Эхнатон (1353 - 1336 гг до н.э.) занимал трон фараона в рамках 18-й династии Нового Египетского царства. Эхнатон, что переводится как "полезный для" бога Атона, выбрал это имя после того, как он обратился к культу этого самого бога. До этого он был известен как Аменхотеп IV, или Аменофис IV ("Амон доволен"). Он был сыном Аменхотепа III (1386-1353 гг. до н.э.) и его жены Тийе. Также мужем королевы Нефертити. У Эхнатона было 9 детей, среди них были в том числе Тутанхамон (от второй жены по имени Кийа) и супруга Тутанхамона, Анксенамон (от Нефертити).
В начале своего правления, еще будучи Аменхотепом IV, он следовал политике своего отца и религиозным традициям Египта. Однако на пятом году своего царствования он пережил религиозную трансформацию, отказавшись от культа Амона в пользу культа Атона, и на протяжении следующих двенадцати лет он стал известен (или, вернее, проклят) как "царь-еретик", отменивший традиционные религиозные обряды Египта и учредивший первую известную монотеистическую государственную религию в мире и, согласно некоторым источникам, сам монотеизм.
В связи с этим периодом он перенес столицу Египта из традиционного Фив в основанный им город Ахетатон, который стал известен как Амарна (или Телль-эль-Амарна). Период Амарны стал самым противоречивым временем в истории Египта, и о нем было сказано и написано больше, чем о любом другом периоде.
Аменхотеп IV становится Эхнатоном
Период правления Аменхотепа IV, возможно, начался в качестве соправителя его отца, Аменхотепа III. На многочисленных надписях, оставленных в период правления Аменхотепа III, изображен солнечный диск, известный как 'Атон'. В это время Атон был лишь одним из множества культов, существовавших в Древнем Египте, и термин "культ" не имел современного значения. Различные боги и практики служили одной цели - достижению вечной гармонии и равновесия.
Религиозные изменения, внесенные Эхнатоном, вызвали противоречивые реакции: одни презирали его как "царя-еретика", в то время как другие восхищались им как поборником монотеизма.
Аменхотеп III управлял Египтом в период, когда жречество, посвященное богу Амону, приобрело значительное влияние. Когда Аменхотеп IV взошел к власти, жрецы Амона обладали почти таким же богатством и влиянием, как и королевский дом. По данным историка Льюиса Спенса, поклонение Амону было распространено шире, чем культы других богов в долине Нила, и его рост связывался скорее с политической, а не с религиозной пропагандой.
В ходе своего правления Аменхотеп IV запретил старые религиозные обряды и провозгласил себя воплощением единого всемогущего божества, известного как Атон. К 9-му году своего правления он закрыл все храмы и подавил религиозную практику. Аменхотеп IV перенес центр своей власти из традиционной столицы Фив в город, который он основал, назвав его Ахетатон. Он сменил свое имя на Эхнатон и продолжил религиозные реформы, которые вызывали у некоторых презрение, а у других вызывали восхищение.
Монотеизм Эхнатона
Реформы, проведенные Эхнатоном, вызывали разные реакции среди историков. Некоторые восхваляли их как первый пример единобожия и преимуществ монотеистической веры, однако эти изменения не всегда приносили пользу народу Египта в то время. Историк Дюрант, например, отмечал, что реформы Эхнатона были "первым выдающимся выражением монотеизма - за семьсот лет до Исайи (из Библии) и поразительным шагом вперед по отношению к старым племенным божествам". Однако стоит учитывать, что эти "древние племенные божества" Египта способствовали миру, гармонии и развитию одной из величайших древних культур.
Многобожие древних египтян выражалось в мировоззрении, подчеркивающем мир и равновесие (Маат), и не предполагало проблем с религиозной терпимостью. В древнеегипетских текстах даже не нашлось бы слова, соответствующего понятию "религиозная терпимость". Отличительной чертой монотеистической системы верований является ее утверждение о том, что другие системы должны быть ошибочными, чтобы она была правильной. Это привело к нетерпимости к другим верованиям и их подавлению; такое же произошло и в Египте. Имена бога Амона и других богов были исключены из памятников по всей стране, храмы закрылись, а старые обряды были объявлены незаконными.
