Найти тему
Лабиринт Вечности

Во что верили древние славяне до Крещения Руси

В истории практически не сохранилось достоверных сведений о жизни и культуре древних славян, населявших Русь задолго до Крещения. А источники сведений, если и были, то уничтожались наравне с сопротивляющимся Крещению населением. Остатки знаний, веры и мудрости русичей слились с христианством. Под влиянием христианства древние славянские верования трансформировались и переосмысливались.

Христианские же авторы писали о верованиях славян с позиции критицизма, осуждения и изобличения язычников.

"Рось Великая". Художник Ольшанский Б.
"Рось Великая". Художник Ольшанский Б.

Неизвестно, какое влияние на славянскую религию оказало взаимодействие древних славян с другими племенами, например, со скифами и сарматами.

В своих исследованиях язычества славян ученые, в основном, опираются на древние летописи, фольклор и этнографию.

-2

Все религиозные верования и представления, а также быт и культуру древних славян до Крещения Руси называют язычеством. Также, термином язычество обозначают религиозно-мифологические представления различных народов, их обрядовую и культовую практику, существовавшую до принятия народами сложившихся мировых религий.

Б. А. Рыбаков дал такое определение язычества:

«Язычество – это огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, складывавшихся на протяжении тысячелетий».

Христиане использовали термин «язычник» в значении «нехристианин», «идолопоклонник», «нехристианский». Именно в церковной среде впервые стали использовать понятие «язычество» для обозначения всего, что лежит за пределами христианской веры.

Язычество славян складывалось на протяжении тысячелетия, всегда тем или иным образом видоизменяясь.

-3

Как это было в других родоплеменных обществах, праславяне не имели четкого понятия о своей вере и никак не отделяли её от своей жизни во что-то конкретное. Как таковой структуры не было. Их религиозные представления пронизывали все сферы жизни. Четко оформленной метафизики и догматики их верования не имели.

Древнеславянские верования состояли как из почитания множества высших богов – политеизма, так и обожествления природы и веры в низших духов.

Древние русичи верили, что вся природа одушевлена и населена разнообразными духами. Горы, реки, озера, деревья, рощи, леса и другие природные объекты наделялись сверхъестественной силой. Считалось, что на возвышенностях (горы, холмы) обитают боги и высокие духи, а в низине (болота, овраги и т.д.) живут низшие духи.

Из природных культов существовали культ леса и деревьев, культ воды, культ земли. Анимизм был практически во всем, даже камни и колодцы, огонь, звезды считались одухотворенными.

От сил природы зависело благополучие человека. Отношения между природой и человеком складывались в форме диалога, который происходил посредством обрядовой практики, правил поведения и определенных запретов. За соблюдение всех правил и почитание природные силы вознаграждали человека исполнением его просьбы.

Такие равноправные отношения и взаимообмен между природой и человеком описан в русских сказках, былинах, легендах, пословицах.

-4

Из всех природных культов особо чтили землю, которую называли «кормилицей», «мать-сыра земля», «матерь-земля».

В «Повести временных лет» есть такие строки: «Паки же и землю глаголють матерью… Да аще им есть земля мати, то отец им есть небо».

Отношение русичей к земле отражено и в пословицах:

«Земля мать подаёт клад», «Этого греха и земля не снесет. Как его, грешника, мыть сыра земля носит!», «Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха».

В русских сказках земля помогает героям и является их союзником. Ударившись о землю, герой может превратиться в другое существо, например, в сказке «Хрустальная гора»:

«У одного царя было три сына. Собрались сыновья на охоту, отец благословил их. Младший сын Иван-царевич долго ездил и встретил разных зверей, которые попросили его помочь поделить палую лошадь. Иван-царевич помог, за это сокол даровал ему способность превращаться в сокола.

«Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался соколом, взвился и полетел в тридесятое государство»».

В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» на земле растет волшебная яблоня, а в земле вырыт колодец, в котором собирается живая вода, целебная и чудотворная.

Прежде чем начать какие-либо работы на земле, славяне сначала приветствовали её, кланялись ей, целовали её, а затем уже начинали пахать, сеять и другие работы. В культе земли существовали запреты: нельзя было плевать на землю, бить её палкой или чем-либо, ругать. Стихия земли могла наказать не только человека за грубость, но и других членов общины, а также наслать засуху, неурожай, или могли погибнуть посевы.

Земля олицетворяла собой женскую стихию, плодородие, чистоту и другие хорошие и добрые ассоциации. Поэтому землю обижать было нельзя, и люди боялись причинить ей зло или нарушить запреты.

-5

Реки, озера, ручьи, моря тоже были одухотворены по представлениям древних славян. Считалось, что у каждой реки свой характер. А в каждом водоеме обитает водяной – дух-хранитель этого водоёма. Водяного представляли безобразным стариком, опутанного тиной. Водяного нельзя было обижать и гневать, иначе он мог утянуть человека к себе.

Любое водное пространство служило границей между миром живых и миром мертвых.

Еще одни обитатели водоемов – русалки – в народном представлении были духами девушек-утопленниц. Русалки по своей природе злы, ненавидят женщин и пытаются привлечь и влюбить в себя смертных мужчин. По ночам они выходят из воды и, сидя на камне, расчесывают свои длинные зеленые волосы.

