31 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня переименования спасательного судна «Волхов» в «Коммуну». В день образования СССР и он, и многие другие боевые корабли, подводные лодки и вспомогательные суда ВМС РККА получили новые имена, отвечавшие революционному духу времени.
Из всех этих кораблей и судов до нашего времени сохранилась только «Коммуна». Это уникальное спасательное судно, входящее в состав Черноморского флота Российской Федерации, имеет славную 107-летнюю биографию: оно принимало участие в обеспечении деятельности флота в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войне. На его счету значительное число поднятых со дна Финского залива подводных лодок, в их числе английская L-55, а в годы Великой Отечественной водолазы судна в тяжелейших условиях работали на «Дороге жизни», поднимали грузы со дна Невы и Волги.
Более полувека судно обеспечивало деятельность балтийского подплава, а затем почти столько же — глубоководных аппаратов на Черном море. Оно является единственным кораблем Российского Императорского флота, который до сих пор находится в строю. Спасательное судно «Волхов», построенное для Балтийского флота в Санкт-Петербурге на верфи Путиловского завода, имело катамаранную конструкцию, т. е. состояло из двух корпусов. Спуск его на воду состоялся 17 ноября 1913 года, но достройка судна по ряду причин затянулась, и Андреевский флаг на нём, вместо 1914 года, подняли 14 июля следующего. В годы Первой мировой «Волхов» базировался в Ревеле и использовался в качестве плавучей базы подводных лодок, воевавших на Балтике против германского флота.
Только в 1917 году спасательное судно впервые использовали по прямому назначению — 16 июня «Волхов» поднял новейшую подводную лодку АГ-15, затонувшую у о. Люм. 25 сентября он поднял подводную лодку «Единорог» типа «Барс», потерпевшую аварию вблизи маяка Кокшер. В феврале 1918 года «Волхов» вместе с другими кораблями и судами покинул Ревель и направился сначала в Гельсингфорс. Но Финляндия стала независимой, и Балтфлот должен был покинуть её воды.
В итоге «Волхов» в мае 1918 года пришёл в Кронштадт, а через несколько дней его перевели в Петроград. В ходе начавшейся в России Гражданской войны его экипаж обеспечивал в Петрограде базирование подлодок типа «Барс» и проводил их ремонты, восстанавливал боеспособность и отправлял в боевые походы. На счету судна в этот период более десятка отремонтированных лодок, которые вошли в ДОТ, в том числе легендарная «Пантера», которая под командованием военмора А.Н. Бахтина 31 августа 1919 года открыла боевой счёт советских подводников.
После окончания братоубийственного конфликта началось восстановление флота. «Волхов» как плавучая база и спасательное судно был крайне необходим для обеспечения боевой готовности оставшихся балтийских «барсов».
31 декабря 1922 года, в день образования СССР, приказом РВСР № 2903/569 «Волхов» переименовали в «Коммуну». После восстановительного ремонта судно продолжило заниматься судоподъемом и обеспечением боевой подготовки подплава МСБМ.
***
В 1970–1980-е годы на судне базировались такие глубоководные аппараты, как АС-4, АС-5, АС-8, АС-17 и АС-32, выполнявшие самые разнообразные задачи. Например, они обследовали дно Рионского, Супсинского и Тарохского каньонов на дне Черного моря.
После небольшого ремонта и очередной модернизации «Коммуну» в 1985 году передали гражданскому экипажу, который возглавил капитан Л.А. Балюков. Именно он смог сыграть решающую роль в сохранении уникального судна в «лихие 90-е». 8 апреля 1992 года на «Коммуне», как и на остальных судах УПАСРа ЧФ, подняли Андреевские флаги. Начался долгий процесс раздела Черноморского флота между РФ и Украиной. В течение семнадцати лет покойный Леонид Александрович командовал судном-ветераном, и его заслуги в сохранении этого судна трудно переоценить. Несколько раз уникальное судно хотели списать, но каждый раз Л.А. Балюкову удавалось находить веские аргументы и таким образом спасти «Коммуну» для потомков. Много сил и времени он также потратил на популяризацию истории уникального катамарана-спасателя. При его поддержке появился ряд статей об истории «Коммуны», и даже удалось издать небольшой сборник к её 85-летию, которое торжественно отметили в Севастополе в июле 2000 года.
