Найти в Дзене

Фильм Подводная лодка: на глубине отчаяния

Оглавление

Могут ли на западе снимать хорошее кино о прошлой мировой войне? Чтобы была глубина, сложность и психологическая точность? Чтобы мы, зрители, почувствовали настоящую человеческую трагедию независимо от того, к какой из воюющих сторон принадлежит солдат?

Отвечаю - могут, но редко и мало.
И давным давно.

У нас таких фильмов несравненно больше. Нашу военную классику в День Победы 9 мая можно смотреть нон-стоп весь день и восхищаться режуссурой, сюжетами, актерским работами, переживать, радоваться и плакать.

С современными фильмами о Великой Отечественной войне, дело, конечно, обстоит сложнее.

За последние полгода я посмотрела четыре разных киноленты. Вот ссылки:

Первый не рекомендую категорически.

Второй и третий - условно.

А вот четвертый советую посмотреть.

У немцев с фильмами о войне всё сложнее. Им же, по правде говоря, нечем гордиться. Поэтому если они и снимают неплохое кино, то больше о тыле, а не о боевых действиях. Пример такого рода - замечательный фильм "Воровка книг" (как и роман Маркуса Зузака). А вот чтобы о фронте, да со всеми его ужасами - это большая редкость.

И ещё, немцы старательно, как мне кажется, обходят тему Восточного фронта.
А если и снимают что-то, то в духе геббельсовской пропаганды. Есть такой довольно неплохой немецкий фильм "Наши матери, наши отцы", так там Красная армия - это орда казаков и монголоидных варваров с пулеметами и гармошками, которую гонят на убой фанатики-комиссары, грабящая и убивающая всех без разбора и, главное, насилующая прекрасных немок.
Знакомая трактовка, правда?

Почему они тиражируют весь этот бред?

Думаю, ответ понятен. Они такого у нас натворили, что, начав говорить о вторжении в СССР, им пришлось бы сказать всю правду о себе самих. Поэтому они:

  • либо используют хорошо известный приём расчеловечивания врага, в данном случае нас;
  • либо предпочитают снимать кино о войне с нашими тогдашними союзниками - англичанами и американцами.

Так безопаснее.

Вот на эту последнюю тему у немцев есть достойное кино.

Фильм называется Лодка или Подводная лодка. Снят в 1981 году Вольфгангом Петерсоном. Ниже его афиша.

Фото Яндекс Картинки
Фото Яндекс Картинки

Первый раз я посмотрела фильм Подводная лодка довольно давно. И несколько раз потом пересматривала. Почему-то обычно во время болезни. Наверное в напоминание себе о том, что кому-то хуже, чем мне.

В 2018 году сняли новую версию этого фильма. Вот её я не рекомендую - пошлый ремейк в современном стиле.

Немного о сюжете фильма Подводная лодка

Он имеет документальную основу - воспоминания корреспондента одной из немецких газет Лотара-Гюнтера Буххайма о боевом походе немецкой субмарины U-96. На фото ниже актер, играющий условного Буххайма - весьма романтично настроенного юноши, пережившего в походе очень жёсткий опыт.

