Найти тему

Сериал Про людей и про войну. Да здравствует жизнь!

Фото VK Про людей и про войну
Фото VK Про людей и про войну

Последнее время мне везёт на хорошее кино. Сначала нашла замечательный сериал Арт и Факт. Об этом здесь:

И вот опять удача - сериал Про людей и про войну.

На первом месте для авторов этого проекта человек, его жизнь, достоинство, сила и слабость и только потом война, которая все это, как впрочем и подлость, в человеке проявляет.

Каждому генералу на войне кажется, что главный удар направлен именно на него.

А солдату?

Думаю, тоже.

Это и есть главная мысль в сериале Про людей и про войну, как мне показалось.

В нем на первом плане человек в критических обстоятельствах, когда до донышка проявляется его внутренняя сущность. При этом ни один из персонажей далеко не супергерой. Как и положено обычным людям они боятся, сомневаются, бывает трусят и идут на поводу у своего страха, но ведь воюют и ещё как!

Сразу скажу, что это стоящий русский сериал про войну 1941-1945! Мнение, конечно, субъективное, но может и не очень. Всё-таки рейтинг 8,8 на кинопоиске говорит, что я не ошиблась.

Сериал Про людей и про войну - это три сезона небольших короткометражных фильмов, снятых специально для You Tube. Поэтому этот фильм больше напоминает киноальманах. Каждая новелла снята на основе либо воспоминаний самих ветеранов, либо их родных. То есть имеет документальную основу и, по сути, это эпизоды из боевой биографии реальных фронтовиков. Тем и ценно. Хотя, конечно, как историк, не могу не сказать, что все воспоминания всегда субъективны и отражают личное восприятие событий одним участником. В данном случае фронтовиком. И цинично добавлю, что воспоминания могут различаться.

Хотя в фильме есть новеллы, основанные не только на мемуарах, но и на официальных документах. Это, к примеру, известный эпизод с подводной лодкой М-32, вынужденной лечь на грунт в Севастопольской бухте. Её и экипаж спас старшина Н.К.Пустовойтенко. Его подвиг отразился в документах.

Что касается жанров, то тут полное разнообразие.

Новелла "Циркач" - гротеск и трагедия одновременно. Трагедия - это две совсем маленькие девочки, приговорённые немцами к повешению за связь с партизанами. Свидетелями готовящейся казни стали наши разведчики, группа которых тащила в тыл важного языка - немецкого генерала.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Уйти нельзя остаться. Где поставить запятую?

Как спасти детей?

Атаковать и потерять и разведгруппу и языка-генерала, сведения которого могут спасти множество жизней?

Пожертвовать детьми?

Тяжкий выбор! И тут в дело вступает Циркач.

Ситуация все время балансирует на грани и это очень хорошо передано в короткометражке. И смешно и страшно одновременно. Я, честно говоря, таких остро-пограничных сюжетов в нашем кино не помню. Щекочет нервы невероятно!

Вот он циркач (Андрей Кислицын). Актер, кстати, с опытом работы в Cirque du Soleil. Фото Яндекс Картинки
Вот он циркач (Андрей Кислицын). Актер, кстати, с опытом работы в Cirque du Soleil. Фото Яндекс Картинки

Новелла "Повар" - сделана в стиле похождений бравого солдата Швейка: кашевар вступает в поединок с немецким танком и как вы думаете, кто в итоге победил?

Повар (Антон Кислицын). Фото Яндекс Картинки
Повар (Антон Кислицын). Фото Яндекс Картинки

Аналогичный язык и в новелле "Банька". История такая: саперы срубили баньку у себя в тылу на берегу речки. Как же им хотелось душевно попариться! Дровишек нарубили, одежонку простирали, берёзовых веничков наломали! И вот уже протопилось и можно идти!

Скрин видео
Скрин видео

И тут появляется группа наших же разведчиков и её командир нагло, по другому не скажешь, требует пустить их в баньку вперед. Им скоро на задание и они - элита, поэтому должны париться без очереди.

- Какое задание, браток? Всей дивизией на отдыхе стоим, - справедливо вопрошают хозяева парной.

