Могут ли на западе снимать хорошее кино о прошлой мировой войне? Чтобы была глубина, сложность и психологическая точность? Чтобы мы, зрители, почувствовали настоящую человеческую трагедию независимо от того, к какой из воюющих сторон принадлежит солдат?
Отвечаю - могут, но редко и мало.
И давным давно.
У нас таких фильмов несравненно больше. Нашу военную классику в День Победы 9 мая можно смотреть нон-стоп весь день и восхищаться режуссурой, сюжетами, актерским работами, переживать, радоваться и плакать.
С современными фильмами о Великой Отечественной войне, дело, конечно, обстоит сложнее.
За последние полгода я посмотрела четыре разных киноленты. Вот ссылки:
Первый не рекомендую категорически.
Второй и третий - условно.
А вот четвертый советую посмотреть.
У немцев с фильмами о войне всё сложнее. Им же, по правде говоря, нечем гордиться. Поэтому если они и снимают неплохое кино, то больше о тыле, а не о боевых действиях. Пример такого рода - замечательный фильм "Воровка книг" (как и роман Маркуса Зузака). А вот чтобы о фронте, да со всеми его ужасами - это большая редкость.
И ещё, немцы старательно, как мне кажется, обходят тему Восточного фронта.
А если и снимают что-то, то в духе геббельсовской пропаганды. Есть такой довольно неплохой немецкий фильм "Наши матери, наши отцы", так там Красная армия - это орда казаков и монголоидных варваров с пулеметами и гармошками, которую гонят на убой фанатики-комиссары, грабящая и убивающая всех без разбора и, главное, насилующая прекрасных немок.
Знакомая трактовка, правда?
Почему они тиражируют весь этот бред?
Думаю, ответ понятен. Они такого у нас натворили, что, начав говорить о вторжении в СССР, им пришлось бы сказать всю правду о себе самих. Поэтому они:
- либо используют хорошо известный приём расчеловечивания врага, в данном случае нас;
- либо предпочитают снимать кино о войне с нашими тогдашними союзниками - англичанами и американцами.
Так безопаснее.
Вот на эту последнюю тему у немцев есть достойное кино.
Фильм называется Лодка или Подводная лодка. Снят в 1981 году Вольфгангом Петерсоном. Ниже его афиша.
Первый раз я посмотрела фильм Подводная лодка довольно давно. И несколько раз потом пересматривала. Почему-то обычно во время болезни. Наверное в напоминание себе о том, что кому-то хуже, чем мне.
В 2018 году сняли новую версию этого фильма. Вот её я не рекомендую - пошлый ремейк в современном стиле.
Немного о сюжете фильма Подводная лодка
Он имеет документальную основу - воспоминания корреспондента одной из немецких газет Лотара-Гюнтера Буххайма о боевом походе немецкой субмарины U-96. На фото ниже актер, играющий условного Буххайма - весьма романтично настроенного юноши, пережившего в походе очень жёсткий опыт.
Осень 1941 года. Продолжается битва за Атлантику. Немецкие "волчьи стаи" гоняются за конвоями, идущими из США в Британию. И взаимно топят друг друга.
База немецких кriegsmarine во французской Ла-Рошели. Получен приказ на выход в море. Завтра.
А сегодня безудержный кутеж подводников в каком-то ресторане с продолжением в борделе и оптимистичным пожеланием разгромить его до основания.
Надо сказать кутеж максимально свинский. Расслабляются ребята до поросячьего визга.
И вот наступает завтра и лодка выходит в боевой поиск. Экипаж возглавляет капитан-лейтенант по прозвищу Старик - самый старший и опытный в команде. Очень сдержанный, твердый, как и положено командиру, умный и где-то даже снисходительный к человеческим недостаткам.
Поход, где немецкая U-96 будет топить британские конвои и ее тоже будут преследовать и убивать. Лодка будет лежать на глубине без возможности всплыть, прорываться через Гибралтар, напичканный английскими кораблями и много чего ещё: переживать жуткие шторма, преследование эсминцев, многодневную беспросветность похода, постоянное ощущение близкой катастрофы. Грязь, вонь, усталость и моральный надлом.
На три часа (если выберете режиссерскую версию, а я именно её советую) вы погрузитесь в темноту и тесноту подводной лодки. Место действия, конечно, будет меняться, но не часто и не радикально. Это надо учитывать. В фильме напряжение создаётся не за счёт активных действий, а за счёт переживаний персонажей, находящихся, по сути, в невыносимых условиях. В определенной степени можно сказать, что это фильм-катастрофа. Здесь люди сражаются не только с людьми, но и с безжалостной стихией. У них постоянное ощущение края, они не говорят о смерти, но постоянно о ней думают. И это чувство все время у них прорывается. Иногда уродливо в пошлых разговорах, жестах, подшучиваниях. Но все эти непристойности, как ни странно, вызывают лишь сочувственную улыбку, а не желание брезгливо отвернуться. Люди напоминают себе о том, что они ещё живы и у них, наверное, есть шанс выбраться из под толщи воды из жуткой железной коробки, рыскающей по Атлантике в поисках чужой и своей смерти.
Постоянное ощущение опасности создаёт почти невыносимое напряжение, которое не скрыть за бесконечными подшучиваниями друг над другом.