Жрецы Амона, имея время и ресурсы, спрятали статуи и тексты от дворцовой стражи, посланных на их уничтожение, а затем они покинули свои храмы. Эхнатон назначил новых жрецов или заставил жрецов Амона служить его новой монотеистической религии, провозгласив себя и свою царицу богами.
Пренебрежение союзниками Египта
В древней египетской культуре фараон, как слуга богов и обычно отождествляемый с определенным божеством, был обычным явлением, однако ни один из предыдущих правителей до Эхнатона не утверждал о себе статус боговоплощения. Он не считал своим делом заниматься государственными вопросами и, по всей вероятности, прекратил исполнение своих обязанностей. Одним из грустных последствий религиозных реформ Эхнатона стало пренебрежение внешней политикой.
Документы и письма того времени свидетельствуют о том, что другие народы, которые ранее были союзниками Египта, многократно обращались к нему с просьбами о помощи в различных вопросах, однако подобные просьбы часто оставались без ответа со стороны божественного правителя. В то время Египет был процветающей и могущественной нацией, и этот процесс начался еще до правления царицы Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.). Хатшепсут и ее преемники, такие как Тутмос III (1458-1425 гг. до н.э.), использовали сбалансированный подход, включающий дипломатию и военные действия, в своих отношениях с другими странами; Эхнатон же предпочел игнорировать внешние дела и, по-видимому, не проявлял интереса к событиям за пределами своего дворца в Ахетатоне.
Уоттерсон отмечает, что царь Библа Риб-Адди, один из верных союзников Египта, направил Эхнатону более 50 писем с просьбами о помощи в борьбе с Абди-Аширтой из Амурру, но получил лишь молчание в ответ, и Библ был потерян для Египта. Тушратта, царь Митанни, также выразил недовольство, утверждая, что если Аменхотеп III присылал ему статуи из золота, то Эхнатон прислал лишь позолоченные статуи.
Письма Амарны
Письма из Амарны, обнаруженные в этом городе и представляющие собой переписку между царями Египта и другими государствами, раскрывают небрежное отношение Эхнатона к внешней политике, за исключением тех случаев, когда ситуация заинтересовывала его лично. Он проявил решительность, упрекая Абди-Аширту (аморито-сирийский князь) за его враждебные действия против Риб-Адди (царь Библа) и его союз с хеттами, которые в то время были врагами Египта. Однако это скорее было связано с его стремлением сохранить дружеские отношения с буферными государствами между Египтом и Землями Хатти, чем с желанием обеспечить справедливость за смерть Риб-Аадди и захват Библа.
Хотя его вмешательство в этот конкретный случай могло быть обусловлено интересами государства, другие аналогичные вопросы оставались без внимания, что создает впечатление, будто он выбирал только те ситуации, которые лично его занимали. Эхнатон приказал доставить Абди-Аширту в Египет и посадить его в тюрьму на год, но освободил его после продвижения хеттов на севере. Однако видна разница между его реакцией на этот инцидент и его подходом к подобным ситуациям с другими правителями.
Хотя есть примеры того, как Эхнатон принимал активное участие в государственных делах, имеются также свидетельства его пренебрежительного отношения ко всему, кроме своих религиозных реформ и жизни во дворце. Вопрос о правлении Эхнатона и так называемом Амарнском периоде становится объектом ожесточенных дискуссий среди ученых. Документы из Амарны и указы Тутанхамона, а также археологические находки, убедительно свидетельствуют о том, что Эхнатон был неудачным правителем по отношению к своим подданным и вассальным государствам, а его правление было сконцентрировано на личных интересах, игнорируя внешнюю политику.