Слово за слово.

Короче одни не стерпели, другие не отступили.

Какой же жизнеутверждающий произошел мордобой! Кулаками, шайками, вениками! Люди как будто забыли о войне. Они вновь стали обычными мужиками где-нибудь у себя в деревне или "на районе", для которых возглас "наших бьют!" - это сигнал из их довоенного прошлого и повод силой выяснить кто здесь правее.

Война, конечно, напомнила о себе, но не это главное. А главное, что у людей не атрофировались человеческие чувства и реакции, они не превратились в схемы-функции по выполнению боевых задач, чем часто грешит западное кино, ну и наше низкопробное тоже.

А вот "Яма" или "Любушка" - это, конечно, трагедии.

"Яма". Фото из свободных источников
"Яма". Фото из свободных источников

Там нет прямых боестолкновений, а смотреть трудно, ибо понятно, какое будущее ждёт героев.

"Любушка". Фото из свободных источников
"Любушка". Фото из свободных источников

Есть невероятно трогательные истории, например "Папа", о дошкольнице, ждущей отца. Посмотрите какой контраст между маленькой девочкой в красном платьице с плюшевым мишкой, каждый день встречающей прибывающие с фронта эшелоны, и окружающими её людьми в форме. Конечно, это явная отсылка к "Списку Шиндлера". Только конец здесь условно счастливый - встретились два одиночества.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Во всех без исключения новеллах присутствует героика. При этом нет назидательности, дидактики, пафоса. Самые громкие слова произносятся тихо, буднично. Нет никакого показного благородства, люди делают свое дело даже тогда, когда им и нам, на них смотрящим, отчаянно страшно. Как в новелле "Слепой", где медсестра пытается спасти красноармейца, временно потерявшего зрение из-за контузии и абсолютно беспомощного.

Новелла "Слепой". Фото КиноПоиск
Новелла "Слепой". Фото КиноПоиск

Пересказать всё невозможно, да и не нужно.

Единственное, чего вы не найдете в этом сериале - это заградотрядов, штрафбатов, кровавых особистов и командиров, готовых заваливать трупами поле боя под лозунгом "Бабы ещё нарожают!"

Иными словами, авторы сумели уйти от тенденциозности, свойственной некоторым нашим кинодеятелям (да и не только им) в оценке исторических событий.

О такого рода предвзятости здесь:

Поскольку все сюжеты разные и короткие, то повествование получается очень динамичным. У режиссеров получилось за 10-15-20 минут раскрыть характеры персонажей, а у актеров - создать полноценные образы. В сериале заняты по большей части не очень известные исполнители. Играют хорошо, достоверно, искренне. Есть, конечно, и раскрученные лица, но их очень немного. К примеру в третьем сезоне появляется Егор Бероев. Но он точно ничего не испортил.

Стоит ли смотреть сериал Про людей и про войну?
Да, обязательно!
Несмотря на всю трагедийность сюжетов, фильм оставляет жизнеутверждающее впечатление.

По своему послевкусию сериал Про войну и про людей совершенно противоположен тому, которое оставил очень сильный немецкий фильм Лодка или Подводная лодка 1981 года (но не ремейк 2018 года!).

Это тоже фильм о войне, правда на другом театре - в Атлантике, в основе сюжета тоже воспоминания участника событий. Но какой же контраст! У нас, несмотря на смерть, боль, страдание нет ощущения той жуткой безнадёги, которое оставляет после себя немецкая картина. Её я тоже очень советую к просмотру, думаю не пожалеете.

Мой разбор этого фильма можно почитать по ссылке ниже:

Киноальманах Про людей и про войну, как и немецкий фильм Подводная лодка о Второй мировой войне, это качественное кино в море дешёвых подделок с непроработанным сюжетом, убогой режиссурой и сомнительной актерской игрой типа Операции Неман, где из великой книги Богомолова сделали дешёвую комедию. Об этом здесь:

Вы смотрите фильмы о Великой Отечественной войне? Есть любимые?

За лайк и комментарии спасибо!🥀
✨ Благодарю за подписки!