Земля. Сухопутные войска
«Сам призыв мой оказался интересным, - вспоминает священнослужитель. - Прошли медкомиссию, военком предложил пройти обучение в ДОСААФ, чтобы в армию пойти водителями. И вот нас девять человек приехали на пересыльный пункт с надеждой на отправку в ДОСААФ, а нас на следующий же день отправили в войска. И вот мы в поезде. Конечная остановка - дальневосточный город Завитинск, что в 60 км от китайской границы. Там располагалась учебная часть, учебный танковый полк. Я попал в третью мотострелковую роту, учился на командира отделения БМП-1 (боевая машина пехоты). Через полгода учёбы по распределению в 2001 году был направлен в Чечню, где в это время были развёрнуты боевые действия второй чеченской кампании. Там попал в госпиталь в Моздоке, затем переведён в волгоградский госпиталь, а оттуда - в Красноярск. Здесь остался дослуживать в ракетных войсках».
А вот как отец Николай отвечает на вопрос о связи армии с приходом в веру: «Около 17 лет мне было, когда я приехал в Норильск, где в храме отец Сергий служил благочинным. Беседую с ним, говорю, хочу батюшкой стать. А он: «Замечательно! Но есть одно условие: вот ты сначала сходи в армию, отслужи, придёшь, не пропадёт желание, мы тебя рукоположим». Рукоположение отец Николай принял, когда ему было 30 лет.
Напутствие призывникам: «Служить нужно идти обязательно. Армия из пацана делает мужчину. Любой уважающий себя мужчина должен пройти эту школу жизни, отдать свой долг Родине»
Вода. Военно-морской флот
«Служить попал в морфлот на остров Русский в заливе Петра Великого. Тогда впервые в жизни увидел море. Сначала - учебный отряд, где получил специальность химика флота, после чего распределили на Камчатку, в службу обеспечения подводных кораблей. Мы готовили воду высокой чистоты для атомных реакторов», - вспоминает иеромонах.
Именно во время перехода из Владивостока до Камчатки на известном океанском лайнере «Советский Союз» моряк Сергей Лукашенко и познакомился с морем в полной мере: и качку прочувствовали, и в шторм, проходя мимо Сахалина, попали. Шторм этот был такой силы, что перекрыты были все палубы на лайнере, однако совладать с желанием увидеть эту разбушевавшуюся стихию матрос Лукашенко не смог. Рискуя быть наказанным, вышел на палубу, прижался спиной к стене и, держась изо всех сил за поручни, не мог оторваться от явившейся взору картины. Это он сейчас говорит словами Священного Писания: «Господь воцарися, в лепоту облечеся!» - а тогда чувства его душу захлестнули подобно волнам Тихого океана.
Вспоминает отец Тихон и бессонные ночи в начале службы, когда многократно отрабатывались команды «подъём» и «отбой», и как оттачивалась техника пятисекундной готовности от подъема до построения; вспоминает залихватский танец «Яблочко», который лихо отплясывал он на сцене ДК офицеров вместе с другими сослуживцами, и камчатскую рыбалку, выходить на которую, правда, дозволялось лишь на третьем году службы. Не забыть ему парусиновой формы – сначала серой, жёсткой, но белеющей и смягчающейся с каждой стиркой.
Гюйс, брюки, бескозырка… Невероятно красиво! А когда ещё общее парадное построение – залюбуешься! Потом, когда Сергей вернулся после службы домой, в военно-морской форме он смог проходить от силы дня три – слишком нереальной она тогда казалась в небольшом сибирском городе, слишком приметной. И, конечно, до сих пор в последнее воскресенье июля, в День военно-морского флота, вспоминаются ему многочисленные яркие флажки, которыми украшалась вся флотилия кораблей.
Интересно, что после службы на флоте Сергею было предложено обучение в Киевской военной академии. Но почему-то внутри молодого человека возникло несогласие с тем, что он не сможет носить… длинные волосы. Про священничество тогда не было ещё и мысли.
Воцерковился же Сергей Лукашенко в 34 года, а в 35 уже стал служителем храма. Пришёл, вспоминает, на исповедь в Успенский собор, а его духовник Геннадий Фаст предложил идти служить. Предложение было неожиданным, но воспринял его будущий священник с большой радостью.