Искусство Ахетатона и Амарны
Жизнь в городе Ахетатоне была главной заботой Эхнатона. Этот город, построенный на девственной земле в центре Египта, был ориентирован на восток таким образом, чтобы лучи утреннего солнца направлялись к храмам и дверным проемам. Границы города были отмечены стелами, высеченными в скалах. Искусство Амарны является ключевым отличием этого периода от более ранних и поздних эпох египетской истории. В отличие от изображений других династий, искусство Амарны представляло королевскую семью с удлиненными шеями, руками и ногами. Это, возможно, отражало религиозные убеждения царя в единственном божестве, Атоне, чьи лучи касались всех живых существ.
Знаменитая стела Эхнатона, изображающая царскую семью, показывает, как лучи Атона касаются каждого из членов семьи, изображенных с удлиненными фигурами, подобными фигуре царя. Рассматривать эти изображения как реалистичные изображения семьи, страдающей каким-либо расстройством, кажется ошибочным, так как Нефертити, вероятно, не разделяла бы это расстройство царя. Скорее, эти изображения иллюстрируют Эхнатона и Нефертити как тех, кто был преобразован в богоподобных благодаря своей преданности Атону настолько, что их вера передалась даже их потомству.
Другим аспектом искусства Амарны, которое выделяет его среди других периодов, является интимность изображений. Стела Эхнатона, изображающая семью, демонстрирует момент их совместного времяпрепровождения в уединенном месте. Это отличается от представлений о фараонах в других периодах, когда их изображали в одиночестве, занятых охотой или в битве, либо в сопровождении богов и царицы. Это также может быть интерпретировано как проявление религиозных убеждений Эхнатона, согласно которым Атон, а не фараон, был главным фактором, обеспечивающим процветание фараона и его семьи через любовь и милость Атона.
Монотеизм и наследие Эхнатона
Считается, что представление Атона как всемогущего, вселюбящего божества, верховного творца и опоры вселенной оказало значительное влияние на последующее развитие монотеистической религиозной веры. Независимо от того, был ли Эхнатон мотивирован политической программой подавления культа Амона или пережил истинное религиозное откровение, его введение единого верховного божества, заботящегося о судьбах людей, стало революционным шагом в истории.
В работе Зигмунда Фрейда "Моисей и монотеизм" ("Этот человек Моисей и монотеистическая религия"), опубликованной в 1939 году, утверждается, что Моисей, возможно, был приверженцем культа Атона и был изгнан из Египта после смерти Эхнатона, когда в стране восстановили старую религиозную парадигму. Фрейд подчеркивает, что Эхнатон добавил новый компонент в религиозные верования, превратив их в монотеизм, веру в универсального бога.
Греческий философ Ксенофан, живший около 570-478 годов до нашей эры, выразил подобное видение, утверждая, что многочисленные боги греческих городов были пустыми фантазиями, а истинный бог был единым. Несмотря на то что его стихи отражали это, он не предложил новый способ понимания себя и вселенной.
Независимо от того, считается ли Эхнатон героем или злодеем в истории Египта, его возвышение Атона до верховной власти изменило не только историю Египта, но и курс мировой цивилизации. Его сын Тутанхамон, правивший примерно с 1336 по 1327 год до нашей эры, изменил свое имя, отказавшись от атонизма и вернувшись к поклонению Амону. Преемники Тутанхамона, особенно Хоремхеб, уничтожили памятники, построенные Эхнатоном, и стерли его имя из исторических записей.
На протяжении многих веков Эхнатон был забыт в истории Египта, пока его гробница не была обнаружена в 1907 году археологом Флиндерсом Петри. Интерес к нему возрос после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году Говардом Картером. Тем не менее, его наследие монотеизма повлияло на религиозных мыслителей, заставив их подражать его идеалу единого бога и отвергнуть политеизм.
Другие статьи на тему Древнего Египта Вы можете найти в нашей подборке! https://clck.ru/38wPBW