Свой вклад в популяризацию истории ветерана внёс недавно ушедший от нас севастополец В.В. Костриченко — один из самых известных отечественных исследователей современного ВМФ, автор огромного количества публикаций, фотограф и патриот Черноморского флота. Его перу принадлежит статья «Уникальный катамаран-спасатель» в альманахе «Тайфун». Одним из первых в 1990-е годы он начал делать цветные снимки судна-ветерана. Любители истории флота со стажем наверняка вспомнят его фотографию «Коммуны», опубликованную на цветном развороте в сборнике «Очерки военно-морской истории». Он всегда с удовольствием помогал коллегам и делился фотографиями и информацией по «Коммуне». Свой вклад в фотолетопись ветерана флота внесли севастопольские фотографы А.Г. Кузенков, Д.В. Дерюшкин, Ю.И. Левченко, А. Балабин, А. Бричевский и покойный Ю.А. Васильченко.
К началу XXI века «Коммуна» осталась единственным носителем подводных аппаратов в составе ЧФ РФ и продолжала регулярно принимать участие во всех немногочисленных учениях и сбор-походах того времени. Катамаран обслуживал деятельность и базирование на борту АС-5 проекта 1837К. Этот глубоководный аппарат обеспечивал погружения единственной на тот момент черноморской субмарины — Б-871 проекта 877В.
В 2003 году капитаном «Коммуны» стал капитан 1 ранга в отставке А.А. Ишинов, под командованием которого начался полноценный ремонт судна, оно впервые за долгое время прошло докование. Потом успешно сдали все курсовые задачи и вошли в первую линию.
Приказом начальника штаба ЧФ от 29 августа 2005 года «Коммуну» ввели в состав сил постоянной готовности. В июле 2006 года судно вместе с АС-5 принимало самое активное участие в показательном учении на внешнем рейде Севастополя под руководством Главкома ВМФ адмирала В.В. Масорина на тему «Оказание помощи и спасение экипажа аварийной ПЛ, лежащей на глубине до 60 метров». На ней находились 36 человек в качестве обучаемых. Из них 20 являлись командующими флотами, начальниками штабов и командирами соединений подводных лодок. Кроме них, в учении приняли участие подводная лодка «Алроса», спасательное судно «ЭПРОН», спасательный буксир «Шахтер», ВМ125, ВМ-154, ГС-86 и минный тральщик «Снайпер».
Под командованием А.А. Ишинова судно регулярно выходило в море, оно вновь оказалось востребованным на все 100 %. На нём проделали огромный объём различных работ: отремонтировали и настроили пианино в кают-компании, оборудовали Свято-Никольскую православную церковь, приступили к созданию корабельного музея. На «Коммуне» установили новейшее импортное оборудование — телеуправляемый аппарат «Пантера плюс». Анатолий Александрович командовал «Коммуной» тринадцать лет и привлекал все источники для сохранения судна и его популяризации. Он активно пропагандировал историю и его повседневную деятельность.
На борту регулярно бывали журналисты, телевизионщики, кинодокументалисты, различные гости, ветераны судна и флота, да и простые любители истории флота неоднократно радушно принимались её капитаном. Он с огромным удовольствием проводил экскурсии, рассказывал гостям про его вековую историю и о том, какую роль сыграло судно-ветеран в истории флота, объяснял, в чём уникальность конструкции катамарана. Посещали «Коммуну» и иностранные гости. Особенно многолюдно на судне бывает во время празднования Дня флота.
В июле 2008 года «Коммуна» впервые в своей истории приняла участие в праздновании Дня флота в Севастополе. Её поставили на бочки напротив Павловского мыска. Своей необычной конструкцией оно привлекало внимание гостей города-героя. Это стало доброй традицией, и прославленное судно-ветеран до сих пор регулярно принимает участие в парадах в Главной базе Черноморского флота.
Продолжилась и его повседневная служба, оно регулярно выходило в море и выполняло самые различные задачи. Например, в 2015 году «Коммуна» привлекалась к обследованию корпуса подводной лодки «Нарвал», затопленной во время Гражданской войны и лежащей на внешнем рейде Севастополя. В июле 2015 года в Севастополе торжественно отметили столетие со дня подъема на судне Андреевского флага. Его поставили к причалу Севастопольского морского вокзала, украсили флагами расцвечивания и утром 19 июля на судне провели торжественный митинг. На «Коммуне» и других кораблях смогли побывать сотни горожан и гостей города. В этот день в адрес экипажа пришло много поздравлений, появились статьи во флотской и местной прессе к юбилею. При содействии корпорации «Роскосмос» был снят документальный фильм и сделано несколько репортажей в новостях местных телеканалов.
©А. Ю. Царьков
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 129/2022
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!