Вы знаете, что у наших кинодеятелей в планах четвертая экранизация "Момента истины" Владимира Богомолова?
Вообще история с этими экранизациями интересная. Первую смыли, вторая более-менее, третья просто кошмар.
Знаю, есть поклонники у фильма Михаила Пташука "В августе 44-го" с Е. Мироновым и В. Галкиным. Не спорю, крепкая работа. Но по мне - не шедевр. Хотя на фоне сериала Операция Неман этот вариант кажется гениальным. Я не преувеличиваю.
Судите сами.
С первых титров сериала нас предупреждают, что он снят на основе идеи Богомолова, а не по его знаменитой книге. Поэтому режиссер Сергей Виноградов - довольно известный актер, постановщик и хореограф, вероятно, решил, что книжку можно и дописать и переписать. А что? Это сейчас запросто. Вот здесь тоже пошалили:
С исторической правдой сейчас действительно сложно, особенно в кино о войне.
Сериал начинается со сцены заброски отряда диверсантов под командованием Мищенко в наш тыл. Помним, что по книге это должен быть сильный, умный, удачливый враг. Играет его Алексей Кравченко. Играет, на мой взгляд, плохо. Хотя он хороший артист. Как же он, к примеру, убедителен в сериале "Неоконченный бой / Неопалимая купина". Там он бывший фронтовик с тяжелейшим ранением, которое не даёт жить не только ему, но и его детям. Актер в этой роли такой глубокий, разноплановый, жалкий и достойный одновременно. Там тоже военная тематика, но без пошлости.
Но в Операции Неман актера как подменили. Перед нами упитанный мужчина в возрасте, близком к пенсионному! Вы на уютное брюшко посмотрите.
Строгий взгляд со значением и выдвинутая вперёд челюсть, вероятно, должны нам продемонстрировать напряжённую работу ума, а кривые ноги - особую примету. Дались им эти ноги! Зачем режиссер несколько раз нам о них напоминает, а актер старательно, иногда даже карикатурно, их изображает. Наверное хореографический опыт, где ноги главное богатство, не даёт уважаемому Сергею Виноградову покоя. И это Мищенко - матёрый диверсант в тылу врага? Которого уже много лет никто поймать не может?
Скажете, что А. Балуев у Пташука тоже не молодой и не резвый! Верно. Но там его бегать не заставляют, мы его видим в одной сцене, где происходит незримое противостояние умов, а не мускулов.
Что же нашим режиссёрам так полюбились возрастные актеры на эти роли? Из Алексея Кравченко такой же диверсант, как и из Артура Вахи вот здесь:
Понятно, что исполнители не виноваты, они не не сами себя выбирали, да и задачу им режиссер поставил - они её выполняют. Думается, что Операция Неман - это лишнее подтверждение того, что если режиссер картину запорол, то актёры уже не исправят
Таманцев - наверное самый яркий герой у Богомолова. Цепкий, наблюдательный, невероятно ловкий, иногда нагловатый, но для пользы дела. В фильме его играет Алексей Макаров. Убеленный интересной пробивающейся сединой, импозантный Макаров в сериале периодически хамит начальству и стреляет по-македонски так, что все воробьи в округе падают со смеху!
Скорохватом его конечно можно назвать, а как вот как убедить зрителей в способности Макарова бегать-прыгать-стрелять? Ему бы в оперетку героем-любовником! Канканчик там или куплетики спеть. Отбоя бы от восторженных дам не было! Мне кажется, что и сам актер не воспринимает себя в этой роли и играет как бы говоря нам, ребята - это просто работа, делаю как могу. Ничего личного.