Лейтенант Вернер. Корреспондент (актер Херберт Греннмайер). Фото КиноПоиск
Лейтенант Вернер. Корреспондент (актер Херберт Греннмайер). Фото КиноПоиск
Осень 1941 года. Продолжается битва за Атлантику. Немецкие "волчьи стаи" гоняются за конвоями, идущими из США в Британию. И взаимно топят друг друга.
База немецких кriegsmarine во французской Ла-Рошели. Получен приказ на выход в море. Завтра.
А сегодня безудержный кутеж подводников в каком-то ресторане с продолжением в борделе и оптимистичным пожеланием разгромить его до основания.
Надо сказать кутеж максимально свинский. Расслабляются ребята до поросячьего визга.
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников
И вот наступает завтра и лодка выходит в боевой поиск. Экипаж возглавляет капитан-лейтенант по прозвищу Старик - самый старший и опытный в команде. Очень сдержанный, твердый, как и положено командиру, умный и где-то даже снисходительный к человеческим недостаткам.
В центре капитан-лейтенант по прозвищу Старик (актер Юрген Прохнов). Справа старший инженер-механик (актер Клаус Веннеманн). Слева - корреспондент. Ещё чистенькой и не подозревающий что его ждёт. Фото КиноПоиск
В центре капитан-лейтенант по прозвищу Старик (актер Юрген Прохнов). Справа старший инженер-механик (актер Клаус Веннеманн). Слева - корреспондент. Ещё чистенькой и не подозревающий что его ждёт. Фото КиноПоиск
Поход, где немецкая U-96 будет топить британские конвои и ее тоже будут преследовать и убивать. Лодка будет лежать на глубине без возможности всплыть, прорываться через Гибралтар, напичканный английскими кораблями и много чего ещё: переживать жуткие шторма, преследование эсминцев, многодневную беспросветность похода, постоянное ощущение близкой катастрофы. Грязь, вонь, усталость и моральный надлом.

На три часа (если выберете режиссерскую версию, а я именно её советую) вы погрузитесь в темноту и тесноту подводной лодки. Место действия, конечно, будет меняться, но не часто и не радикально. Это надо учитывать. В фильме напряжение создаётся не за счёт активных действий, а за счёт переживаний персонажей, находящихся, по сути, в невыносимых условиях. В определенной степени можно сказать, что это фильм-катастрофа. Здесь люди сражаются не только с людьми, но и с безжалостной стихией. У них постоянное ощущение края, они не говорят о смерти, но постоянно о ней думают. И это чувство все время у них прорывается. Иногда уродливо в пошлых разговорах, жестах, подшучиваниях. Но все эти непристойности, как ни странно, вызывают лишь сочувственную улыбку, а не желание брезгливо отвернуться. Люди напоминают себе о том, что они ещё живы и у них, наверное, есть шанс выбраться из под толщи воды из жуткой железной коробки, рыскающей по Атлантике в поисках чужой и своей смерти.

Постоянное ощущение опасности создаёт почти невыносимое напряжение, которое не скрыть за бесконечными подшучиваниями друг над другом.

Вот главный инженер по прозвищу Старшой держит в руках фото жены на пороге их дома и ловит каждое слово новостей из Германии - боится ковровых бомбардировок родного Кёльна. В этот момент он слаб и беспомощен.

Вот субмарина подвергается атаке глубинных бомб с эсминца и они рвутся прямо за бортом, повреждая обшивку. Лодку трясет, через пробоину хлещет вода и эта изматывающая дуэль кораблей потрошит каждого человека до самого дна.

Вот лодка неконтролируемо проваливается на глубину, превышающую предельную, и из неё вылетают заклёпки и того и гляди разорвет корпус.

Но самое страшное - это повреждение машины. Субмарина ложится на грунт, у нее почти нет шансов всплыть, кислород заканчивается, мерцает тусклая лампочка и устанавливается мертвая тишина как предвестник страшного конца. Усиливает это гнетущее ощущение великолепно сыгранная сцена нервного срыва старшины машинного отделения Йохана, буквально потерявшего разум.

Йохан по прозвищу Призрак, старшина машинного отделения (Эрвин Ледер). Фото КиноПоиск
Йохан по прозвищу Призрак, старшина машинного отделения (Эрвин Ледер). Фото КиноПоиск

Но война есть война, а немцы - это немцы.

Каждый боевой поход - это чья-то смерть. И своя, и чужая. И её надо не только принять, но и объяснить себе смысл этого кошмара.

U-96 не просто топит британские транспорты, но и видит всё, что происходит с их командами. Капитан и его помощники с мостика своей субмарины наблюдают как в пылающем от разлитой нефти океане заживо горят и тонут люди. Они кричат! Но Старик даёт приказ - никого не спасать. На лодке нет места. Пусть тонут.