Вот главный инженер по прозвищу Старшой держит в руках фото жены на пороге их дома и ловит каждое слово новостей из Германии - боится ковровых бомбардировок родного Кёльна. В этот момент он слаб и беспомощен.
Вот субмарина подвергается атаке глубинных бомб с эсминца и они рвутся прямо за бортом, повреждая обшивку. Лодку трясет, через пробоину хлещет вода и эта изматывающая дуэль кораблей потрошит каждого человека до самого дна.
Вот лодка неконтролируемо проваливается на глубину, превышающую предельную, и из неё вылетают заклёпки и того и гляди разорвет корпус.
Но самое страшное - это повреждение машины. Субмарина ложится на грунт, у нее почти нет шансов всплыть, кислород заканчивается, мерцает тусклая лампочка и устанавливается мертвая тишина как предвестник страшного конца. Усиливает это гнетущее ощущение великолепно сыгранная сцена нервного срыва старшины машинного отделения Йохана, буквально потерявшего разум.
Но война есть война, а немцы - это немцы.
Каждый боевой поход - это чья-то смерть. И своя, и чужая. И её надо не только принять, но и объяснить себе смысл этого кошмара.
U-96 не просто топит британские транспорты, но и видит всё, что происходит с их командами. Капитан и его помощники с мостика своей субмарины наблюдают как в пылающем от разлитой нефти океане заживо горят и тонут люди. Они кричат! Но Старик даёт приказ - никого не спасать. На лодке нет места. Пусть тонут.
Да, в этот момент капитан ощущает себя мясником, но сути дела это не меняет. Он убийца, если называть вещи своими именами. И то, что он носит погоны, не даёт ему индульгенцию.
Помните ту мантру, которую произносили немецкие преступники в Нюрнберге - мы не виноваты, мы выполняли приказ?
Приказ как право на то, чтобы потерять в себе человека?
Вместе с тем, надо сказать, что как во всяком хорошем фильме здесь нет одномерных персонажей: абсолютных героев и абсолютных мерзавцев. У каждого своя жизненная история, своя боль и своя вина.
Очень хорошо показаны будни подводников, вахты, сменяющиеся коротким отдыхом, тревоги, приятная французская мелодия в дни затишья и безумные глаза во время катастроф. А их будет в том походе немало.
И последнее.
Фильм Подводная лодка подается как антифашистский.
Моряки с явным пренебрежением относятся к своему фюреру и геббельсовской пропаганде. На борту только один явный нацист - недавно назначенный первый помощник, ставший предметом бесконечных шуток команды.
Но и он перевоспитался.
Начнёшь тонуть и сразу поумнеешь.
Претензия на антифашизм героев показалась мне самым противоречивым аспектом фильма.
Скользким.
Неубедительным.
Понятно, что современное кино о Второй мировой войне не может не осуждать нацизм, признанный преступлением против человечества. И да, снято все так, что ты неизбежно проникаешься сочувствием к героям картины, забывая, что они враги.
Но вот какая штука: нам показывают осень 1941 года, моряки получают сводки с родины, но там вообще не упоминается о Восточном фронте. Вроде бы его и нет! Полный игнор! Верите, что такое было возможно? И что Геббельс не кричал во весь голос о небывалых "успехах тысячелетнего рейха"?
То есть создатели картины очень тщательно обошли эту неудобную для них тему. И поэтому когда главный инженер вертит в руках фотографию жены и на его лице тоска, страдание и тревога о том, не бомбили ли англичане его родной Кёльн, то у меня невольно сразу перед глазами появляются картины того, что представители этой, с позволения сказать, "высшей расы" творили у нас. И сочувствие к герою пропадает.
Иными словами, я думаю, что нельзя быть гуманистом выборочно, картинно жалеть погибающих с потопленных тобой кораблей или оставшихся в Фатерлянде близких, но избегать мыслей о том ужасе, который германская военная машина, частью которой ты являешься, несёт другим народам, пусть и далёким лично для тебя.
Или морщиться от фюрера - это одно, а служить ему - другое?
Но это претензия не к актерам, а к сценаристу и режиссеру. Могла ли быть другой трактовка показываемых в фильме событий в нашем фарисейском мире? Вряд ли.
Поэтому в антифашизм немецких героев-подводников я ни секунды не поверила. Мне показалось, что он для них скорее средство психологической защиты, а не стойкое убеждение. Ибо за уверенной позицией всегда следуют поступки, а их здесь нет.
Но это, конечно, моё субъективное восприятие.
По-человечески я этим немцам сочувствовала и очень хотела, чтобы они вернулись из похода живыми. Однако финал фильма Подводная лодка удивил, и сильно.
Рекомендую ли я фильм Подводная лодка 1981 года к просмотру?
Конечно.
И не только я. На Кинопоиске у фильма очень высокий рейтинг и множество поклонников.
Если посмотрите, то точно не пожалеете. В фильме отличная режиссура, актерская игра, напряжённый сюжет, проникновенная музыка и он дает возможность поразмышлять о серьезных вопросах.
И да, фильм Подводная лодка - лауреат Оскара. В те годы эту премию ещё давали за выдающиеся художественные достоинства.
Это точно не одноразовое кино.
Спасибо за лайки, комментарии и подписки 🥀