Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм — «пособие для малолетних хулиганов»

В 1965 году кинематографисты затеяли постановку фильма по советскому книжному хиту — биографической истории Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД».

Выпуск подкаста раскроет тайны съёмок доброй истории про перевоспитание:

Авторы написали книгу ещё в 1926 году, но тогда про кино никто не думал. А вот в шестидесятые возникла идея перенести её на экран, как раз к 40-летию первого издания.

Сценарий попросили написать автора «Республики ШКИД» Леонида Пантелеева (на самом деле — Алексея Еремеева, писавшего под псевдонимом).

Но написанный сценарий так ужаснул киношников, что один за другим от него отказались все режиссёры киностудии «Ленфильм», где и планировали картину снимать.

Кадр из фильма «Республика ШКИД»
Кадр из фильма «Республика ШКИД»

И тут вспомнили об опальном режиссёре Геннадии Полоке. В его жизни случилась неприятная история, из-за которой он впал в немилость. Чтобы прожить, Полока подрабатывал «литературным негром», помогая писать сценарии даже именитым драматургам, и коллеги об этом знали. Полока взялся за работу с энтузиазмом и радикально переделал сценарий, превратив его в настоящую киношную историю.

Такой поворот всерьёз разозлил Пантелеева, он даже запретил ставить ленту.

Но потом сменил гнев на милость, но при одном условии: в титрах автором сценария будет числится только он. Чиновников «Ленфильма» это устроило, хотя все знали, что в реальности автором был Геннадий Полока. Правда, желающих заняться фильмом опять не нашлось, так что режиссёром стал сам Полока.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Съёмки начались с конфликта. Киностудия настаивала, чтобы главного героя, директора школы Викниксора, играл Андрей Попов. Но Полока наотрез отказался его снимать. Картина виделась ему несколько эксцентричной, в стиле экспериментальных театров двадцатых годов, а Андрей Попов в такой жанр не вписывался никак.

В ультимативной форме Полока заявил, что будет снимать Сергея Юрского,

который как раз отлично смотрелся в роли интеллигентного учителя, вынужденного приспосабливаться к дерзостям беспризорников. Жену Викниксора, Эланлюм, искали долго, но в итоге на роль взяли тогдашнюю супругу Полоки Юлию Бурыгину.

Шкидовцев пытались найти повсюду. Геннадий Полока обожал детей и прекрасно умел с ними ладить. А ещё ему хотелось, что в кадре были мальчишки, прошедшие разный жизненный путь, поэтому его помощники отправлялись и в театральные училища, и в интернаты, в даже в колонии.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

В итоге на площадке рядом оказались, например, Анатолий Подшивалов (сыгравший Цыгана), который к тому моменту был уже артистом БДТ, Сандро Товстоногов (в фильме — Дзе), сын режиссёра Георгия Товстоногова, и Артур Исаев, которого на площадку привозили под присмотром милиции.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Любопытно, что осуждённый за избиение мучителя-отчима Артур сыграл положительного героя Пантелеева. И не менее интересно, что изначально на эту роль планировали взять интеллигентного мальчика из ленинградской театральной студии Владимира Колесникова, который в итоге сыграл самого мерзкого персонажа — шкидовского ростовщика Слаёнова.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Одним из самых колоритных персонажей стал Мамочка. Смотревшие фильм зрители были уверены, что уж этот мальчишка точно вырос в детдоме.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Но это была классическая магия кино: на самом деле юный актёр Александр Кавалеров вырос дома и профессионально занимался в театральной студии, правда, образцовым поведением не отличался, и дебютировал на экране ещё в 1961 году.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Ну а

массовку составляли настоящие воспитанники ленинградских детдомов и интернатов,

которых по просьбе Геннадия Полоки классами привозили на съёмки. В дни, когда на площадке были такие ребята, Полока всегда покупал угощения и затягивал смены, чтобы они смогли подольше побыть вне казённых стен.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Единственную юную героиню сыграла Виолетта Жухимович. Искали актрису на эту роль с долго и трудно: исполнительнице требовалось выглядеть, как сорванец, а

девочки-подростки, которым предлагали роль, не хотели стричься под мальчика и носить безликую мешковатую одежду.

Виолетта училась на четвёртом курсе ЛГИТМиКа и обладала роскошным косами, но для роли Тони Маркони без сожаления с ними рассталась. Этот отчаянный поступок подарил ей колоссальную популярность после выхода «Республики ШКИД». Но и заплатить за съёмки тоже пришлось: тогда студентов, которые дерзали сниматься, не получив диплом отчисляли, и Виолетту эта участь не миновала. К счастью, через некоторое время её восстановили.

К началу 1966 года фильм закончили. Он получился двухсерйным, но после критики цензоров сократился почти в два раза. Но и сокращённая версия вызвала вопросы, на этот раз у представителей МВД.

Сотрудники ведомства, которые занимались несовершеннолетними преступниками, увидели в «Республике ШКИД» слишком много свободы и назвали ленту пособием для школьных хулиганов.

После милицейского приговора картину сплавили в архив.

Спас «Республику ШКИД» уникальный случай. Осенью 1966 года в Париже проходила Неделя советского кино, и туда нужно было послать фильм про молодёжь. Основное начальство киностудии отсутствовало, поэтому решение оперативно принял заместитель министра иностранных дел. Он буквально наобум ткнул пальцем в первую попавшуюся картину подходящей тематики, и ею оказалась «Республика ШКИД». Французам история пришлась по вкусу, после чего из московских кабинетов на «Ленфильм» пришло указание передать ленту в кинотеатры. Накануне нового 1967 фильм наконец дошёл до зрителей.

И фильм, который «Ленфильм» счёл своей неудачей, внезапно стал фаворитом публики.

А Геннадий Полока до последнего дня поддерживал связь с актёрами, которые снимались в «Республике ШКИД», искал им работу и ежегодно устраивал встречи «шкидовцев».

Фото из открытых источников. Геннадий Полока, Александр Кавалеров, Сергей Юрский
Фото из открытых источников. Геннадий Полока, Александр Кавалеров, Сергей Юрский

От себя добавлю, что книгу я всё-таки ценю больше. Её я прочитала раньше, чем увидела фильм, и, конечно же, в кино не вошла и десятая часть того, что описано в повести. Кстати, именно «Республика ШКИД» обогатила мой лексикон словом «каналолизация», а ещё меня не первое десятилетие интригует кличка воспитанника Дзе, которая, согласно книге, кличка была непечатной.

А вам больше нравится книга или фильм?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-11