Итак, сегодня очередной «тёплый-ламповый» детектив «Чёрный бизнес» (1965), где есть, кажется, всё – фарцовщики, расхитители, шпионы. И – мораль. Какова? Сегодня ты просто жулик, а завтра – агент какой-нибудь заграничной разведки. К слову, на этом было построено множество сюжетов – банальный ворюга или скупщик краденых драгоценностей оказывался, в конечном итоге, пособником ЦРУ.
Считалось, что гнилой и продажный человечишко с лёгкостью может стать добычей хитроумных спецслужб, умеющих давить на «слабости» и покупать тех, кто ценит деньги больше всего на свете. В одном дивном-дивном городе цвёл чёрный-чёрный бизнес... Хотя, в середине 1960-х другого бизнеса и быть не могло – предпринимательство разрешили в конце 1980-х.
Начало – интригующее. Задерживают некоего субъекта с усиками-«мерзавчиками». Так называли особый тип усов, почему-то приписываемый стилягам или мелким уголовникам. В его чемодане обнаруживаются аж 5000 рублей – по тем временам сумма безумная. Так, напомню, что рубль был устойчив, а цены – низкие на всё, кроме товаров, связанных с понятием «роскошь».
В этот самый час в Москву прибывает шпионка – некто Элеонора фон Будберг. Понятное дело, стильная и дорого выглядящая красавица (волшебная Маргарита Володина). Чекисты давно «знакомы» с этой Будберг. В этот раз она прибыла под именем англоязычной путешественницы мисс Ластер. С кем же она тут связана? О, тут ещё шикарнее заверчено!
В общественном сортире Ластер-Будберг встречается с модно одетой дамочкой (леопёрдовое пальто!) и за мытьём рук они перебрасываются условленными фразами. Все пути-дорожки ведут в трикотажный цех, расположенный ….та-даммм! – в психлечебнице, где для выздоравливающих больных устроена щадящая трудотерапия. Кстати, это реально помогало тем людям социализироваться.
Эта самая мадам в леопардовом облачении – тамошняя сотрудница по фамилии Тараканова (кличка - Мэри, ну, а как же?) Нет-нет, Мэри Тараканова - более, чем здоровая. Там весь хозяйственный персонал – вполне соображающие преступники, и для них трикотажный цех – кормушка. Они, во-первых, воруют шерсть, а во-вторых, делают из той шерсти вещички и толкают их налево.
Типичные «цеховики», то есть подпольные дельцы, устраивавшие пошивочные или ещё какие-нибудь мастерские на базе производства, использовавшие государственные мощности и материалы. И часть этих «негоциантов» связана с иностранцами. Зачем? Презанятный момент – в финале Будберг-Ластер увозит спрятанные в …банках из-под чёрной икры …советские купюры… для того, чтобы снабжать ими будущих «засланных казачков».
В этой увлекательной и динамичной киноленте – несколько сюжетных линий. Есть там колеблющийся инженер Умновский по кличке Ричард (о, понятное дело), чей брат – крупный спец, работающий в закрытом городе. Хитрющая Будберг пытается проникнуть в тот город через Ричарда, но здесь он …срывается с крючка. То есть не все расхитители и гады неисправимы.
А ещё тут – плакатные и очень добрые, умные и смелые чекисты с прекрасными лицами. Если есть желание посмотреть что-нибудь оптимистичное – можно отыскать в сети «Чёрный бизнес» и получить заряд хорошего настроения. Снял этот фильм режиссёр Василий Журавлёв, автор двух шедевров - фантастической феерии «Космический рейс» (1935) и всеми любимого «Пятнадцатилетнего капитана» (1945)...
Zina KorZina (c)
- Ещё советские детективы:
1. «Кража» - антиквариат, красотка-блондинка и реставратор-гад.
2. «Профессия – следователь» - редкие книги, бяка-адвокат и Аманда Лир.