Фото КиноПоиск
Фото КиноПоиск

Да, в этот момент капитан ощущает себя мясником, но сути дела это не меняет. Он убийца, если называть вещи своими именами. И то, что он носит погоны, не даёт ему индульгенцию.

Помните ту мантру, которую произносили немецкие преступники в Нюрнберге - мы не виноваты, мы выполняли приказ?

Приказ как право на то, чтобы потерять в себе человека?

Вместе с тем, надо сказать, что как во всяком хорошем фильме здесь нет одномерных персонажей: абсолютных героев и абсолютных мерзавцев. У каждого своя жизненная история, своя боль и своя вина.

Очень хорошо показаны будни подводников, вахты, сменяющиеся коротким отдыхом, тревоги, приятная французская мелодия в дни затишья и безумные глаза во время катастроф. А их будет в том походе немало.

И последнее.

Фильм Подводная лодка подается как антифашистский.

Моряки с явным пренебрежением относятся к своему фюреру и геббельсовской пропаганде. На борту только один явный нацист - недавно назначенный первый помощник, ставший предметом бесконечных шуток команды.

Но и он перевоспитался.

Начнёшь тонуть и сразу поумнеешь.

Справа первый помощник (актер Хубертус Бенгш) - тот самый убежденный нацист в начале фильма. Справа - Старик. Фото КиноПоиск
Справа первый помощник (актер Хубертус Бенгш) - тот самый убежденный нацист в начале фильма. Справа - Старик. Фото КиноПоиск
Претензия на антифашизм героев показалась мне самым противоречивым аспектом фильма.
Скользким.
Неубедительным.

Понятно, что современное кино о Второй мировой войне не может не осуждать нацизм, признанный преступлением против человечества. И да, снято все так, что ты неизбежно проникаешься сочувствием к героям картины, забывая, что они враги.

Но вот какая штука: нам показывают осень 1941 года, моряки получают сводки с родины, но там вообще не упоминается о Восточном фронте. Вроде бы его и нет! Полный игнор! Верите, что такое было возможно? И что Геббельс не кричал во весь голос о небывалых "успехах тысячелетнего рейха"?

То есть создатели картины очень тщательно обошли эту неудобную для них тему. И поэтому когда главный инженер вертит в руках фотографию жены и на его лице тоска, страдание и тревога о том, не бомбили ли англичане его родной Кёльн, то у меня невольно сразу перед глазами появляются картины того, что представители этой, с позволения сказать, "высшей расы" творили у нас. И сочувствие к герою пропадает.

Иными словами, я думаю, что нельзя быть гуманистом выборочно, картинно жалеть погибающих с потопленных тобой кораблей или оставшихся в Фатерлянде близких, но избегать мыслей о том ужасе, который германская военная машина, частью которой ты являешься, несёт другим народам, пусть и далёким лично для тебя.

Или морщиться от фюрера - это одно, а служить ему - другое?

Но это претензия не к актерам, а к сценаристу и режиссеру. Могла ли быть другой трактовка показываемых в фильме событий в нашем фарисейском мире? Вряд ли.

Поэтому в антифашизм немецких героев-подводников я ни секунды не поверила. Мне показалось, что он для них скорее средство психологической защиты, а не стойкое убеждение. Ибо за уверенной позицией всегда следуют поступки, а их здесь нет.

Но это, конечно, моё субъективное восприятие.

По-человечески я этим немцам сочувствовала и очень хотела, чтобы они вернулись из похода живыми. Однако финал фильма Подводная лодка удивил, и сильно.

Рекомендую ли я фильм Подводная лодка 1981 года к просмотру?

Конечно.

И не только я. На Кинопоиске у фильма очень высокий рейтинг и множество поклонников.

Если посмотрите, то точно не пожалеете. В фильме отличная режиссура, актерская игра, напряжённый сюжет, проникновенная музыка и он дает возможность поразмышлять о серьезных вопросах.

И да, фильм Подводная лодка - лауреат Оскара. В те годы эту премию ещё давали за выдающиеся художественные достоинства.

Это точно не одноразовое кино.

Спасибо за лайки, комментарии и подписки 🥀