«А ещё, без сомнения, служба в армии подготовила нас к службе духовной, - рассуждает иеромонах. - Соблюдение субординации, смирение, умение общаться с разными людьми - очень хорошая подготовка и для жизни, и для службы.
Напутствие: «Никогда не жалел о службе на флоте. Для меня это было осознанно и почётно. Желаю, чтобы каждый новобранец с гордостью и пониманием нёс свою службу в армии»
Небо. Военная авиация
Дьякон Георгий (Юрий Руднев). Служитель Богоявленского собора и Спасо-Преображенского монастыря
Годы службы: 1980-1997
Место призыва: Минусинск
Место службы: Владивосток, Староконстантинов, Чехословакия, Саратов
Названному в честь первого космонавта, Юрию с самого детства мечталось о самолётах, но в старших классах он всерьёз увлекся игрой на гитаре и любовь к музыке победила: после окончания школы он поступает в Минусинское культпросветучилище. А в перспективе – учёба в консерватории, как говорят талантливому студенту преподаватели. Но армейская повестка внесла свои поправки в планы музыканта.
«Направление получил в морфлот, во Владивосток, на тяжёлый авианесущий крейсер «Минск», один из трёх авианосцев Советского Союза. Прослужил на нём до 1983 года. Ходили на боевую службу с Тихого океана в Индийский, с остановками в портах Бомбея, Йемена», - делится воспоминаниями Юрий Алексеевич.
Самая верхняя точка корабля – клотик. Высота – 70 метров. Разумеется, хоть раз забраться туда каждый матрос считал своим долгом. Вот оттуда-то в ясную погоду в открытом океане можно было любоваться лёгким изгибом Земли. Вот если бы ещё выше подняться… И он поднимется на высоту… 21 км! Таков динамический потолок одного из советских военных истребителей.
Дело в том, что служба на авианосце среди военных самолётов и в тесном общении с лётчиками всколыхнула юношескую мечту Юрия. После демобилизации в 1983 году он поступает в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков им. Ленинского комсомола. Как самого старшего и опытного, прошедшего флотскую службу, его ставят заместителем командира взвода. Дальше – четыре незабываемых года учёбы в одном из красивейших городов Украины. Распределение выпускник училища, лётчик истребителя МиГ-23, получил в Староконстантинов, дополнительно пройдя обучение на МиГ-29. После года службы переведён в Чехословакию, где находился на службе вплоть до вывода советских войск в 1991 году. Ещё шесть лет Юрий отлетал на МиГ-29 на военной авиабазе Сенная в Саратовской области, обеспечивая безопасность страны с воздуха. «Там получил и первый класс, и майора запаса», - продолжает Юрий Алексеевич.
Там же, в Саратовской области, он впервые задумался о Боге. А несколько лет назад решил посвятить свою жизнь служению, сначала помогая в храме пономарём, а затем был рукоположен в дьяконы. Кстати, музыка из его жизни никуда не исчезала: о своей службе на флоте и в авиации Юрий Руднев сложил и записал немало стихов и песен. В песне «Двум стихиям» он споёт: «Но небо всех красивей всё же – в нём синь, лазурь и глубина. Оно на море в штиль похоже – видна земная кривизна». Конечно, появились в его творчестве песни и стихи и на духовные темы.
"Двум стихиям" (песня)
Необозримые просторы
Открылись взору с высоты.
Видны леса, поля и горы,
Озёра, реки и мосты.
Но небо всех красивей всё же,
В нём синь, лазурь, голубизна.
Оно на море в штиль похоже -
Видна земная кривизна.
Припев:
Полёт идёт нормально на автопилоте,
И жизнь моя - сплошной автопилот.
И след инверсии струится,
Как след кильватерный в воде.
И воздух будто бы искрится,
Как брызги в радужной среде.
Похожи очень две стихии,
Как будто зеркало вдали.
Где ж вы года мои лихие?
Зачем так быстро вы ушли?
Напутствие призывникам: «Во время службы во мне выработался определённый стержень, который помогает мне преодолевать любые трудности. Не нужно ничего бояться, никаких сложностей. Всё преодолев, будете сильнее»
Оксана ВЛАСОВА