Название «Двадцать лет спустя» безусловно ассоциируется с сагой Александра Дюма о мушкетёрах.
В одноимённом фильме 1965 года мушкетёры тоже есть, хотя рассказывает он о событиях 1919 года, а главные его герои — комсомольцы, противостоящие белогвардейцам.
Для режиссёра Аиды Манасаровой это была вторая самостоятельная работа и, надо сказать, не совсем для неё типичная: в дальнейшем все её ленты будут посвящены современности и героям, живущим в сегодняшнем дне, а не прошлому.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В основе фильма — пьеса знаменитого советского поэта Михаила Светлова.
Пьеса «Двадцать лет спустя» вышла в 1940 году, когда те самые комсомольцы, принимавшие участие в Гражданской, уже повзрослели, но не забыли о своей боевой юности.
В 1952 году начинающая режиссёр Аида Манасарова, лишь недавно окончившая ВГИК, поставила пьесу на вгиковской учебной сцене. Роли исполняли студенты, и играли они с невероятным задором, завораживали публику энергией молодости, так что постановка стала настоящим хитом, посмотреть её сбегался весь институт. Через десять лет Аида Манасарова обратилась к Михаилу Светлову с предложением снять по пьесе кино. Сценарий она написали вдвоём, но постарались придать ему более современное настроение. Аида Манасарова говорила:
«Когда Михаил Светлов писал свою драматическую поэму, он думал о собственной комсомольской юности, о Гражданской войне. Когда мы играли «Двадцать лет спустя»в институте, вспоминалась война. Готовность к подвигам и азарт борьбы, ощущение радости жизни вечно живут в поколениях восемнадцатилетних. Об этом поэма, это мы хотим передать на экране».
Попасть на съёмки фильма по сценарию именитого поэта хотели многие, и на киностудии «Мосфильм» начался ажиотаж: на пробы приходили и зрелые исполнители, и начинающие актёры, и студенты. Для режиссёра было важно, чтобы претендент глубоко любил поэзию (в кадре часто звучат стихи), поэтому каждого она просила прочитать небольшой отрывок. Кроме того, принципиальным моментом был возраст: герои совсем молоды, поэтому и играть их должна была молодёжь. На этот счёт у Аиды Манасаровой было чёткое убеждение:
«Очень трудно выбрать главных героев. Мы ищем их среди ровесников, потому что нет ничего неприятнее на экране, чем взрослые в коротких штанишках».
В центре сюжета — небольшая группа комсомольцев, которыми руководит взрослый наставник Семён. Его правая рука — серьёзная комсомолка Дуня, которая чуть старше остальных. Сами ребята — немного наивные, но горячие, энергичные, по-своему смелые и решительные парни и девушка Тося и примкнувшая к ним Валя, явно непростого происхождения, но разочаровавшаяся в окружении.
Вчерашние мальчишки ещё не избавились от юношеского идеализма и романтики, они увлечены литературой, стихами, музыкой, а один из них, Сашка, обожает историю о мушкетёрах и даже предлагает сделать спектакль «Двадцать лет спустя».
Тут же ребята распределяют роли, Сашка составляет список, но скоро приходит малоприятное известие — на город наступают белогвардейцы. Красный отряд отходит, но комсомольцы остаются, и им предстоит наладить подпольную работу. А базируются они в старинном особняке, хозяева которого сбежали, а сейчас здесь правит экономка Берта Кузьминишна, сочувствующая красным и по-матерински опекающая ребят. Группа во главе с Сашкой отправляется расклеивать листовки, но их задерживают. Тося сбегает, один из комсомольцев погибает, а Сашку бросают в тюрьму. Но самое главное —
у него находят список, тот самый, где указаны роли. Но там же указаны и имена комсомольцев.
Сашке необходимо сбежать, чтобы доказать, что он никогда не выдавал (впрочем, так никто и думает), и в забытьи после избиения ему грезятся его любимые герои мушкетёры, обещающие помочь в организации побега.
На роль Сашки претендовало много начинающих артистов, но получил её 17-летний Анатолий Шаляпин, пока безвестный участник студии театра имени Станиславского. Через несколько лет Анатолий, уже получивший диплом Щепкинского училища, сыграет Митьку Курганова в эпопее «Тени исчезают в полдень» (1971-1973), которая и сегодня считается его визитной карточкой. Роль комсомольца Моисея отдали другому дебютанту — Льву Вайнштейну.
Но удачей для него станет не эта работа, а следующая — киноповесть Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966), где он сыграет Янкеля (в одноимённой книге, если не ошибаюсь, герой характеризовался как блондинистый еврей). А закрепит успех Льва Вайнштейна «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1968), где он тоже сыграл одну из центральных ролей.
Братьев Костю «налево» и Васю «направо» сыграли Юрий Эпштейн и Александр Вигдоров, комсомолка Тося — это Людмила Гнилова,
Валя — очаровательная актриса (видимо, непрофессиональная) А. Носикова, о которой вообще никакой информации нет.
Старшее поколение представили Лидия Сухаревская (Берта Кузьминишна),
Павел Шпрингфельд (наборщик из типографии, помогающий комсомольцам с выпуском первого номера журнала).
В маленьком эпизоде появились Николай Парфёнов и Ирина Мурзаева. Эпизод немного комичен:
к городу приближаются белые, но непонятно, кто именно. Обыватели не знают, какой вешать флаг на фасад, и перебирают флаги в сундуке: там припрятаны флаги петлюровцев, махновцев, григорьевцев, но где-то затерялся флаг гайдамаков.
В роли старших товарищей комсомольцев ищите Георгия Куликова (Семён) и Жанну Прохоренко (Дуня).
Несмотря на, что действие происходит на Украине, снимали картину неподалёку от Москву, в Калуге, где и после войны сохранились улочки с домами начала века. К сожалению,
Михаил Светлов, принимавший активное участие к подготовке к съёмкам, ушёл из жизни, когда фильм только начали снимать.
Аида Манасарова посвятила «Двадцать лет спустя», вышедший через полтора года после смерти поэта, его памяти.
Правда, саму работу большой удачей не сочли:
режиссёра хвалили за добросовестность и качество, но критиковали за расхождение с пьесой в плане духовности и атмосферы и даже сравнивали с посредственной театральной постановкой.
По мнению критиков, то, что в стихах Светова было органичным, приподнятым, уместно-патетическим, в кадре прозвучало напыщенно и картинно, а самой Аиде Манасаровой не хватило созидательности и вдохновения, чтобы передать через экран те идеи и чувства, которые заложил в пьесу Михаил Светлов. Плюс, конечно же, уже изменилось время: Светлов писал «Двадцать лет спустя» в сороковые и обращался фактически с своим ровесникам, а лента вышла в шестидесятые и адресована была уже следующему поколению, что, наверное, требовало немного иных приёмов. Сейчас по очевидным причинам про «Двадцать лет спустя» давно не вспоминают.
А вы помните свою комсомольскую (или не очень) юность?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: