Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где мушкетёры помогли комсомольцу сбежать из белогвардейских застенков

Название «Двадцать лет спустя» безусловно ассоциируется с сагой Александра Дюма о мушкетёрах.

В одноимённом фильме 1965 года мушкетёры тоже есть, хотя рассказывает он о событиях 1919 года, а главные его герои — комсомольцы, противостоящие белогвардейцам.

Для режиссёра Аиды Манасаровой это была вторая самостоятельная работа и, надо сказать, не совсем для неё типичная: в дальнейшем все её ленты будут посвящены современности и героям, живущим в сегодняшнем дне, а не прошлому.

Кадр из фильма «Двадцать лет спустя»
Кадр из фильма «Двадцать лет спустя»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В основе фильма — пьеса знаменитого советского поэта Михаила Светлова.

Пьеса «Двадцать лет спустя» вышла в 1940 году, когда те самые комсомольцы, принимавшие участие в Гражданской, уже повзрослели, но не забыли о своей боевой юности.

В 1952 году начинающая режиссёр Аида Манасарова, лишь недавно окончившая ВГИК, поставила пьесу на вгиковской учебной сцене. Роли исполняли студенты, и играли они с невероятным задором, завораживали публику энергией молодости, так что постановка стала настоящим хитом, посмотреть её сбегался весь институт. Через десять лет Аида Манасарова обратилась к Михаилу Светлову с предложением снять по пьесе кино. Сценарий она написали вдвоём, но постарались придать ему более современное настроение. Аида Манасарова говорила:

«Когда Михаил Светлов писал свою драматическую поэму, он думал о собственной комсомольской юности, о Гражданской войне. Когда мы играли «Двадцать лет спустя»в институте, вспоминалась война. Готовность к подвигам и азарт борьбы, ощущение радости жизни вечно живут в поколениях восемнадцатилетних. Об этом поэма, это мы хотим передать на экране».

Попасть на съёмки фильма по сценарию именитого поэта хотели многие, и на киностудии «Мосфильм» начался ажиотаж: на пробы приходили и зрелые исполнители, и начинающие актёры, и студенты. Для режиссёра было важно, чтобы претендент глубоко любил поэзию (в кадре часто звучат стихи), поэтому каждого она просила прочитать небольшой отрывок. Кроме того, принципиальным моментом был возраст: герои совсем молоды, поэтому и играть их должна была молодёжь. На этот счёт у Аиды Манасаровой было чёткое убеждение:

«Очень трудно выбрать главных героев. Мы ищем их среди ровесников, потому что нет ничего неприятнее на экране, чем взрослые в коротких штанишках».

В центре сюжета — небольшая группа комсомольцев, которыми руководит взрослый наставник Семён. Его правая рука — серьёзная комсомолка Дуня, которая чуть старше остальных. Сами ребята — немного наивные, но горячие, энергичные, по-своему смелые и решительные парни и девушка Тося и примкнувшая к ним Валя, явно непростого происхождения, но разочаровавшаяся в окружении.

Вчерашние мальчишки ещё не избавились от юношеского идеализма и романтики, они увлечены литературой, стихами, музыкой, а один из них, Сашка, обожает историю о мушкетёрах и даже предлагает сделать спектакль «Двадцать лет спустя».

Тут же ребята распределяют роли, Сашка составляет список, но скоро приходит малоприятное известие — на город наступают белогвардейцы. Красный отряд отходит, но комсомольцы остаются, и им предстоит наладить подпольную работу. А базируются они в старинном особняке, хозяева которого сбежали, а сейчас здесь правит экономка Берта Кузьминишна, сочувствующая красным и по-матерински опекающая ребят. Группа во главе с Сашкой отправляется расклеивать листовки, но их задерживают. Тося сбегает, один из комсомольцев погибает, а Сашку бросают в тюрьму. Но самое главное —

у него находят список, тот самый, где указаны роли. Но там же указаны и имена комсомольцев.

Сашке необходимо сбежать, чтобы доказать, что он никогда не выдавал (впрочем, так никто и думает), и в забытьи после избиения ему грезятся его любимые герои мушкетёры, обещающие помочь в организации побега.

Кадр из фильма. Анатолий Шаляпин
Кадр из фильма. Анатолий Шаляпин

На роль Сашки претендовало много начинающих артистов, но получил её 17-летний Анатолий Шаляпин, пока безвестный участник студии театра имени Станиславского. Через несколько лет Анатолий, уже получивший диплом Щепкинского училища, сыграет Митьку Курганова в эпопее «Тени исчезают в полдень» (1971-1973), которая и сегодня считается его визитной карточкой. Роль комсомольца Моисея отдали другому дебютанту — Льву Вайнштейну.

Кадр из фильма. Лев Вайнштейн
Кадр из фильма. Лев Вайнштейн

Но удачей для него станет не эта работа, а следующая — киноповесть Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966), где он сыграет Янкеля (в одноимённой книге, если не ошибаюсь, герой характеризовался как блондинистый еврей). А закрепит успех Льва Вайнштейна «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1968), где он тоже сыграл одну из центральных ролей.

Кадр из фильма. Юрий Эпштейн (позднее — Беркун)
Кадр из фильма. Юрий Эпштейн (позднее — Беркун)

Братьев Костю «налево» и Васю «направо» сыграли Юрий Эпштейн и Александр Вигдоров, комсомолка Тося — это Людмила Гнилова,

Кадр из фильма. Людмила Гнилова
Кадр из фильма. Людмила Гнилова

Валя — очаровательная актриса (видимо, непрофессиональная) А. Носикова, о которой вообще никакой информации нет.

Кадр из фильма. А. Носикова
Кадр из фильма. А. Носикова

Старшее поколение представили Лидия Сухаревская (Берта Кузьминишна),

Кадр из фильма. Лидия Сухаревская
Кадр из фильма. Лидия Сухаревская

Павел Шпрингфельд (наборщик из типографии, помогающий комсомольцам с выпуском первого номера журнала).

Кадр из фильма. Павел Шпрингфельд
Кадр из фильма. Павел Шпрингфельд

В маленьком эпизоде появились Николай Парфёнов и Ирина Мурзаева. Эпизод немного комичен:

к городу приближаются белые, но непонятно, кто именно. Обыватели не знают, какой вешать флаг на фасад, и перебирают флаги в сундуке: там припрятаны флаги петлюровцев, махновцев, григорьевцев, но где-то затерялся флаг гайдамаков.
Кадр из фильма. Георгий Куликов
Кадр из фильма. Георгий Куликов

В роли старших товарищей комсомольцев ищите Георгия Куликова (Семён) и Жанну Прохоренко (Дуня).

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко

Несмотря на, что действие происходит на Украине, снимали картину неподалёку от Москву, в Калуге, где и после войны сохранились улочки с домами начала века. К сожалению,

Михаил Светлов, принимавший активное участие к подготовке к съёмкам, ушёл из жизни, когда фильм только начали снимать.

Аида Манасарова посвятила «Двадцать лет спустя», вышедший через полтора года после смерти поэта, его памяти.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Правда, саму работу большой удачей не сочли:

режиссёра хвалили за добросовестность и качество, но критиковали за расхождение с пьесой в плане духовности и атмосферы и даже сравнивали с посредственной театральной постановкой.

По мнению критиков, то, что в стихах Светова было органичным, приподнятым, уместно-патетическим, в кадре прозвучало напыщенно и картинно, а самой Аиде Манасаровой не хватило созидательности и вдохновения, чтобы передать через экран те идеи и чувства, которые заложил в пьесу Михаил Светлов. Плюс, конечно же, уже изменилось время: Светлов писал «Двадцать лет спустя» в сороковые и обращался фактически с своим ровесникам, а лента вышла в шестидесятые и адресована была уже следующему поколению, что, наверное, требовало немного иных приёмов. Сейчас по очевидным причинам про «Двадцать лет спустя» давно не вспоминают.

А вы помните свою комсомольскую (или не очень) юность?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: