на суд общества... учится сам и поучает других, и общество, взирая ( на них),

извлекая для себя пользу.

этот момент для меня является спорным, так как не всякая критика полезна. Так что добавлю кое что от себя. Прислушивайтесь к конструктивной критике, предложениям и замечаниям, которые помогут улучшить ваши способности. Отбрасывайте напрочь критику, которая унижает и ничего не предлагает взамен.

и последний совет от великого мастера, который нельзя обойти стороной:

Жизнь не шутка. Шалить нельзя.

Жизнь - долг и искусство своего рода.

Стойкость и постоянство в человеке для меня всего дороже.