Алехин (Александр Яценко) - мозг группы - в начале сериала вообще отправлен в госпиталь. Ранен. Серьезно. Осколком в сердце. Одышка, синева под глазами, слабость. Александр Яценко для такого как раз подходит. Он, в отличие от монументального, пышущего здоровьем Кравченко и гарцующего Макарова, худ и бледен. К нему приезжает невыразительный полковник Поляков. Помните как его играл Александр Феклистов - интеллектуально, безэмоционально, с чувством собственного достоинства. В сериале мы видим какого-то неуверенного в себе очкарика. И вот этот новый Поляков жалуется капитану Алехину, что работать, понимаешь, не с кем. Мищенко-Кравченко по лесам бродит, никто поймать не может. Выручай! Дальше всё предсказуемо - наш кардиобольной уходит из госпиталя и прибывает на службу. Ему задачу немного немало ставит сам генерал Егоров в исполнении Андрея Смолякова. А что такого? Генералы всегда напрямую отдают приказы капитанам. И не могу не отметить трактовку этого образа. Если у Петренко генерал Егоров, жёсткий и требовательный, не только жучит своих подчинённых , но и помогает, и прикрывает их если надо, берет ответственность на себя, то в Операции Неман Смоляков только и думает, что и как доложить начальству. Как завел эту шарманку с первой серии, так и остановиться не может. Форменный истерик, а не боевой генерал. Но командный рык у актера получился великолепно. На этом всё. Вот как в анекдотах, например, здесь:
Итак, Егоров ставит задачу Алехину. Лейтмотив такой - впрягайся, не справляемся, без тебя никуда! И, оцените дальнейший ход, назначает капитана почему-то только заместителем Басоса. Того самого, про которого в книге Богомолова сказано, что он - лучший парень на Земле и друг Таманцева, уже погиб. Вопрос: если есть полноценная группа из трёх человек - воскресшего Басоса, вечно поперечного Таманцева-Макарова и невыразительного Блинова, то зачем им ещё и вытащенный из госпиталя недолеченный Алехин? Четвертым для комплекта инвалидной команды? Какой смысл режиссер и сценарист заложили в этот сюжетный поворот? Что добавили к характерам героев? Ощущение, что они и сами этого не поняли, поэтому Басоса быстренько убили, чтобы уж больше под ногами не болтался. И вот их осталось трое!
Дальше все развивается в жанре стрелялки-догонялки.
Ловят изменника-шифровальщика (Сергей Маковецкий), убивают пани Гролинскую, которая теперь не простая домохозяйка, а матерая разведчица, бегают за Павловским, который - внимание - собирался убить Юлию, ну и дальше бред всё нарастает.
Вся аналитическая работа, которую так тщательно описал Богомолов, из фильма исчезла. А ведь притягательность "Момента истины" была именно в этом сочетании спокойного и глубокого анализа с действиями по розыску диверсантов. Да, в сериале Алехин иногда сидит над бумагами, но как бы походя. Все больше бежит кого-нибудь ловить, жалуясь, что опять опоздал. Так опоздаешь, если голову включать не будешь!
Вот почему хороший актер Яценко в этом фильме столь карикатурно беспомощен? Ведь в той же "Аритмии", "Праведнике", да и в "Тихом Доне" он вполне убедителен. Очередное подтверждение истины, что режиссура определяет качество кино. Плохой актерской игрой ее можно ещё больше утопить, а хорошей - уже не исправить
В книге "Момент истины" главные герои - это разные, дополняющие друг друга типы людей со своими историями, переживаниями, ошибками и победами, в сериале - функции, живое приложение к пистолету.
Концовка у сериала Операция Неман просто фантастическая.
От знаменитой сцены на поляне режиссер отказался, а заменил её динамичной погоней Алехина за Мищенко. Драпают они по пересечённой местности и в конце концов зачем-то падают в реку. Наблюдая этот галоп, я подумала: надо же как хореографическое прошлое режиссера не отпускает! Как он не додумался ещё и танцевальные па в это действие вставить! Скажете абсурд? Так весь сериал абсурд, хуже уже не было бы!
Дальше все вышло вообще за границы здравого смысла. Наш хилый сердечно недостаточный Алехин, ещё недавно чуть не в обмороке падавший на ближайший стул, топит брутального тяжеловеса и матёрого диверсанта Мищенко-Кравченко! Да как браво это делает! Почти без посторонней помощи. Вот что адреналин животворящий делает! Про бабушку, которая приехала, понятно все забыли. Как и про момент истины!
Все, что я написала - это, конечно, моё субъективное мнение. Тем более, что у нас в принципе способны снимать более качественные сериалы на шпионскую тему. Вот один из них:
Рекомендую ли я сериал Операция Неман к просмотру? Да!!!
Где вы ещё увидите как из знаковой книги Богомолова сделали комедию?
За лайк спасибо!🥀
✨ Благодарю за ваши мнения, они интересны не только вам!