Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Драма о двухмужней сельчанке, метавшейся меж двух любимых

Для Евгения Матвеева фильм «Смертный враг» (1971) — третья режиссёрская работа. И третье прикосновение к прозе советского классика Михаила Шолохова. Первые две встречи с героями писателя случились у Матвеева-актёра (в фильмах «Поднятая целина» и «Жеребёнок», вышедших в 1959 году). Об экранизации Шолохова, теперь уже в режиссёрском качестве, Матвеев сказал:

«Я понимал, что взяться за экранизацию Шолохова — большая дерзость, но не мог ничего с собой поделать. Чувствовал, что школа большой литературы необходима мне как режиссёру: что с моей уже определившейся тягой к народному характеру, к эпическому материалу мне нужен именно Михаил Шолохов».
Кадр из фильма  «Смертный враг»
Кадр из фильма «Смертный враг»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий Евгений Матвеев написал в сотрудничестве с Арнольдом Витолем. Тот уже имел опыт работы с прозой писателя: Витоль дебютировал в кино как сценарист «Жеребёнка». Потом он ещё неоднократно будет перелагать книги писателя для экрана.

В основе сценария — два рассказа, «Смертный враг» и «Двухмужняя», а рассказывает он о первых годах становления советской власти на селе.

Главные герои истории — начальник деревенской коммуны Арсений Клюквин и местная красавица Анна Ящурова.

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Анны
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Анны

Анна живёт у свёкров, хотя уже давно получено известие, что её муж Александр, казак, воеваший на стороне белых и оказавшийся за границей, погиб. Свёкр Анны — типичный домостроевец и деревенский кулак. Он противостоит коммуне, а Клюквина и вовсе объявляет своим смертным врагом.

Фото со съёмок. Станислав Чекан, Наталья Рычагова, Жанна Прохоренко, Евгений Матвеев
Фото со съёмок. Станислав Чекан, Наталья Рычагова, Жанна Прохоренко, Евгений Матвеев

Тем более что Арсений, человек видный и активный, искренний защитник бедноты. А ещё он влюблён в Анну. Анна, которой у свёкров живётся несладко, тоже постепенно проникается тёплыми чувствами к Арсению и переходит в колхоз, где учится грамоте и наконец-то понимает, что такое уважение к человеку. Семейная жизнь с Арсением тоже ладится, в паре появляется сын.

Но неожиданно в село возвращается Александр: оказалось, что он не погиб. И Анна, вспомнив о своей первой большой любви, бросает всё и возвращается к первому мужу.

Заодно ей придётся вспомнить и прежнюю жизнь, когда она была не только женой, но и служанкой, обслуживающей весь дом, терпящей капризы гуляки-мужа, а порой и его побои.

Кадр из фильма. Евгений Матвеев
Кадр из фильма. Евгений Матвеев

Роль Арсения Клюквина Евгений Матвеев оставил за собой, как, впрочем, делал часто, снимая собственные фильмы. Клюквин в чём-то схож с Макаром Нагульновым из «Поднятой целины», героем, которого Матвеев называл родным для себя. Да и в целом типаж подходил актёру, уже имевшему амплуа народного героя, правильного мужчины, эдакого крепкого плеча, на которое всегда можно опереться.

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко

Роль Анны получила Жанна Прохоренко, в роли её первого мужа, казака Александра Ящурова, — Александр Лазарев.

Фото со съёмок. Александр Лазарев и Жанна Прохоренко
Фото со съёмок. Александр Лазарев и Жанна Прохоренко

Ему, кстати, пришлось над ролью поработать: Александру Лазарева до того не приходилось сниматься в «деревенских» лентах.

Кадр из фильма. Александр Лазарев
Кадр из фильма. Александр Лазарев

Роль его отца, кулака-интригана Игната Ящурова, колоритно исполнил Станислав Чекан. Появился тут и своего рода «дед Щукарь» — престарелый деревенский шутник Егор, его сыграл Георгий Вицин.

Кадр из фильма.  Георгий Вицин
Кадр из фильма. Георгий Вицин

Отдельно отмечу супружескую пару, снявшуюся в фильме. По сюжету между их героями тоже возникают чувства.

Кадр из фильма. Наталья Рычагова
Кадр из фильма. Наталья Рычагова

Это были Наталья Рычагова (прислужница Ящуровых Дуня, потом от них сбежавшая в коммуну) и Алексей Инжеватов (коммунар Митроха).

Кадр из фильма. Майя Булгакова
Кадр из фильма. Майя Булгакова

В других ролях Валентина Владимирова, Майя Булгакова, Мария Виноградова, Зоя Василькова, Светлана Коновалова, Владимир Носик, Борис Юрченко, Владимир Пицек, Виктор Уральский.

Кадр из фильма. Владимир Пицек и Алексей Инжеватов
Кадр из фильма. Владимир Пицек и Алексей Инжеватов

Евгений Матвеев нашёл роль и для «главного казака» советского кино Петра Глебова, он сыграл второстепенную роль сурового мельника Власа.

Приступая к съёмкам, Евгений Матвеев получил «благословение» от самого писателя и дал слово, что если картина получится, то он привезёт её в Вешенскую на показ (ну а если не получится, то и не привезёт). Шолохов подбодрил режиссёра и сказал, что тот наверняка приедет со своим детищем. Так и вышло: «Смертный враг» Матвееву удался.

Фильм вышел в конце 1971 года. Несмотря на то, что тема послереволюционных событий, борьбы советской власти против кулачества, становлением колхозов была не нова и в кино уже многажды затрагивалась, картину приняли тепло и с интересом. Причём и зрители, и киноведы. И нельзя не согласиться с тем, что это действительно хорошая картина, в которой актёры не играют, а живут. Украшение ленты — южные сельские пейзажи, на фоне которых всё и происходит. Ну и, конечно же, сильнейшая литература Михаила Шолохова, заслуженно считающаяся классикой.

«Опыт моих предыдущих режиссёрских работ — «Цыган» и «Почтовый роман» — убедил меня в том, что эмоциональный накал усиливает интерес зрителей. А шолоховская проза даёт для этого широкие возможности. Её животворные образы, её самобытность и народность открывают простор для творческой фантазии», —

так отозвался режиссёр Евгений Матвеев о собственном фильме «Смертный враг», который собрал в прокате больше 20 миллионов зрителей и вошёл в тридцатку лучших лент года.

Сегодня фильм вряд ли может рассчитывать на большую популярность в силу ярко выраженной идеологии. Но, думается, зря. Потому, что это отличная экранизация, очень атмосферная, соответствующая духу времени и живо передающая противостояние старого и нового. Потому, что Шолохов досконально знал, о чём и о ком писал, а Матвеев понимал, что он снимает. И ещё потому, что даже маленькие роли сыграны на все сто.

А какая ваша любимая экранизация Шолохова?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: