Найти тему

Боевые искусства как путь развития личности

Оглавление

Одним из главных отличий традиционных боевых искусств от спортивных единоборств является позиционирование первых, как метода воспитания, самосовершенствования и саморазвития личности. Но, постойте! — скажут многие читатели — разве занятия спортом, в частности спортивными единоборствами, не являются процессом самосовершенствования, воспитания и т.д.??? Почему же, конечно являются. Но, вопрос в том, а что именно ставится в качестве цели, и что конкретно развивается?.. И вот тут, если мы приглядимся вооруженным взглядом, то сможем увидеть порой диаметрально противоположные как цели, так и результаты.

Давайте рассмотрим, в чем же разница...

Спортивные единоборства

Как и любой другой вид спорта спортивные единоборства (во всём своём многообразии) ставят своей основной задачей выявление сильнейшего спортсмена на данный период времени. Вспомните основной девиз олимпийского движения:

Конечно, многие скажут, что занятия спортом позволяют развить дисциплину, целеустремлённость и волю к победе, учат преодолевать препятствия и т.д., и т.п. Однако, основа любого вида спорта — соревновательность. Поэтому главное, что хорошо развивает спорт — чувство конкуренции и соревновательности, желание и стремление быть первым, часто невзирая на методы (а вы всё ещё верите в честный спорт без допинга?). Желание стать первым, стать лучшим — возможно, всё же это всё не самые лучшие проявления эго... И, естественно, что то, чем мы активно и много занимаемся, оказывает влияние на нашу жизнь, создаёт наши поведенческие паттерны. В принципе, современное общество (особенно «западное») вполне себе поощряет подобное поведение. Вот только имеет ли это отношение к так называемому «духовному» развитию? С точки зрения большинства религий, наверное, нет...

Традиционные боевые искусства

Ну, тут, на самом деле, всё тоже не совсем просто. Прежде всего потому, что многие, кто «типа занимается» различными видами ТБИ на самом деле просто «ходят на». Эти, с позволения сказать, «занятия» — не более чем просто хобби и способ времяпрепровождения, тусовки и т.п. Я думаю, что в данном случае вполне можно применить закон Парето (Закон Парето утверждает, что небольшое количество наиболее жизнеспособных стручков производит большую часть гороха), более известный как «Принцип 80/20». То есть, примерно 20% из всех, кто занимается, занимается достаточно серьёзно и действительно что-то из себя представляет.

Кстати, если ещё и вспомнить «закон распределения Гаусса» и прикинуть, какой % от всей массы занимающихся составляют действительно мастера высокого уровня, то мы, примерно, получим как раз 20% от тех 20%, кто занимается «серьёзно». Думаю, что это вполне применимо в равной мере и к спорту тоже, особенно когда речь идёт о профессиональном спорте.

К сожалению, подавляющая часть суждений о ТБИ делается на основе как раз тех 80%, которые не обладают высокой квалификацией в своей области. И, тем не менее, основными целями и задачами практики и изучения ТБИ всё же заявляется не выяснение кто круче (соревновательность и конкуренция) и сильнее, а именно личностное развитие, воспитание гармоничной личности и развитие определённых моральных качеств. Особенно это касается восточных традиционных боевых искусств, которые почти стали синонимом ТБИ, и где вопросы уважения, почитания старших и т.п. традиционно стоят во главе угла.

Кроме того, не стоит забывать, что данный канал посвящён японскому будзюцу. И совершенно естественно, что говоря о ТБИ я подразумеваю, прежде всего, именно японские школы.

Итак, что же развивает практика японских ТБИ? Какие личностные аспекты?

Практически все школы японского ТБИ своей главной целью обозначают воспитание духа, совершенного вида человеческих качеств. Но, что стоит за этими красивыми фразами?

Иероглиф 武 (Бу) имеет смысл «остановить копьё», то есть его главное смысловое значение — «установить мир». И, конечно же, не стоит забывать о влиянии конфуцианской морали на всё «восточное общество» с её основной идеей-концепцией благородного мужа (человека), и свойственных ему добродетелей, одной из которых является скромность. Знаете, мне сложно представить, что спортсмен-единоборец в своём стремлении выиграть поединок, победить не ради установления мира, а ради завоевания определенного места, проявляет скромность. Скорее мы имеем дело с сознательным или бессознательным проявлением чувства превосходства над другими, желания это доказать в поединке. И тут даже не важно касается это конкретной личности или всей нации, страны. Суть природы чувства остаётся одной и той же. Можно гордиться своими достижениями или даже отстаивать честь своей державы, однако от гордости до гордыни всего один шаг. А именно это не только противоречит конфуцианской морали (или, как сказали бы у нас — буддистов, дхарме), но и идеалам будзюцу. Кстати, не потому, что это как-то плохо с моральной стороны, а потому, что это делает воина уязвимым в самом прямом смысле этого слова. Сколько людей стали жертвами своей гордыни, самомнения, чувства превосходства? Именно это заставляет недооценивать врага, переоценивать собственные возможности и совершать ошибки в бою. Основное отличие реального боя от спортивного поединка, прежде всего в том, что здесь ошибка и проигрыш может стоить вам жизни или здоровья, а не просто не занятия призового места, как в спорте.

Именно поэтому скромность является одной из главных добродетелей воина. Как и нежелание вступать в поединок без крайней надобности. Поговорка о том, что лучший бой — это от который не состоялся, родилась явно не в среде спортсменов, а среди тех, кто понимал цену проигрыша.

Не поняв искусства мира,
вы не постигнете искусства войны,
и в конце концов не достигнете победы.
Из наставлений по этике клана Имагава, ХV век.

В основе спорта, в отличии от будзюцу, лежит стремление стать лучше других. И не только стать, но и доказать другим, что это так.

Лично для меня многое объясняют слова Намкай Норбу Ринпоче:

Понаблюдайте за собой и вы сразу обнаружите это. Мы всегда считаем себя лучше других. Вы не заявляете об этом вслух, иначе люди подумают, что вы плохо воспитаны. Вы говорите: «Очень хорошо, вы очень умны», но всегда думаете, что знаете всё лучше других.
Иногда вы видите, как люди обсуждают бесполезные вещи. Если в действительности есть что-то важное, иногда бывает полезно это обсудить. Но даже неважные вещи люди обсуждают часами, потому что у двух людей есть два эго. Ваше видение совершенно для вас, но другой человек не принимает его. Тогда вы стараетесь убедить человека в собственной идее. Все заканчивается обсуждением бесполезных вещей, которое не приводит ни к какому результату. Это проявление эго. Очень важно понимать это. Итак, bdag ‘dzin ‘jig, если мы наблюдаем с подобным осознаванием, эта тенденция уменьшается. /ngang gis dul zhing thos bsam sgom pa ldan/ ngang gyis dul означает, что мы становимся скромнее, потому что наше эго уменьшилось. thos bsam sgom pa ldan, помимо этого, то, что мы изучали, анализировали, над чем думали, о чем рассуждали, приносит больше пользы. /dad sogs rgya che sbyangs ba’i yon tan ldan/, тогда все, что мы изучили и узнали, становится более полезным в нашей короткой жизни. /tshe ‘di don yod phyi ma ‘bas dang bcas/_/de phyir dam pa rnams la bsten par bya/, развитие этого качества в этой жизни очень полезно для того, чтобы жить спокойно и расслабленно. Также оно создает положительные мысли и положительный плод в будущем. 
Намкай Норбу Ринпоче
Намкай Норбу Ринпоче

Это проявление эго, о котором говорит Намкай Норбу Ринпоче, разве оно не характеризует спортсменов-единоборцев? Почитайте комментарии на этом, да и других каналах. В большинстве случаев вы увидите то, о чём написано выше. Очевидно, что именно у представителей СЕ прослеживается некий поведенческий паттерн, когда им во что бы то ни стало нужно доказать превосходство своего вида (в основном принизив остальные). В результате чего появился этот паттерн? Думаю, что ответ вполне очевиден. Соревновательность даже в комментариях...

Любой спортивный поединок — это столкновение двух эго в стремлении самоутвердиться. В ТБИ же это не приветствуется.

Боевые искусства — это не имеющие ограничений атлетическое выражение движения души человека. Это ежедневные, на манер муравья, физические усилия, нацеленные на непременное повышение своей квалификации. Жить — это значит свободно выражать себя в своём творении. Творение есть не что-то раз и навсегда зафиксированное или неизменное. Поэтому для адептов и мастеров воинских искусств есть возможность раскрыться навстречу реальной жизни в сложном процессе постоянного поиска своего пути.
Ли Сяо Лунь

В качестве примера того, к чему следует стремиться при занятиях ТБИ, я хотел бы привести некоторые из правил, разработанные Такано Сасабуро, разъясняющих философию будзюцу:

  • Следует уважать этикет и не совершать низких и подлых поступков.
  • Необходимо ценить и придавать важное значение таким качествам, как любовь и уважение, не стараться "перескочить" того, кто выше по статусу, не презирать младших, не высмеивать тех, кто не знает Путь, не бороться за славу и и за похвалу.
  • Стремиться к миру, оставить дух соперничества и не устраивать ссору или борьбу исходя из личных интересов и эмоций.
  • Нужно быть вежливым и учтивым по отношению к наставникам и старшим товарищам, следовать учению, довериться судьбе, воспитывать в себе дисциплину и умеренность.
  • Честность — источник мужества. Красивый облик со скудным содержанием — корень слабости. Следует избегать совершения лицемерных и распущенных поступков.

Резюме

И спортивные единоборства, и традиционные боевые искусства могут быть инструментом закалки духа и тела, развития личности (а могут и не быть). Однако, аспекты личности, которые они развивают, зачастую могут быть противоположны друг другу. Именно поэтому представители ТБИ и СЕ зачастую не понимают друг друга... У боксёра и адепта айкидо совершенно разные цели ради чего они тренируются и что хотят получить в результате тренировок.

Нельзя сказать что лучше, а что хуже. Пусть каждый решает это для себя сам, в соответствии со своими склонностями. В любом случае, у каждой медали всегда две стороны...