-6

В лесах и рощах, чаще всего, располагали священных идолов-богов, сделанных из камня или дерева. Существовали священные рощи, где нельзя было рубить деревья и охотиться, так как там обитали боги. Дуб и береза были священными деревьями.

Леса и рощи охранялись лесных духом – лешим. Существовали правила поведения в лесу, запреты, нарушив которые можно было разозлить лешего. Разгневанный леший мог не выпустить человека из леса, запутав обратную дорогу домой. Также леший мог и подшутить над человеком, заморочив голову так, что человек терял ориентацию на местности.

Лешие иногда помогали людям найти грибы или ягоды, а если человек им приглянулся и пришел в лес со своими дарами для хозяина леса, в случае опасности мог спасти жизнь человеку, послав необходимые ресурсы и помощь.

Лешего представляли по-разному; но в основном, это было человекообразное существо мужского пола, окутанного листвой и ветками, либо с веткой в руках.

-7

Такие абстрактные понятия, как Доля и Недоля, были важны для древних славян. Они были частью их религиозной и мифологизированной картины мира. А. А. Потебня в своей работе «О доле и сродных с ней существах» вывел понятие бог в значение «часть чего-либо», «доля», «счастье», а от слова бог произошли «божество», «богатство». Бог-атъ - значит с частью, с имением чего-либо, богатством. У-бог, не-бог – значит не имеющий бога, части, доли, счастья, и поэтому бедный.

Доля – это часть чего-то, отделенный кусок. Доля – это та судьба, жизнь, которая досталась человеку; доля бывает счастливая, и доля бывает горькая. Доля – это жизнь, которой наделил человека Бог или боги.

Не-доля – значит не иметь части, доли в чем-то, быть не-в-боге, не иметь счастья – не быть с-частью. Недоля – синоним несчастья, неблагополучия.

Доля и Недоля. Художник Виктор Корольков
Доля и Недоля. Художник Виктор Корольков

Русские пословицы гласят:

«Недоля сталась – напасть досталась»,

«Поезжай хоть куда: везде доля худа (одна)»,

«На всякую душу (на долю всякого) Бог зарождает»,

«Во всем доля, да воли ни в чем. И была бы доля, да нет воли»,

«Воля не воля – такая наша доля»,

«Там своя воля, а тут своя доля»,

«Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю»,

«На него словно наслано. Такова доля, что Божья воля»,

«Такова наша доля: на то, знать, мы родились»,

«Где нет доли, тут и счастье невелико»,

«Недоля пудами, доля золотниками».

Считалось, что хорошая доля может уйти от человека, если он сильно грешит. А недолю мог накликать и чужой человек: пожелав зла другому, своей завистью, гневом, посылая проклятья и недобрые пожелания.

-9

Как написано в летописи «Повесть временных лет», примерно в 980 году князь Владимир учредил пантеон богов и поставил их идолов на холме: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь».

Функции этих богов и их происхождение неизвестны. Скорее всего, это искусственно созданный пантеон, некоторые боги которого не были теми богами, которых чтили древние русичи. По летописям христианских авторов-изобличителей язычества славянского, по фольклору исследователи смогли понять предназначение этих богов.

Краткое описание богов пантеона славянского язычества таково:

Перун – бог грозы, грома и молнии. Верховное божество.

Хорс – олицетворение солнца, солнечное божество.

Дажьбог – «дающий богатство», поскольку это имя сложено из двух частей – давать и бог. Слово «бог» в древности, помимо значения «божество», означало еще и «богатство». Дажьбог мог быть и солярным божеством, поскольку солнце для древних людей много значило и от него зависело их благополучие.

Стрибог – бог ветров. Возможны варианты: бог стихий, бури, вьюги, вихрей.

Симаргл – об этом божестве авторам летописей было почти ничего неизвестно, из-за чего и имя этого бога часто писалось по-разному. Возможно, корни происхождения этого бога нужно искать в иранской мифологии. Бог семян и посевов.

Мокошь (Макошь) – женское божество, покровительница прядения, богиня любви, плодородия, семьи и судьбы.

"Идолы". Художник Н. Рерих
"Идолы". Художник Н. Рерих

В пантеон Владимира не вошли боги:

Велес (Волос) – «скотий бог», бог торговли и богатства. Второй по значимости бог после Перуна. В современном славянском неоязычестве ему приписываются магические способности, его считают великим могущественным колдуном, богом магии и колдовства.

Сварог – по летописи, отец Дажьбога и солнечное божество; возможно, олицетворение стихии огня.

Род – прародитель всего, Творец мира и жизни, творческое начало, мировой Дух.

Лада и Леля – весенние богини.

Жива – богиня жизни.

Мора (Морена) – богиня смерти, темное божество.

Божествам устраивались капища – святилища, где происходили культовые и ритуальные действия. Жреческие функции исполняли волхвы (от имени Велес), и частично князь.

Подводя итог, можно точно сказать, что древние славяне очень почитали природу, и почти все их божества олицетворяли природные стихии, а также значимые сферы человеческой деятельности.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ!

***

Автор Светлана Гамова. При копировании материала из блога указание имени автора и ссылка на источник обязательны!